Очный тендер. Что такое тендер? И другие термины, связанные с тендерами. Зачем нужны тендеры и какая от них выгода

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер » широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке . Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

В последние годы понятие тендера прочно вошло в жизнь, приблизительное значение этого термина известно всем. Но все же, разобрать подробно и дать понятию тендер определение будет не лишним.

Столь популярное слово «тендер» является прямым заимствованием английского tender, которое означает торги или конкурс. Что интересно, законодательной базы под понятием «тендер» не существует – российские нормативные документы оперируют термином «конкурс», которое как нельзя более полно отражает суть процесса. Тем не менее, понятие тендера и его производные, такие как «тендерная комиссия», «тендерная заявка» и «тендерная документация» прочно вошли в обиход.

Историческая справка

Практика, называемая сегодня тендером, известна достаточно давно – еще в петровские времена подобная процедура применялась в России. После революции конкурсные торги перестали существовать – национализация промышленности и руководящая роль партии не оставили места для свободных конкурсов. Возобновилась система торгов в России только в 90-е годы и с тех пор динамично развивается.

В мировую практику понятие тендер, с детальной проработкой его структуры, привнесли США – практика конкурсных торгов была введена как один из методов борьбы с коррупцией и системой взяток, процветавшей в США в 50-х годах. Американцы постарались создать процесс, позволяющий сделать выбор поставщика максимально объективным, представив его в виде подробных пошаговых инструкциях проведения тендера.

Таким образом, процедура конкурсных закупок пришла в мировую практику. Идея пришлась ко двору и ее поддержала ООН: ЮНСИТРАЛ (комиссия по праву международной торговли) тщательно проработала и издала закон о закупках, касающийся как товаров, так и оказания услуг или проведения работ.

Закон был принят большинством стран и положен в основу при создании правил международных инвестиционных фондов.

К 60-м годам подобные конкурсы прочно вошли в мировую практику и в частном секторе экономики.

В случае госзакупок сегодня обязательным условием является проведение тендеров, как способа борьбы с коррупцией и определения наиболее выгодного поставщика. При этом, в зависимости от ряда факторов, применяют разные виды проведения торгов.

Основные виды тендеров

Невзирая на различие форм проведения, предмет тендера – это, прежде всего, запрос на поставку определенного продукта или услуги.

Законодательно оговорено применение различных процедур:

  • открытый тендер;
  • закрытый тендер;
  • двухэтапный тендер;
  • специализированный закрытый тендер;
  • запрос котировок;

Госзакупки проводятся через тендеры, как наименее предвзятый способ распределения заказов с заранее известными условиями и сроками, которые оговариваются в конкурсной документации. Получает госзаказ победитель конкурса– тот участник, предложение которого полностью соответствует условиям конкурсной документации и содержит наиболее интересное предложение. Бытующее мнение, что в тендерах всегда побеждает предложение с минимальной ценой, не соответствует действительности: цена предложения является одним из основных факторов, но не самым главным.

Современные тендеры квалифицируются согласно процедуры проведения: по числу возможных участников или по возможности внесения изменений в конкурсные требования.

Классификация торгов по допуску участников

По тому, какие участники допускаются к конкурсу, выделяют такие виды:

Открытый

В таком типе конкурса могут принять участие все желающие, о проведении таких торгов, в обязательном порядке заблаговременно, размещается информация в печатной периодике.

Свободный доступ к участию в торгах обеспечивает большое количество предложений и позволяет выбрать наиболее оптимальное предложение.

Открытый тип позволяет приобрести товар по наиболее подходящим условиям, так как именно открытые торги являются главным способом конкурсных закупок.

Тендер проводится или самим заказчиком, или лицом, им уполномоченным. Основным документом таких торгов является конкурсная документация. Ее распространяют бесплатно или по стоимости услуг по ее тиражированию и рассылке. В документации подробно расписывается сама процедура торгов, требования заказчика к продукту закупки и критерии отбора наиболее подходящего предложения.

Порядок проведения:

  1. Заявки для участия в тендере оформляются в соответствии с требованиями, прописанными в конкурсной документации. Кроме того, большое значение имеет соблюдение срока подачи документов. Заявка должна содержать, помимо описания предложения, описание гарантий, предоставляемых поставщиком. Это может быть банковская гарантия или договор поручительства.
  2. После того, как заявка на участие в конкурсе была принята, все поставщики принимают участие в публичном вскрытии заявок. При этом, озвучивается полный список конкурсантов и стоимость, указанная в их предложениях.
  3. После оглашения всей информации в задачу конкурсной комиссии входит проверка предоставленной документации на соответствие заявленным требованиям. Помимо всего прочего, проверка включает в себя вопрос квалификации поставщика и правомочности его действий.
  4. Завершается все определением победителя и заключением с ним контракта на поставку. Не всегда переговоры с победителем конкурса завершаются успешно и приводят к контракту. Зная о такой возможности, организаторы не теряют из вида поставщика, сделавшего второе по выгодности предложение.

Закрытый

Интересная форма конкурса – участвовать могут исключительно приглашенные поставщики. Применяется в случае закупок для нужд безопасности или обороны, когда закупки могут быть связаны с государственной тайной или если закупается технически сложное оборудование, которое имеет узкий круг поставщиков.

Закупки, которые проводятся через закрытый конкурс, должны быть согласованны с определенными государственными структурами для получения подтверждения правомочности проведения закрытого тендера.

Порядок проведения:

  1. Заказчик рассылает ограниченному числу лиц приглашения принять участие в тендере. После этого заинтересованный поставщик запрашивает конкурсную документацию и в полном согласии с ее требованиями готовит свое предложение.
  2. Поставщики имеют право задавать любые вопросы заказчику, позволяющие им сформулировать свое предложение наиболее выгодно.
  3. После, готовые предложения направляются на адрес заказчика, где принимаются и регистрируются. Заказчикам предоставляется расписка о получении конкурсной документации.
  4. Конверты с предложениями также вскрываются в присутствии заказчиков, предложения рассматриваются, и поставщик с самым подходящим предложением приглашается для заключения контракта.

Закрытый тендер представляет собой конкурс с целью определения поставщика с наиболее благоприятными условиями для подписания контракта на поставку.

В закрытых тендерах могут принять участие только те поставщики товаров и услуг, которые получили официальное приглашение на участие в торгах, так как объявления о проведении закрытых торгов не публикуется и не распространяется через средства массовой информации.

Классификация торгов по возможности изменения требований конкурса

Существует форма конкурса, когда возможно вносить изменения в требования к предмету поставки в результате обсуждения заявок участниками торгов и их организаторами.

Одноэтапный

В данной форме конкурса, переговоры не предусмотрены, а участники подают документы как для участия в тендере, так и с расчетом стать победителем.

Двухэтапный

Такие торги могут быть как открытыми, так и закрытыми. Такая форма торгов применяется в случае, когда заказчик в связи со сложностью закупаемой продукции не может окончательно сформулировать необходимые требования к предмету закупки. В этом случае на первом этапе заказчик определяет с поставщиками их возможности в решении задачи. Заказчик изучает поступившие предложения, которые не содержат цен, корректирует свои требования и вносит дополнения и изменения в конкурсную документацию. Второй этап конкурса проходит с тем же числом участников, которые повторно предоставляют свои предложения, но уже доработанные с учетом изменений в конкурсной документации и содержащие цены на предложение.

Двухэтапные торги достаточно редко применяются именно из-за затянутости самой процедуры, но в случае закупки дорогостоящего сверхсложного или уникального оборудования данный подход себя полностью оправдывает.

Другие виды конкурсных закупок

В то время, как тендер позволяет приобрести товар по наиболее благоприятной цене (далеко не всегда самой низкой), существует упрощенная форма торгов – запрос котировок.

Когда удобно опираться на котировки

В случае закупок серийных продуктов небольших объемов принята практика котировки цен – суть конкурса при этом остается, а вот документооборот упрощается очень сильно.

Данная схема очень продуктивно зарекомендовала себя при небольших объемах закупки – сравнивание нескольких ценовых предложений известных продуктов позволяет выявить предложение с минимальной ценой, что применительно к подобным закупкам является оправданным.

Заказчик выбирает лучшее ценовое предложение из полученных им котировок цен и предлагает поставщику заключить контракт на поставку. Следует заметить, что выбирать можно не менее, чем из трех предложений.

Заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион , так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений.

Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги, осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа , проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок , - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей в квартал по одноименным товарам), а также закупки у единственного источника, применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс . Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме , предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля года был принят федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др.

В дальнейшем были приняты Федеральные законы, вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу.

В соответствии с законодательством, государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации должны размещаться на едином официальном сайте госзакупок РФ zakupki.gov.ru и там же должны размещаться и итоги проведения этих торгов. Продублировать заказ на региональном сайте или другом источнике - допустимо, но публикация извещения о тендере на альтернативных источника при непубликации его на официальном сайте госзакупок - грубое нарушение.

18 июля 2011 года был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В законе речь идет о предприятиях с госучастием: о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50% и на их дочерние предприятия. Закон 223-ФЗ не устанавливает ограничений на проведение закупок - закупки могут проводиться как в традиционной форме, так и в электронной, то есть на любых электронных торговых площадках . Единственное, что требует данный закон - упорядочить проведение закупок, формально описав порядок проведения закупок и используемые формы закупочных процедур в Положении о закупках, и опубликовать это положение на сайте zakupki.gov.ru. Кроме того, если данный сайт по тем или иным причинам перестанет осуществлять свою деятельность, компаниям необходимо будет публиковать всю необходимую информацию на своих собственных сайтах.

Различные коммерческие закрытые тендеры могут не публиковаться на официальном сайте госзакупок. Часто они публикуются только на сайте компании заказчика, коих в интернете огромное множество. Однако существуют различные агрегаторы информации, на которые попадают и тендеры официального сайта, и тендеры не размещенные на нем.

Махинации с тендерными предложениями

Цель махинаций - обеспечить выигрыш заранее выбранного претендента. О том, что тендер проводится нечестно, можно узнать по ряду характерных признаков:

См. также

Примечания

Литература

  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тендер (торги)" в других словарях:

    Тендер, торги - TENDER 1. Тендер. Конкурсная форма размещения заказов на производство товаров и подрядов на выполнение определенных работ. Производителей или подрядчиков приглашают выдвигать предложения, из которых выбирают наиболее выгодное. См. Competitive… … Словарь-справочник по экономике

    Торги - (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… … Энциклопедия инвестора

    - (англ. tender от англ. tend обслуживать) многозначный термин. Экономика Тендер (торги) конкурсная форма проведения подрядных торгов. Тендер (извещение) извещение (уведомление) о намерении осуществить физическую поставку… … Википедия

    Предложение, поступающее при проведении торгов. нотис при поставке товара на фьючерской бирже. Словарь финансовых терминов. Тендер Тендер конкурсная форма проведения подрядных торгов; соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения … Финансовый словарь

    1. ТЕНДЕР [тэ; дэ], а; м. [от англ. tend обслуживать] 1. Вагон специальной конструкции, сцепленный с паровозом и предназначенный для хранения запасов воды, топлива и размещения вспомогательных устройств. Паровозный т. Перебросить уголь из тендера … Энциклопедический словарь

    - (англ.). 1) особого устройства вагон, следующий непосредственно за локомотивом, с водою и дровами, необходимыми для потребления во время пути. 2) одномачтовое мореходное судно, провожающее линейный корабль и служащее для передачи приказаний.… … Словарь иностранных слов русского языка

    торги - Традиционная форма торговли, заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим наиболее выгодные условии. К публичным Т. и выставлению продукции на биржу прибегают, в основном, государственные и общественные учреждения. По существу Т.… … Справочник технического переводчика

    Англ. tender А. Письменное предложение, заявка, оферта о подписке на ценные бумаги, на торги. Б. Извещение о намерении поставить товар по срочному контракту. В. Предложение на поставку товара, оказание услуг в виде торгов. Г. Международные торги … Словарь бизнес-терминов

    Тендер - (англ. tender) 1) торги в форме аукциона или конкурса, проводимые, напр., в целях продажи товаров, распределения заказов на строительные работы, размещения ценных бумаг; 2) публичное письменное предложение, заявка … Энциклопедия права

    - (от англ. tend обслуживать) 1) конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые, для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа; 2) письменное предложение, заявление о подписке на ценные… … Экономический словарь электронная книга


В кризисные времена перед руководителями компаний стоит вопрос не только удержания наработанных баз клиентов, но и привлечение новых. Самый лучший способ – участие в тендерах и различных электронных аукционах и торгах. Разобраться новичку в этом вопросе поможет пошаговая подробная инструкция. В рамках статьи также будут даны ответы на такие часто возникающие вопросы, как что такое ЭЦП, как проводятся госзакупки, а также какие документы необходимо собрать, чтобы участвовать в проводимых конкурсах и тендерах.

Что необходимо знать о тендерах

Основы правового регулирования проведения тендеров закреплены в гражданском законодательстве, а также ФЗ № 44 от 05.04.2013 г. в случаях, когда в роли заказчика выступают государственные и муниципальные органы.

Несмотря на то что термин тендер прямо не закреплен в законодательстве, он успешно используется в бизнес-кругах. Под тендерами понимаются все возможные виды торгов, проводимые с целью закупки различных товаров, оказания определенного рода услуг и работ. В качестве заказчика выступает организация, осуществляющая закупки. К участникам тендеров относятся юридические лица любой организационной формы, а также физические лица и ИП, надлежащим образом зарегистрированные для участия в тендерах.

Для торгов, которые проводятся государственными органами, все требования, предъявляемые к участникам, сформулированы в законе. Если в качестве заказчика выступают коммерческие организации, то все требования формулируются в самом заказе.

Все действия, связанные с проведением тендера и исполнением в дальнейшем условий контракта, объединены единым термином – закупка. Независимо от объектов, в качестве которых могут товары, работы (например, ремонт дорог) или услуги (например, проведение детских утренников), она начинается с момента заключения и заканчивается лишь исполнением всех обязательств по контракту.

Виды тендеров и их отличия

В зависимости от категории заказчика все проводимые в России тендеры можно разделить на 2 основных вида:

  • государственные – закупка товаров и услуг осуществляется для удовлетворения государственных нужд (заказчик — государственные органы), при этом её проведение основано исключительно на ФЗ 44;
  • коммерческие – в роли основного заказчика выступают организации, которые производят закупку для собственных нужд. Такие тендеры проводятся по правилам, разработанным заказчиком самостоятельно. При этом, как показывает практика, в большинстве своем они также проводятся, основываясь на принципах и правилах, сформулированных в ФЗ 44 (хотя для них он необязателен).

В зависимости от способа определения поставщиков (исполнителей) законодатель выделяет:

  1. Единственный исполнитель, как правило, при действующей монополии (например, перевозка ж/д транспортом).
  2. Конкурентные – основанные на выборе поставщика среди 2-х и более. Данный способ включает:
  • конкурсы – победитель выбирается среди исполнителей по лучшим предложениям и условиям;
  • аукцион – победитель избирается исходя из меньшей цены, предложенной за контракт;
  • запрос предложений;
  • запрос котировок.

Конкурсы могут быть закрытыми или открытыми, с ограниченным участием либо в обязательном порядке состоять из 2-х этапов, а аукционы могут проводиться как в электронном виде (онлайн), как и закрытым способом.

Каждый из рассмотренных видов тендеров имеет свои цели и правила проведения. Выбор способа определения исполнителя зависит от волеизъявления заказчика, также учитывается объект и сумма закупки.

Совет. Участие в торгах лучше всего начинать с котировок, поскольку поставщик определяется исходя из предложенной цены. Данный способ предполагает минимум затрат и достаточно прост в освоении новичками.

Инструкция по участию в тендерах для новичков

Любая компания, постоянно участвующая в различных тендерах или торгах, как правило, в своем штате имеет отдельного сотрудника, специализирующегося на данном направлении. Это связано с тем, что сбор полного пакета документов, подготовка котировки и непосредственно поиск подходящего тендера занимает значительную часть времени. Помимо этого, существуют организации, деятельность которых связана только с подготовкой конкурсной документации для своих клиентов.

Анализ законодательства позволил определить порядок и принципы участия в тендерах и торгах как в случаях с государственным заказчиком, так и с заказчиком в лице коммерческой организации. Новичку в этом направлении удобнее будет использовать следующую пошаговую инструкцию:

Участие в торгах подразумевает не только знание законодательства о тендерах, но и умение защищать свои интересы. Поскольку решение заказчика в пользу определенного поставщика не является окончательным и может быть обжаловано в ФАС. В случае удовлетворения жалобы поставщик, занявший по итогам проведенных торгов, может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство и в итоге победителем признается участник, занявший второе место.

Документы для участия в торгах и требования к ним

Сбор и надлежащее оформление документов не только позволяет заказчику изучить предложение потенциального контрагента и информацию о нем, но и поставщику увеличить шансы на заключение желанного контракта. Выбор поставщика осуществляется именно на основании предоставленных документов, поэтому их корректное заполнение – залог положительного решения по итогам тендера.

Законодатель для каждого из способов определения поставщиков предусматривает представление определенного пакета документов. Участие в открытом конкурсе возможно при предоставлении поставщиков следующих документов:

  • содержащих информацию об исполнителе – это полный пакет учредительных документов, выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП соответственно, полученная не позднее 1 месяца и документы, подтверждающие право конкретного сотрудника на их подачу;
  • коммерческое предложение, содержащее сведения об объекте закупки и предлагаемых потенциальным поставщиком условиях;
  • подтверждение качества поставляемых товаров, а также оказываемых услуг и работ, подтвержденное соответствующими сертификатами и иными документами (предоставляется по требованию заказчика);
  • обеспечительные меры, которые могут быть выражены в перечислении определенной суммы на счет заказчика либо предоставлении банковской гарантии.

Внимание! При подаче заявки все документы должны быть пронумерованы и сшиты, обязательным условием является их заверение подписью и печатью уполномоченного лица.

Участие в электронных торгах предполагает немного иной порядок для подачи сведений и обусловлен он общими правилами проведения онлайн-аукционов. Все документы оформляются в электронном виде, а контракты подлежат заключению на специализированных онлайн площадках. Сама заявка состоит из 2 частей (ст. 66 ФЗ):

  • содержит согласие исполнителя на поставку конкретного товара, оказание определенного вида услуги и может содержать рисунок или чертеж;
  • содержит сведения об исполнителе, о поставляемых товарах либо оказываемых услугах.

Как принять участие в тендере: видео

В этой статьи я расскажу Вам о видах тендеров и их особенностях. В первую очередь разделим их на два категории: открытые и закрытые. Первые предполагают полную публичность в плане доступности информации о самой закупке, критериях для участников торгов и процедуры самих торгов. Информация о таких тендерах в обязательном порядке публикуются в открытых источниках. Участником таких торгов может стать любое физическое и юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе ИП.

Особенностями закрытых тендеров являются ограничение круга участников торгов и отсутствие общедоступных публикаций (извещений) об их проведении. Такой вид закупок используется в случае наличия в тендерной документации информации, которая содержит государственную тайну, либо производителем (поставщиком) необходимых товаров (услуг) являются всего несколько компаний, а также в случае, если сумма закупки невелика, и затраты на проведение открытого конкурса нецелесообразны. Здесь же рассмотрим виды закрытых конкурсов. Таковыми бывают закрытые конкурсы и закрытые аукционы.

Поясню разницу между конкурсом и аукционом в сфере государственных закупок. Конкурс предполагает подачу пакета документов (заявки) от участника торгов на рассмотрение конкурсной комиссии. В заявке обязательно указываются все предложения участника торгов по конкретной закупке, включая цену. Заявки всех участников вскрываются одновременно. Победителем конкурса признаётся участник, предложивший наилучшую цену и условия выполнения контракта. Аукцион, в свою очередь, предполагает торги, на протяжении которых участники, в том или ином виде, соревнуются, предлагая лучшую (для заказчика) цену. Торги продолжаются до того времени, пока участники не прекратят делать предложения и лучшая цена не будет зафиксирована.

Далее перейдём к открытым тендерам. К ним можно отнести аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений и открытый конкурс. Наиболее интересным, по моему мнению, является аукцион в электронной форме. Подача заявок и проведение самих торгов происходит через Интернет посредством электронных торговых площадок (подробнее о них я писал в статье «Что нужно знать о государственных тендерах и как это поможет Вам заработать»). Преимуществами такого тендера можно назвать простоту участия, доступность для участников торгов и прозрачность проведения. Минусом же будет большое количество участников и, как следствие, высокий уровень конкуренции.

Запрос котировок предполагает получение цены на закупаемый товар (услугу) у нескольких поставщиков одновременно. Заказчик заключает контракт с тем, кто предлагает товар (услугу) по минимальной цене (всё просто и логично). Законодательство (а именно Закон РФ 44-ФЗ) запрещает проводить такие тендеры для закупок на более чем 500 тысяч рублей. Существуют ещё некоторые законодательные ограничения по проведению тендера в виде запроса котировок, но они касаются только заказчика, и рассматривать их в этой статье не имеет смысла.

Запрос предложений – это вид тендера, при проведении которого, участники торгов (поставщики) делают предложения заказчику, который, в свою очередь, сам выбирает наилучшие для себя условия. Конечно, при этом заказчик выставляет определённые требования к предложениям. Такой вид тендера подходит при закупке сложной техники, проведении масштабных мероприятий, реализации высокотехнологичных проектов. Например, такие тендеры проводились при подготовке к Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Открытый конкурс очень похож на описанный выше закрытый конкурс. Разница лишь в том, что к этому виду тендеров допускаются все желающие, а информация про закупку является общедоступной. Схема проведения конкурса остаётся той же.

Так же тендеры подразделяются на одно- и двухэтапные. При проведении закупок в один этап, победитель определяется сразу и, при отсутствии форс мажорных обстоятельств, с ним сразу заключается контракт. Если же закупка предполагает двухэтапный тендер, то на первом этапе участники торгов предлагают только технические условия выполнения заказа и, после проведения консультаций, конкурсная комиссия назначает второй этап. И уже на втором этапе проходит определение наилучшей цены. Такой вид закупки применяется при необходимости заказать сложные конструкторские работы, научные исследования и т.д.

Ещё нужно добавить, что все эти виды закупок могут использоваться как государственными так и коммерческими заказчиками.

Про детальные условия участия в каждом из видов тендеров, необходимые документы, сроки и ограничения можете спросить у наших специалистов. А чтобы не тратить свое время на изучение законодательства, терминологии и аукционной документации – доверьте нам подготовку Вашей компании к любому интересующему Вам тендеру.

error: Content is protected !!