Состояние и перспективы создания деловых центров при территориальных тпп. Положение о деятельности бизнес-клуба Общее положение о бизнес центре

Название документа:
Номер документа: 118-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 17 февраля 2009
Дата начала действия: 17 февраля 2009
Дата редакции: 02 апреля 2019

О создании казенного предприятия города Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеленоград" и обеспечении функционирования Центра развития предпринимательства Зеленоградского административного округа города Москвы с размещением бизнес-инкубатора...

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О создании казенного предприятия города Москвы
"Бизнес-инкубатор "Зеленоград" и обеспечении
функционирования Центра развития предпринимательства
Зеленоградского административного округа города
Москвы с размещением бизнес-инкубатора по адресу:
г.Зеленоград, ул.Юности, д.8


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2009 года N 464-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 31, 02.06.2009);
постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 724-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 45, 18.08.2009);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 27.12.2016) (вступило в силу с 1 января 2017 года);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 03.04.2019).
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы .

постановляет:

1. Принять предложение Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы о создании в ведомственном подчинении Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы казенного предприятия города Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеленоград".
постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

2. Принять к сведению, что наименование казенного предприятия города Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеленоград" изменено на казенное предприятие города Москвы "Корпорация развития Зеленограда" (далее - КП "Корпорация развития Зеленограда").
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

3. Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы совместно с префектурой Зеленоградского административного округа города Москвы, Департаментом городского имущества города Москвы и КП "Корпорация развития Зеленограда" обеспечить сохранение в течение не менее 10 лет целевого назначения объекта нежилого фонда по адресу г.Зеленоград, ул.Юности, д.8.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2019 года N 300-ПП .

4. Возложить на КП "Корпорация развития Зеленограда" обязанности:
постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП . - См. предыдущую редакцию)

4.1. Осуществлять функции управляющей компании, обеспечивать функционирование объектов нежилого фонда, закрепленных за ним на праве оперативного управления, в соответствии с утвержденной концепцией (п.7).
(Пункт 4.1 в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.2. Осуществлять функции по эксплуатации и техническому обслуживанию имущества, переданного КП "Корпорация развития Зеленограда" на праве оперативного управления.
(Пункт 4.2 в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.3. Оказывать субъектам малого и среднего предпринимательства, размещенным в объектах нежилого фонда, закрепленных за ним на праве оперативного управления, комплекс услуг в порядке, определенном настоящим постановлением.
(Пункт 4.3 в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.4. Осуществлять представление Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Департаменту городского имущества города Москвы необходимой информации (отчетов) по вопросам функционирования объектов нежилого фонда, закрепленных за ним на праве оперативного управления, о заключенных договорах аренды и наличии в бизнес-инкубаторе свободных нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, а также отчетов по форме, установленной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 14 июня 2005 года N 127 "Об утверждении перечней, форм и сроков представления документов победителями конкурса по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации".
(Пункт 4.4 в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2019 года N 300-ПП .

4.5. Пункт утратил силу с 1 января 2017 года - ..

5. Пункт утратил силу с 1 января 2017 года - постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ..

6. Пункт утратил силу с 1 января 2017 года - постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ..

7. Утвердить Концепцию функционирования КП "Корпорация развития Зеленограда" (приложение 1).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

8. Пункт утратил силу с 1 января 2017 года - постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ..

9. Пункт утратил силу с 1 января 2017 года - постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ..

10. Возложить на Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы функции уполномоченного органа государственной власти города Москвы, ответственного за деятельность КП "Корпорация развития Зеленограда".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2019 года N 300-ПП .

11. Установить, что предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства нежилых помещений осуществляется на основании решения Конкурсной комиссии по предоставлению нежилых помещений с учетом требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

12. Префектуре Зеленоградского административного округа города Москвы оказывать необходимое содействие Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы и КП "Корпорация развития Зеленограда" в обеспечении функционирования бизнес-инкубатора.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2019 года N 300-ПП .

13. Пункт утратил силу с 1 января 2010 года - постановление Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 724-ПП ..

14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Сергунину Н.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2019 года N 300-ПП .

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков

Приложение 1. Концепция функционирования казенного предприятия города Москвы "Корпорация развития Зеленограда"

________________

* Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП . - См. предыдущую редакцию..

1. Общие положения

1.1. Концепция функционирования казенного предприятия города Москвы "Корпорация развития Зеленограда" определяет основные принципы функционирования предприятия, порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства при размещении в объектах нежилого фонда, закрепленных за ним на праве оперативного управления, порядок оказания услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.2. В оперативном управлении казенного предприятия города Москвы "Корпорация развития Зеленограда" находятся объекты нежилого фонда, расположенные по адресам:

- г.Зеленоград, ул.Юности, д.8;

- г.Зеленоград, Сосновая аллея, дом 6А, стр.1, 2;

- г.Зеленоград, корпус 330, 1 этаж, помещение IV, комнаты 1-4.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

1.3. В составе объектов нежилого фонда функционируют:

- бизнес-инкубатор, который размещается по адресу: г.Зеленоград, ул.Юности, д.8, на 5-10 этажах, площадью 3031,5 кв.м;

- офисная зона - все остальные помещения, расположенные по адресу: г.Зеленоград, ул.Юности, д.8;

- производственно-технологическая зона - помещения, расположенные по адресу: г.Зеленоград, Сосновая аллея, дом 6А, стр.1, 2, г.Зеленоград, корпус 330, 1 этаж, помещение IV, комнаты 1-4.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

1.4. Целевое назначение объектов нежилого фонда сохраняется в течение не менее 10 лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

1.5. Организация деятельности объектов нежилого фонда осуществляется казенным предприятием города Москвы "Корпорация развития Зеленограда" (далее также - Управляющая компания), имеющим право на использование объектов нежилого фонда в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

1.6. В своей деятельности Управляющая компания взаимодействует с Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы, Департаментом городского имущества города Москвы, префектурой Зеленоградского административного округа города Москвы, другими органами исполнительной власти города Москвы, организациями инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2019 года N 300-ПП .

2. Цели деятельности и специализация бизнес-инкубатора

2.1. Основной целью деятельности бизнес-инкубатора является создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в научно-технической, инновационной и производственной сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий.

2.2. Специализация бизнес-инкубатора научно-техническая, инновационная, производственная.

2.3. Деятельность бизнес-инкубатора осуществляется с учетом приоритетных для города Москвы направлений развития науки и технологий.

2.4. Деятельность бизнес-инкубатора направлена на:

Создание условий для привлечения в научно-производственную сферу города Москвы высококвалифицированных кадров;
(Дефис в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

Увеличение числа действующих высокотехнологичных предприятий;

Увеличение числа занятых в инновационной и производственной сфере.

2.5. Деятельность бизнес-инкубатора осуществляется во взаимодействии с образовательными и научными организациями, расположенными на территории города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

2.6. Бизнес-инкубатор осуществляет поддержку предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду нежилых помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.

2.7. Для размещения в бизнес-инкубаторе на конкурсной основе привлекаются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие разработку перспективных видов продукции и технологий, которые могут быть доведены до серийного выпуска, востребованы на рынке и способны обеспечить устойчивые темпы роста объемов продаж и собственной капитализации предприятия за период его нахождения в бизнес-инкубаторе.

3. Основной перечень базовых и дополнительных услуг бизнес-инкубатора

3.1. В бизнес-инкубаторе обеспечивается предоставление по выбору субъекта малого предпринимательства набора базовых услуг, необходимых для размещения и обеспечения деятельности малых предприятий, в том числе:

Предоставление и эксплуатация адаптированных к потребностям малых предприятий производственных, офисных и складских помещений;

Консультационные услуги в области финансового менеджмента, кредитования, бухгалтерского учета, гражданского, корпоративного и налогового права;

Предоставление переговорных помещений и оборудованного зала (мебель, доска, проектор, телефон) для проведения лекций и семинаров;

Услуги по обслуживанию и ремонту компьютеров, оргтехники и доступ к сети Интернет;

Маркетинговые услуги (помощь в проведении маркетинговых исследований);

Организация участия в российских и международных выставках;

Широкое распространение информации о продукции, производимой малыми предприятиями, на семинарах, конференциях и т.д.;

Клининговые услуги и услуги по эксплуатации и ремонту инженерно-технологических систем;

Услуги общественного питания;

Предоставление парковочных мест.

3.2. С учетом специализации бизнес-инкубатора субъектам малого предпринимательства обеспечивается предоставление комплекса специализированных услуг, ориентированных на инновационные растущие компании:

Экспертиза проектов и помощь в подготовке бизнес-планов;

Привлечение инвестиций венчурных фондов и иных инвесторов (бизнес-ангелов);

Консультации по защите и управлению интеллектуальной собственностью;

Тренинг по инновационному менеджменту и управлению проектами;

Доступ к электронным базам данных.

3.3. Для начинающих субъектов малого предпринимательства, размещенных в бизнес-инкубаторе, дополнительно обеспечивается предоставление услуг, направленных на сокращение затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности (организационных и финансовых издержек):

Услуги коллективного секретариата (прием телефонных звонков, факсов, прием и отправка почтовой корреспонденции и другие);

Предоставление в аренду компьютеров;

Организация центра коллективного пользования дорогостоящей офисной техникой (цветной принтер, сканер, факс, многофункциональный копир);

Бухгалтерские и юридические услуги.

3.4. Комплекс услуг, предоставляемых Управляющей компанией субъектам малого предпринимательства, размещенным в бизнес-инкубаторе, оказывается в соответствии с расценками, утвержденными Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2019 года N 300-ПП .

3.5. Ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства по договорам аренды нежилых помещений в бизнес-инкубаторе устанавливаются в следующих размерах:

- в первый год аренды - 40 процентов от рыночной ставки арендной платы, определенной на основании заключения независимого оценщика;

- во второй год аренды - 60 процентов от рыночной ставки арендной платы, определенной на основании заключения независимого оценщика;

- в третий год аренды - 100 процентов от рыночной ставки арендной платы, определенной на основании заключения независимого оценщика.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

3.6. Казенное предприятие города Москвы "Корпорация развития Зеленограда" по согласованию с Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предоставляет в аренду нежилые помещения в офисной и производственно-технологической зонах по рыночной величине годовой арендной платы за один квадратный метр нежилой площади, установленной на основании заключения независимого оценщика, по результатам конкурентных процедур.
постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП)

4. Принципы отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления нежилых помещений в бизнес-инкубаторе и производственно-технологической зоне

(Название в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.1. Отбор субъектов малого и среднего предпринимательства для размещения в бизнес-инкубаторе и производственно-технологической зоне осуществляется на конкурсной основе.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.2. Конкурсный отбор претендентов из числа субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления нежилых помещений в бизнес-инкубаторе и производственно-технологической зоне осуществляется на основании решения Конкурсной комиссии по предоставлению нежилых помещений (далее - Конкурсная комиссия). Положение о Конкурсной комиссии, ее состав, порядок и сроки проведения конкурсного отбора утверждаются Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Москвы от 2 апреля 2019 года N 300-ПП .

4.3. Пункт утратил силу с 1 января 2017 года - постановление Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП ..

4.4. С целью обеспечения эффективности и компетентности принимаемых решений Конкурсная комиссия вправе направить поступающие заявки (бизнес-планы) субъектов малого и среднего предпринимательства для проведения экспертизы в создаваемый при бизнес-инкубаторе Экспертный совет.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

В состав Экспертного совета могут входить представители органов исполнительной власти города Москвы, Министерства экономического развития Российской Федерации, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере города Москвы, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, частных венчурных фондов, индивидуальных инвесторов, специализирующихся на ранних стадиях поддержки инновационных технологий (бизнес-ангелов).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.5. Субъекты малого и среднего предпринимательства, претендующие на предоставление нежилых помещений в бизнес-инкубаторе и производственно-технологической зоне, представляют в Управляющую компанию следующие материалы:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.5.1. Заявка на размещение в бизнес-инкубаторе и (или) производственно-технологической зоне (по установленной форме).
(Пункт 4.5.1 в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.5.2. Копии учредительных документов (для юридических лиц).

4.5.3. Копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц) или копия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей).

4.5.4. Сведения, подтверждающие внесение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
(Пункт 4.5.4 в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.5.5. Бизнес-план, содержащий:

Описание продукта, являющегося результатом реализации предпринимательского проекта;

Данные о разработчиках проекта и руководителе (образование, опыт предпринимательской деятельности);

Предварительный финансовый план;

Предварительный перечень потребностей в услугах бизнес-инкубатора.

4.6. Рассмотрение заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на размещение в бизнес-инкубаторе и производственно-технологической зоне осуществляется с учетом таких критериев, как:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

Вид деятельности, его соответствие приоритетным для города Москвы направлениям развития науки и технологий;

Конкурентоспособность производимого (разрабатываемого) продукта;

Финансово-экономические показатели;

Экологическая безопасность проекта (соответствие технологий предприятия требованиям экологической безопасности);

Создание новых рабочих мест.

4.7. С субъектами малого предпринимательства, ставшими победителями конкурсного отбора, Управляющая компания объекта нежилого фонда заключает соответствующие договоры аренды нежилых помещений исходя из наличия свободных помещений в бизнес-инкубаторе и заявок субъектов малого предпринимательства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .

4.8. Размер площади нежилого помещения, предоставляемого в аренду одному субъекту малого предпринимательства, не может превышать 15 процентов от размера общей площади бизнес-инкубатора.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2017 года постановлением Правительства Москвы от 27 декабря 2016 года N 950-ПП)

Приложение 2. Положение о Конкурсной комиссии по предоставлению субъектам малого предпринимательства нежилых помещений в бизнес-инкубаторе

____________________________________________________________________

постановление Правительства Москвы
от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .
____________________________________________________________________

Приложение 3. Состав Конкурсной комиссии по рассмотрению заявок субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение в аренду нежилых помещений в бизнес-инкубаторе

____________________________________________________________________
Приложение утратило силу с 1 января 2017 года -
постановление Правительства Москвы
от 27 декабря 2016 года N 950-ПП .
____________________________________________________________________

Приложение 4. Внесение изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 420-ПП. 4. План мероприятий

4. План мероприятий

Подпрограмма 2. Усиление рыночных
позиций малого предпринимательства

Раздел 2.1.

Имущественная поддержка малого предпринимательства

п.2.1.1 плана мероприятий

Обеспечение субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры нежилыми помещениями

Обеспечение малых предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства города Москвы нежилыми помещениями, отвечающими современным функциональным, технологическим и экологическим требованиям, вовлечение малых предприятий в инвестиционные процессы строительства
имущественных комплексов

Подготовка совместно с префектурами административных округов технических заданий на строительство объектов для размещения субъектов малого предпринимательства (технопарки, многофункциональные деловые центры, бизнес-инкубаторы и т.д.).

Подбор совместно с префектурами административных округов, с Москомархитектурой земельных участков для размещения объектов малого предпринимательства. Подготовка актов разрешенного использования земельных участков.

Разработка предпроектной и проектно-сметной документации на строительство объектов малого предпринимательства.

Конкурсный отбор (создание) управляющих компаний. Привлечение субъектов малого предпринимательства в качестве соинвесторов на строительство объектов для малого предпринимательства.

Выполнение работ, связанных с проектированием, организацией строительства и вводом в эксплуатацию объектов для малого предпринимательства.

Создание и развитие производственно-технологических объектов для малых предприятий Москвы, в том числе логистических и распределительных центров.

Подготовка необходимой документации для проведения работ по ремонту нежилых помещений организаций городской и окружной инфраструктур поддержки малого предпринимательства.

Проведение текущего и капитального ремонта нежилых помещений, технологическое оснащение и ввод в эксплуатацию объектов организаций городской и окружной инфраструктур. Техническое оснащение здания бизнес-инкубатора много функционального технопарка малого бизнеса по адресу: ул.Твардовского, 8.

Предоставление субсидии на компенсацию затрат КП "Бизнес-инкубатор "Зеленоград" на первоначальном этапе функционирования по адресу: г.Зеленоград, ул.Юности, д.8.

Ожидаемые результаты

Количество объектов недвижимости - не менее 50.

Общая площадь, тыс.кв.м, не менее 1000,0.

Создание новых рабочих мест, тыс.чел., не менее:

2007 год - 5,0

2008 год - 1,3

2009 год - 15,0

Объем привлеченных инвестиций, млн.руб.:

2007 год - 5600

2008 год - 500

2009 год - 1530

Строительство объектов, тыс.кв.м:

2007 год - 60,0

2008 год - 15,0

2009 год - 285,0

Ресурсное обеспечение (млн.руб.)

Источник

Бюджет г.Москвы,

в том числе субсидии

Иные источники (привлеченные средства)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О создании казенного предприятия города Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеленоград" и обеспечении функционирования Центра развития предпринимательства Зеленоградского административного округа города Москвы с размещением бизнес-инкубатора по адресу: г.Зеленоград, ул.Юности, д.8 (с изменениями на 2 апреля 2019 года)

Название документа: О создании казенного предприятия города Москвы "Бизнес-инкубатор "Зеленоград" и обеспечении функционирования Центра развития предпринимательства Зеленоградского административного округа города Москвы с размещением бизнес-инкубатора по адресу: г.Зеленоград, ул.Юности, д.8 (с изменениями на 2 апреля 2019 года)
Номер документа: 118-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 13, 03.03.2009
Дата принятия: 17 февраля 2009
Дата начала действия: 17 февраля 2009
Дата редакции: 02 апреля 2019

Продуманный план - основа любого дела, и неукоснительное следование ему - залог успеха в любом предприятии.

Вашему вниманию представлены некоторые обоснования необходимости иметь четкий бизнес-план перед началом реализации проекта постройки бизнес-центра. Кроме того, тут описаны его основные структурные элементы и указаны возможные промахи и ошибки при его составлении.

Экономические предпосылки

На фоне улучшений условий для предпринимательства, которые были отмечены в рейтинге «Doing Business» IFC (Международная финансовая корпорация), все больше инициативных людей решают открыть свой . Растущая экономика, и соответственно, увеличение спроса и покупательской способности населения, делают эту идею все более привлекательной. Сейчас много людей, желающих зарабатывать деньги для себя, открывают тысячи малых предприятий и компаний ежегодно, естественно возникает устойчивый спрос на элементарные условия и удобства для ведения бизнеса. Ведь кроме зарегистрированного юридического адреса, предпринимателю необходим полноценный офис и набор обязательных услуг. С увеличением доли предприятий, работающих в сфере информационных услуг и технологий, также возрастает потребность в комфортном и современном офисе с хорошей линией интернета, больше для осуществления этой деятельности таким предприятиям практически ничего не требуется.

Вернуться к оглавлению

Альтернативы аренде практически нет

Из этого значительного количества людей, начинающих организовывать свое дело, подавляющая часть не готова тратится на покупку постоянного офиса и предпочитают его арендовать. Им более интересно удобное и презентабельное помещение для текущей работы и переговоров с необходимым набором услуг недалеко от центра города, чем то, которое, возможно, они могут себе позволить приобрести на окраине.

На этом фоне, постоянно увеличивающегося спроса, стало особенно актуальным и выгодным предоставление этих услуг путем строительства современных бизнес-центров с последующей сдачей площадей в аренду.

Этот вариант вложения средств в настоящий момент считается одним из наиболее доходных и перспективных, но чтобы этот проект реализовать максимально быстро и эффективно, нужен четкий и хорошо продуманный бизнес-план. Разумеется, определяющими факторами на момент формирования стратегии проекта будут:

  • уровень бизнес-центра;
  • местоположение и условия в конкретном регионе;
  • стоимость строительства или капитального ремонта;
  • возможность подключения к коммунальной инфраструктуре;
  • доступность банковских финансовых инструментов.

После проработки этих вопросов, целесообразно начинать разрабатывать сам бизнес-план, который, чтобы стать эффективным, должен иметь вполне конкретную структуру и форму.

Вернуться к оглавлению

Основные положения

1. Краткое начальное описание.

Здесь содержится разъяснение и обоснование самой идеи строительства бизнес-центра и ее привлекательности. Кроме того, для полноты восприятия картины целиком, показаны общие планируемые капиталовложения, сроки выполнения и прогнозируемая рентабельность.

2. Главное описание.
В этом разделе обозначены цели проекта по их приоритету: капиталовложение и окупаемость; план по завоеванию сегмента рынка аренды офисной недвижимости; удовлетворение спроса на эти услуги; создание новых рабочих мест и т.п. Здесь объясняются преимущества и недостатки месторасположения бизнес-центра, его общая площадь застройки, наименования и предназначение отдельных помещений и участков.
Например: офисы, конференц-залы, магазины, службы,парковки и т.д.

3. Предоставляемые услуги.
Данный пункт посвящен подробному описанию комплекса предоставляемых услуг, основной из которых является непосредственно аренда офисных и торговых помещений. Начать стоит с подробного перечисления площадей и помещений, их описания, включающего в себя назначение и вместимость. В этом разделе содержится перечень и коммерческое обоснование дополнительных услуг, таких как Wi-Fi и телефония, общепит, паркинг, охрана и пр.

4. Оценка рынка услуг аренды офисной недвижимости.

Цель этого раздела обоснование конкурентоспособности предоставляемых услуг на фоне существующего рынка того региона, где планируется размещение бизнес-центра. Для этого нужно провести тщательный анализ качества и стоимости аналогичных услуг потенциальных конкурентов, перечислить наиболее близких по уровню с их краткими характеристиками. Часть раздела следует посвятить анализу потребителей и их потребностей.

5. Маркетинг проекта.
На основании содержания предыдущего раздела, формируются заключительные выводы о состоянии рынка аренды офисной недвижимости и представляется конкретный план по продвижению услуги.

6. Управление и обслуживание.
Речь тут идет о структуре и количестве управленческого и обслуживающего персонала, его иерархии, с указанием обязанностей человека на конкретной должности, график работы, планируемая заработная плата, и в заключение, общие расходы на содержание всего коллектива.

7. Финансирование

Подробный план по обеспечению проекта средствами и последующему его содержанию. Указаны конкретные объемы финансирования и их источники, и для наглядности показано их процентное соотношение. Если в проект привлечены заемные средства, обязательно нужно указать условия кредитования и погашения. Кроме того, в план должны быть включены текущие расходы на содержание, и, как итог, представлен график окупаемости проекта.

8. Оценка вероятных рисков.
Проект бизнес-центра требует больших капиталовложений, и первоочередной задачей становится эффективность расходования этих средств и минимизация возможных потерь от непредвиденных ситуаций. Поэтому следует скрупулезно определить и оценить все возможные риски, будь то юридические проблемы, возникающие из-за несовершенного законодательства, технические вопросы строительства или последующей эксплуатации оборудования, а также ошибки в оценке профильной рыночной среды из-за резкого изменения ее конъюнктуры.

Качественный бизнес-план должен содержать точные цифры и расчеты, на которые влияют множество факторов, но для представлении о приблизительных объемах затрат, можно привести пример типичного бизнес-центра площадью 45000 кв.м., расположенного в одном из крупнейших городов. Этот комплекс класса “А”, выполненный из железобетона и включающий в себя конференц-зал, магазины, кафе, подземную парковку, потребовал около $9 млн. начальных инвестиций и затем последующего финансирования текущих задач на протяжении 10 кварталов.

Положение

о деятельности «Бизнес - инкубатора» Муниципального Фонда поддержки развития экономики и предпринимательства Лужского района «Социально-деловой Центр»

  1. Общие положения

Положение о деятельности «Бизнес - инкубатора» Муниципального Фонда поддержки развития экономики и предпринимательства Лужского района «Социально-деловой Центр» (далее - Положение) является внутренним нормативным документом, разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Фонда, определяет цели и задачи «Бизнес - инкубатора», основные виды услуг, а также порядок взаимодействия в ходе осуществления деятельности.

Адрес «Бизнес-инкубатора»: 188230, Ленинградская область г.Луга, пр. Кирова, д.56, каб. № 24,27,30,31,32,36,37 и помещение конференц - зала.

  1. Основные понятия и определения для целей реализации настоящего положения.

2.1 «Бизнес-инкубатор» - структурное подразделение Муниципального Фонда поддержки развития экономики и предпринимательства Лужского района «Социально-деловой Центр» (далее - МФПРЭиП ЛР «СДЦ»), созданное для поддержки предпринимателей путем предоставления рабочих мест в нежилых помещениях и оказания консультационных, информационных услуг, в том числе на льготных условиях.

2.1. Управляющая организация - МФПРЭ и П ЛР «СДЦ»- юридическое лицо, осуществляющее управление деятельностью «Бизнес - инкубатора».

2.2. Субъект малого предпринимательства - субъект хозяйствования, соответствующий категории субъекта малого предпринимательства, установленной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2.2. Резидент «Бизнес-инкубатора» - субъект малого предпринимательства, прошедший процедуру отбора с положительным результатом в соответствии с положением о проведении конкурса по размещению субъектов малого предпринимательства в «Бизнес-инкубаторе» и заключивший договор о предоставлении рабочих мест в «Бизнес-инкубаторе».

2.3. Проект - план, идеясубъекта малого предпринимательства, направленный на создание продукта и/или услуги, соответствующий допустимым направлениям деятельности резидентов « Бизнес - инкубатора».

2.4. Услуги «Бизнес - инкубатора» - услуги, оказываемые резидентам «Бизнес - инкубатора», в том числе в виде консультаций, информационных услуг, организации мероприятий, доступа к информационным ресурсам и инфраструктуре «Бизнес - инкубатора».

2.5. Конференц - зал - помещение «Бизнес - инкубатора», оснащенное соответствующим мультимедийным оборудованием и предназначенное для проведения специализированных мероприятий для резидентов и партнеров «Бизнес -инкубатора».

2.6. Оборудованное/не оборудованное рабочее место (далее рабочее место) - рабочее место в нежилом помещении, находящемся в безвозмездном пользовании МФПРЭ и П ЛР «СДЦ», выделенном под размещение «Бизнес - инкубатора», предоставляемое Управляющей организацией субъектам малого предпринимательства, ведущим деятельность менее трех лет, в соответствии с договором, заключенным по итогам конкурса по размещению субъектов малого предпринимательства в «Бизнес - инкубаторе».

  1. Цели и задачи «Бизнес - инкубатора».

3.1. «Бизнес-инкубатор» осуществляет свою деятельность с целью создания благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства и улучшения инвестиционного климата на территории Лужского муниципального района.

3.2. Основными задачами «Бизнес - инкубатора» являются:

Стимулирование создания новых предприятий;

Стимулирование создания новых рабочих мест;

Содействие предпринимательской активности, расширение спектра видов деятельности;

Комплексное и квалифицированное обслуживание субъектов малого предпринимательства на раннем этапе их развития, в том числе оказание консультационных, информационных, бухгалтерских услуг;

Повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательств;

Развитие деловой активности населения Лужского муниципального района.

  1. Деятельность «Бизнес - инкубатора».

4.1. Для осуществления деятельности «Бизнес - инкубатора» в МФПРЭ и П ЛР «СДЦ» выделяются нежилые помещения каб. №№ 24, 27, 30, 31, 32, 36, 37 и помещение конференц - зала оборудованные/необорудованные мебелью и оргтехникой.

«Бизнес - инкубатор» должен соответствовать следующим основным требованиям:

Наличие не менее 6 рабочих мест;

Наличие компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь;

Наличие не менее одной оборудованной (мебель, доска и телефон) переговорной комнаты;

Наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор и телефон) зала для проведения лекций, семинаров и других обучающих занятий;

Наличие интернет-канала для не менее 60% рабочих мест «Бизнес - инкубатора».

4.2. Рабочие места, предоставляемые в «Бизнес - инкубаторе» имеют офисное/производственное назначение.

4.3. Резидентом «Бизнес - инкубатора» может быть субъект малого предпринимательства, с даты регистрации которого прошло не более 5-ти лет

4.4. В пользование одному субъекту малого предпринимательства может быть предоставлено не более двух рабочих мест в «Бизнес-инкубаторе» при условии, что занимаемая площадь одним Резидентом не превышает 20 метров квадратных.

Заключение договора о предоставлении рабочих мест с победителем конкурса не дает Резиденту права регистрации адреса в качестве юридического адреса.

4.5. «Бизнес-инкубатор» обеспечивает оказание следующих основных услуг:

Предоставление в пользование субъектам малого предпринимательства рабочих мест в нежилых помещениях «Бизнес - инкубатора» в порядке и на условиях, определенных настоящим положением и договором о предоставлении рабочих мест в «Бизнес - Инкубаторе», заключаемых по итогам конкурса по размещению субъектов малого предпринимательства в «Бизнес - инкубаторе»;

Осуществление технической эксплуатации здания (части здания) «Бизнес - инкубатора»;

Консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, развития предприятия, бизнес - планирования;

Организация семинаров, тренингов с приглашением специалистов по направлениям деятельности;

Доступ к сети интернет.

Условия доступа Резидентов к услугам «Бизнес - инкубатора» основываются на принципе равенства всех субъектов малого предпринимательства, прошедших конкурсный отбор. Ни одному из Резидентов «Бизнес-инкубатора» не могут быть созданы преимущественные условия доступа к услугам, оказываемым в соответствии с настоящим Положением.

4.6. Наряду с льготной стоимостью предоставляемых в пользование рабочих мест и набором основных услуг «Бизнес-инкубатор» предоставляет Резиденту платные услуги, формирование и отправка налоговой и бухгалтерской отчетности.

4.7. Размер платы за каждое предоставленное рабочее место в «Бизнес - инкубаторе» утверждается приказом руководителя Управляющей организации и устанавливается с применением льгот.

4.8. Для субъектов малого предпринимательства стоимость предоставления рабочего места в «Бизнес - инкубаторе» составляет:

В первый год - не более 40% от утвержденной стоимости рабочего места;

Во второй год - не более 60% от утвержденной стоимости рабочего места;

В третий год - не более 100% от утвержденной стоимости рабочего места.

4.9. Управляющая организация обеспечивает хозяйственное обслуживание, охрану и оказание иных услуг по технической эксплуатации помещений и здания «Бизнес - инкубатора» в целом и централизованную оплату этих услуг.

4.10. Виды, стоимость и объем других услуг определяются договорами в конкретных областях сотрудничества, заключенными между Резидентами «Бизнес - инкубатора» и Управляющей организацией.

4.11. Финансовые операции «Бизнес - инкубатора» ведутся бухгалтерией Управляющей организации.

  1. Основания и порядок предоставления рабочих мест в «Бизнес - инкубаторе» субъектам малого предпринимательства.

5.1. Основанием для заключения договора о предоставлении рабочих мест в нежилых помещениях «Бизнес-инкубатора» в пользование субъектам малого предпринимательства являются результаты конкурса между субъектами малого предпринимательства.

5.2. Условия допуска субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсе:

Срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не превышает трех лет (преимущества имеют субъекты малого предпринимательства, с момента регистрации которых прошло не более одного года);

Вид деятельности субъекта малого предпринимательства соответствует специализации «Бизнес - инкубатора»;

На конкурс представлена презентация бизнеса, подтверждающая целесообразность размещения субъекта малого предпринимательства в «Бизнес - инкубаторе»;

Отсутствует задолженность по расчетам с бюджетом.

5.3. Конкурс по размещению субъектов малого предпринимательства в «Бизнес - инкубаторе» проводится конкурсной комиссией (далее - конкурсная комиссия) не чаще одного раза в месяц и не реже одного раза в год, по мере поступления заявок. В состав конкурсной комиссии в обязательном порядке включаются представители МФПРЭиП ЛР «СДЦ», администрации Лужского муниципального района и ГКУ ЛО «Лужский центр занятости населения», представители общественности.

Положение о проведении конкурса по размещению субъектов малого предпринимательства в «Бизнес - инкубаторе» и положение о конкурсной комиссии утверждается руководителем Управляющей организации и согласовывается с главой администрации Лужского муниципального района.

5.4. В «Бизнес - инкубаторе» не допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих следующие виды деятельности:

Финансовые, страховые услуги;

Розничная/оптовая торговля;

Строительство;

Услуги адвокатов, нотариат;

Медицинские услуги;

Общественное питание;

Производство подакцизных товаров;

Добыча и реализация полезных ископаемых;

Игорный бизнес/ломбарды.

5.5. Максимальный срок предоставления рабочих мест в «Бизнес - инкубаторе» в пользование субъектам малого предпринимательства не должен превышать трех лет.

  1. Права и обязанности Управляющей организации.

6.1. Управляющая организация:

Утверждает положение о Конкурсной комиссии по отбору претендентов на размещение в «Бизнес - инкубаторе»;

Утверждает положение о проведении конкурса по размещению субъектов малого предпринимательства в «Бизнес - инкубаторе»;

Утверждает стоимость рабочего места в « Бизнес - инкубаторе»;

Определяет условия заключения договоров с субъектами малого предпринимательства;

Обеспечивает урегулирование споров, связанных с размещением в «Бизнес - инкубаторе» субъектов малого предпринимательства;

Согласовывает с главой администрации Лужского муниципального района положение о Конкурсной комиссии по отбору претендентов на размещение в «Бизнес - инкубаторе», положение о проведении конкурса по размещению субъектов малого предпринимательства в «Бизнес - инкубаторе»;

Обеспечивает прозрачность деятельности конкурсной комиссии по предоставлению рабочих мест в «Бизнес - инкубаторе».

Как "вдохнуть жизнь" в должностную инструкцию?

Для многих отечественных организаций должностная инструкция - практически единственный регламентирующий (организационно-распорядительный) документ, определяющий задачи, на решение которых должны быть направлены усилия ее сотрудников. Укоренившаяся привычка формального отношения к этому инструменту управления со стороны как руководителей, так и персонала советских, а затем и постсоветских организаций, превратили ее в "пустышку", используемую в большинстве случаев в качестве юридического обоснования увольнения работника за "несоответствие занимаемой должности". Как "вдохнуть жизнь" в должностную инструкцию, получив при этом эффективный инструмент управления организацией?

Опыт работы со многими украинскими предприятиями показывает, что в большинстве случаев к описанию организации они применяют традиционный подход "снизу-вверх", то есть путем анализа сначала всех выполняемых работ к осознанию потенциала, сущности бизнеса компании.

Созданные таким образом регламентирующие документы во многом расходятся с действительностью и, как следствие, отвергаются персоналом, лишая организацию эффективного инструмента управления. Что теряют такие организации?

Прежде всего, должностная инструкция - ценный источник информации для усовершенствования всей системы управления. Не располагая объективными данными о расхождении между имеющимися и требуемыми компетенциями персонала, компания теряет возможность оценить внутренний потенциал команды и правильно сформулировать свою конкурентную позицию, а следовательно - адекватно работать на рынке. Во-вторых, должностная инструкция является руководством к действию для сотрудников организации - она дает информацию о том, решения каких задач от них ожидают, каким образом они участвуют в достижении целей компании и на основании каких критериев будут оцениваться результаты их работы. Таким образом, недействующие должностные инструкции не создают условий и не мотивируют персонал работать на достижение целей компании.

Будучи основанием для подбора сотрудников на соответствующие вакансии, должностная инструкция влияет на эффективность формирования кадрового потенциала организации.

От стратегии к документированию

Каким же образом можно изменить сложившийся порядок вещей? Пример украинской компании, который приводится ниже, можно рассматривать как "классический вариант" перехода к системе управления, нацеленной на выполнение стратегических целей компании, и превращение должностной инструкции в эффективный инструмент управления.

Речь пойдет о проекте трансформации системы управления украинского предприятия в процессно-ориентированную. Здесь был реализован целый комплекс мероприятий, начиная с формулировки целей развития, оптимизации портфеля продукции, выделения стратегических бизнес-единиц, что, естественно, наложило отпечаток на систему управления, организационную структуру и привело к кадровым перестановкам. Таким образом возникла необходимость переработки документов, регламентирующих деятельность компании, в первую очередь - положений о структурных подразделениях и должностных инструкций (рис. 1).

Рисунок 1. Последовательность разработки документов,
регламентирующих деятельность организации

Построение модели бизнеса

Определяя стратегию изменений, собственник выделил два бизнес-центра (два основных вида продукции), на которых должен строиться бизнес компании и поставил задачу интегрировать ее с другой группой компаний, что стало основой для построения модели бизнеса этой компании. Первоначально была создана модель бизнес-процессов и соответствующая организационная модель на макроуровне, с детализацией, достаточной для нормальной работы компании в период перехода от старой системы управления к новой (рис. 2, 3).

Рисунок 2. Бизнес-процессы макроуровня (отображение в стандарте IDEF0)

Рисунок 3. Организационная структура (выделение бизнес-центров и поддерживающих центров)

Как видно из этих рисунков, созданная система управления организацией является процессно-ориентированной: в бизнес-центрах сосредоточены все работы, создающие потребительскую стоимость, отдельно выделены подразделения - поддерживающие центры, в которых реализуются поддерживающие процессы. Следовательно, в бизнес-центрах выполняются только те работы, которые непосредственно оплачиваются потребителем - от определения их потребностей и ожиданий до производства и передачи им соответствующих продуктов. Поддерживающие центры призваны обеспечивать эффективную работу бизнес-центров, управляя персоналом компании, гарантируя юридическую, физическую и информационную безопасность, разрабатывая технологические нововведения, обеспечивая основное производство электроэнергией, теплом, паром и т.д.

После того как новая макромодель бизнеса была построена, последовало перемещение персонала по созданным структурным единицам. Основанием для перестановки руководителей высшего и среднего звена послужили результаты проведенного сторонними экспертами управленческого аудита. Собственник сформулировал требования к руководителям предприятия - знать, какими качествами должен обладать менеджер с точки зрения корпоративной культуры, и определить его способность осуществлять положительные изменения. Из этих требований консультанты сформировали набор показателей/критериев (компетенций ), а именно: "лидерство", "понимание сущности бизнеса" и т.д., по которым и проводился управленческий аудит (оценка менеджеров компании), а затем на основе сопоставления требований к должностям и компетенций менеджеров осуществлялась перестановка сотрудников/менеджеров и разрабатывались планы обучения персонала.

Положение о структурных подразделениях

После изменения организационной структуры и перемещения персонала сложилась ситуация, в которой новая система управления существовала без подтверждающих и регламентирующих ее работу документов. Топ-менеджеры высказали опасения в связи с возможностью возникновения хаоса во взаимоотношениях между новыми структурами. Поэтому следующим шагом стала концентрация усилий на документировании системы управления. Было выделено 3 первоочередных регламентирующих документа: положение о совете директоров, положение о структурных подразделениях, должностные инструкции руководителей и специалистов компании.

Положение о совете директоров заменило, по сути, должностные инструкции директоров бизнес-направлений компании - здесь были описаны правила и принципы управления компанией, определен круг вопросов, решаемых на уровне совета директоров.

Построенные с помощью кейс-средств моделирования, бизнес-процессы легли в основу положений о бизнес-центрах и поддерживающих центрах. Положение об отделах потребовало некоторой детализации описания бизнес-процессов. Отличительной особенностью созданной организационной структуры было то, что границы бизнес-процессов на макроуровне в большинстве случаев совпадали с границами структурных подразделений, что значительно упростило документирование новой системы управления. Работа над описанием бизнес-процессов поставила менеджеров компании перед необходимостью тесного общения - иначе было бы весьма затруднительно точно описать взаимосвязь ("входы" и "выходы") между процессами (табл. 1).

Таблица 1. Фрагмент положения о бизнес-центре №1 (описание бизнес-процессов)

Собственник бизнес-процесса Название работы в рамках процесса Поставщик процесса Входящие ресурсы Описание работы Результаты процесса Клиент процесса
Бизнес-процесс № 1 «Идентификация потребностей потребителей/мониторинг удовлетворения потребностей»
Бизнес-процесс № 2 «Создание продукта»
Технолог бизнес-центра №1 2.1. Приведение характеристик продукта в соответствие с требованиями потребителя · Бизнес-процесс №1 · Стандарты системы ISO Технологи центра №1 обеспецивают соответствие характеристик продукции требованиям потребителя, сотрудничая при необходимости с технологами центра качества Технология производства Бизнес-процесс № 3
Процесс
«Технологическое
развитие»
(поддерживающий
центр управления
качеством)
· Госстандарты
· Процесс «Управление стратегией бизнес-центра №1» · Технические условия
2.2. Анализ результатов входного контроля Процесс
«Входной контроль»
(поддерживающий
Центр управления
качеством)
· Выводы о соответствии характеристик сырья нормативной документации и условиям контракта Технологи центра №1 анализируют предоставленные выводы и выносят решение об использовании сырья Решение Бизнес-процесс №3
Бизнес-процесс № 4 «Производство продукции»
Бизнес-процесс № 5 «Маркетинг и продажа»

Новым для данной компании, как, впрочем, и для любой другой, которая бы стала использовать процессный подход к управлению, стало появление понятия "собственник бизнес-процесса". Дело в том, что в процессной системе управления административная подчиненность является второстепенной - административный руководитель выполняет лишь координирующую роль в работе отдельных специалистов или подразделений. Главную роль в процессной системе управления играют собственники бизнес-процессов. Бизнес-процесс может проходить через несколько подразделений. И в этом случае собственник процесса, который отвечает за его результат, должен иметь право воздействовать на деятельность этих подразделений. Например, в процессе "создание продукта" принимают участие как маркетологи и технологи бизнес-центра, так и технологи из поддерживающего центра - отдела управления качеством и развитием. Кто должен отвечать за результат этого процесса, за соответствие созданного продукта требованиям клиента? Отсюда возникает необходимость различать "административную" и "процессную" подчиненность подразделений или групп специалистов, что позже включается в должностные инструкции. В рассмотренном примере собственником процесса назначен технолог бизнес-центра, отвечающий за конкретную группу продукции. Начальник маркетингового отдела, начальник цеха и главный технолог играют в данном процессе роль администраторов (см. табл. 1).

Разработка следующего вида регламентирующих документов - должностных инструкций - оказалась наиболее трудоемким шагом, так как потребовала привлечения к их созданию еще большего количества сотрудников, большей детализации бизнес-процессов и разложения на составляющие целей компании.

Должностные инструкции

Новая должностная инструкция включает следующие разделы: общие положения, основные должностные обязанности/ вовлеченность в бизнес-процессы, требования к компетенциям, полномочия и ответственность.

В разделе "Общие положения" указывается название должности, подразделение, к которому она относится, ее цель. Например, цель директора одного из бизнес-центров была сформулирована таким образом: "директор бизнес-центра Х управляет развитием центра Х как бизнеса, обеспечивая достижение стратегических целей компании и соответствуя ее миссии". Кроме того, в этом разделе указывается, кому он подчиняется "административно" (к какому подразделению относится организационно), кому "процессно" (в каких бизнес-процессах принимает участие), деятельностью каких подразделений/групп специалистов руководит "административно", за результаты деятельности каких подразделений/групп специалистов (участвующих в бизнес-процессе, собственником которого он является) отвечает.

В разделе "Основные должностные обязанности" (табл. 2) описываются работы в бизнес-процессах, которые выполняет сотрудник, занимающий определенную должность, входящие и исходящие информационные потоки (документооборот), клиенты и поставщики бизнес-процессов. Такой подход к описанию обязанностей положительно влияет на действенность должностной инструкции для персонала, так как четко устанавливает границы должности: с кем контактирует человек при реализации конкретной задачи, какую информацию использует, кому передает результаты работы.

Таблица 2. Фрагмент должностной инструкции директора бизнес-центра №1

Бизнес-процессы, в которых участвует

Работы, выполняемые в рамках бизнес-процесса

Документооборот

Входящий документ

Срок и периодичность

Исходящий документ

Срок и периодичность

Бизнес-процесс «Управление стратегией»

Разработка и внедрение стратегии ведения бизнеса:

1. Базируясь на полученной информации, достаточной для принятия стратегических решений, директор формулирует стратегические цели/механизмы их достижения для центра прибыльности № 1, сопровождая их оценочными индикаторами

2. Управляет достижением стратегических целей с помощью заданных значений оценочных индикаторов

· -BSC уровня Совета директоров;

· целевые атрибуты продукта;

· прогнозируемые изменения

· …

· …

· BSC уровня Бизнес-центра;

· 1 раз в 3 месяца в период стабилизации;

· 1 раз в месяц в период трансформации

· В случае необходимости, обусловленной изменениями в бизнес-среде, сроки сокращаются

В должностной инструкции необходимо также отразить компетенции, которыми должен обладать сотрудник для эффективного выполнения поставленных перед ним задач, которые излагаются в разделе "Требования к компетенциям".

Для того чтобы сформулировать требования, которым должен соответствовать сотрудник компании на данной должности, первоначально необходимо четко определить, каким образом сотрудник сможет достичь поставленных перед ним целей. Например, одним из необходимых условий эффективной деятельности директоров бизнес-центров данной компании является понимание ими сути бизнеса (business sense), которая определяется как "восприятие предприятия как бизнеса, ориентация на достижение главной его цели - получение прибыли и принятие на себя обязательств по реализации неординарных заданий, необходимых для достижения этой цели". Такое понимание сути бизнеса предполагает, что директор бизнес-центра должен, как минимум, владеть элементами финансового анализа и интересоваться инновациями в современных методах управления. Еще один пример требуемой компетенции директора бизнес-центра - коммуникации и результативное взаимодействие, "в манере общения - открытость, последовательность и четкость, умение внимательно слушать и наталкивать собеседника на новые идеи, умение ликвидировать барьеры и содействовать эффективным взаимоотношениям между сотрудниками, способность передавать знания другим". Четко обозначенный перечень требуемых качеств и способностей - не только ориентир для сотрудника (целевая установка, к которой он должен стремиться), но и возможность оценивать реальные компетенции (возможности, потенциал), которыми обладает на сегодняшний день компания. Постоянный мониторинг персонала позволяет разрабатывать программы обучения и развития с тем, чтобы добиться соответствия реальных компетенций сотрудников предъявляемым к ним требованиям. При достижении поставленных целей сотрудник вознаграждается.

"Полномочия" характеризуют возможность использования сотрудником различных ресурсов (трудовых, информационных, финансовых, материальных, технических, энергетических и т.д.) и права принятия решений, необходимых для реализации должностных обязанностей и достижения поставленных перед ним целей. Например, директор бизнес-центра Х имеет право: "издавать приказы, распоряжения для всех подразделений центра Х, направленные на достижение поставленных перед Центром Х целей, распоряжаться денежными средствами центра Х в порядке, определенном уставом и действующим законодательством Украины и т.д.".

Исходя из того что основным инструментом управления процессно-ориентированной организацией является система BSC (Balanced Scorecard, комплексная система оценочных индикаторов) , в разделе "Ответственность" закрепляются цели, за достижение которых несет персональную ответственность сотрудник компании. Система оценочных индикаторов формируется следующим образом: совет директоров формулирует общие стратегические цели развития компании и установить ряд показателей (индикаторов), по которым измеряется их достижение (табл. 3). На основании полученной системы (BSC уровня совета директоров), разрабатываются цели каждого бизнес-центра и поддерживающих центров с соответствующими оценочными индикаторами, руководствуясь принципом "вклада" каждого бизнес-центра в достижение конечных целей всего бизнеса. Затем следует разбиение целей и оценочных индикаторов на подцели - от уровня отдельных центров до уровня конкретных работ. Периодически анализируя достижение менеджерами установленных показателей - оценочных индикаторов, высшее руководство может делать выводы об эффективности их работы.

Таблица 3. Пример построения системы оценочных индикаторов (уровень принятия стратегических решений - совет директоров)

BSC -- уровень совета директоров

Корпоративная стратегия

Стратегические цели/ механизмы

Индикаторы

Целевые установки на 2001 год

Финансовые перспективы

Стабилизация

1. Увеличение дохода

- % роста дохода

Рыночные перспективы

Увеличение доли рынка

8. Увеличение продаж существующим потребителям

Ежегодная продажа на 1 стратегического потребителя

Доля рынка (%)

Качество выполнения бизнес-процессов

Выполнение больших объемов необходимой работы существующими ресурсами

11. Оптимизация критических бизнес-процессов

Среднее время на выполнение нестандартных заказов

Потери бизнеса от неэффективной организации бизнес-процессов

Перспективы обучения и инновации

Создание компетенций понимания рынка и системы поддержки инициативы «снизу-вверх»

14. Развитие стратегических компетенций

Прибыль на одного работника

Достижение BSC каждым топ-менеджером

Кстати, в описываемой компании система индикаторов еще не работает. И основная причина этого - недостаток информации о рынках и потребителях (реальных и потенциальных) и отсутствие объективной информации о внутренних резервах - источниках сокращения себестоимости продукции, в том числе за счет оптимизации ее структуры. Поэтому сначала необходимо определиться с портфелем продукции и рассчитать себестоимость каждой из выделенных групп.

Еще одна сложность состоит в том, что для отслеживания значений индикаторов необходимо построить систему сбора и анализа информации, что проще всего реализовать с помощью несложного персонифицированного программного продукта (консультанты предложили решить эту задачу с помощью таблиц Excel). И только после этого в должностные инструкции могут быть включены оценочные индикаторы, дающие возможность использовать их в качестве инструмента управления достижением стратегических целей компании, разработки эффективной системы мотивации персонала и др.

В должностную инструкцию могут быть также включены следующие разделы: порядок назначения или освобождения от должности, порядок замещения в отсутствие, режим работы, порядок оценки соответствия достигнутых показателей установленным индикаторам, порядок вознаграждения и наказания по результатам оценки и т.д.

Преимущества "процессных" должностных инструкций

Использование "процессных" должностных инструкций способствует созданию системы управления, которая делает бизнес более "прозрачным" и легче управляемым, позволяет разгрузить руководство от текучки. Становится проще контролировать результаты работы, управлять информационными потоками, обеспечивать процедуры принятия решений базовой информационной поддержкой.

Кроме этого, разработанная по описанной методике должностная инструкция в дальнейшем может быть использована для:

  • построения системы оценки (аттестации) достижения персоналом поставленных целей, а затем - и системы вознаграждения;
  • планирования релокации (перемещения) персонала, карьерного роста, постановки задач на подбор персонала и решения других вопросов, связанных с эффективным управлением в организациях;
  • определения зон ответственности и центров учета затрат в бизнес-планировании и управленческом учете;
  • сертификации по стандартам ISO 9001 (в одном документе реализованы два наиболее трудновыполнимых требования - процессное отображение бизнеса и формирование системы индикаторов, оценки ее эффективности,
  • разработки технического задания на внедрение автоматизированной системы управления. При достаточном уровне детализации бизнес-процессов и корректном использовании моделировщика стоимость услуг консультантов, внедряющих систему, может быть значительно сокращена.

Использование предложенной процессно-ориентированной системы управления бизнесом осложняется тем, что, как и любая другая система, она должна успевать за изменениями внешней среды, изменяясь теми же темпами. Однако сколько же будет стоить перестройка системы управления, если каждый раз она должна сопровождаться изменением регламентирующих и нормативных документов, что, как правило, является весьма трудоемким процессом? Как должна действовать организация, которая стремится быть гибкой в быстроизменяющейся внешней среде, не теряя при этом в управляемости бизнеса? Очевидно, что ответ заключается в автоматизации процессов адаптации системы управления к изменениям внешней среды. Приобретение и освоение предлагаемых сегодня на рынке недорогих программных средств позволит в случае изменения стратегии компании, менять элементы бизнес-процессов и автоматически формировать новые "карты должностных обязанностей по бизнес-процессам".

Переход на процессное управление, естественно, - не единственный путь осуществить позитивные изменения, к тому же такой путь к совершенству - не из самых быстрых и легких. Однако в любом случае некоторые элементы представленной методики отечественные компании могут с успехом использовать в практике управления, например, систему оценочных индикаторов - в качестве основания премирования топ-менеджеров, понятие "компетенции", включаемое в должностную инструкцию - для укрепления культурных ценностей, а процессное описание компании - для ее последующей оптимизации (реинжиниринга бизнес-процессов), т.д."

Понятие «компетенция» (core-competence) подразумевает трансляцию отличительных конкурентных преимуществ компании, таких, которыми должны обладать ее работники, - не только знаниями и навыками, но и способами коммуникации, этическими принципами, моделями внутрикорпоративного поведения и т.д.

Этой теме была посвящена статья «Сбалансированная система оценочных индикаторов как инструмент управления бизнесом», «Рынок Капитала», 1999 год

«Цель компании как основа мотивации персонала», «Рынок Капитала», №13-14, 2000 год

При подготовке публикаций данного раздела компания "ОВФ Консалт" пыталась соблюсти все законные права правообладателей на перепечатываемые тексты. Однако нам не во всех случаях удалось найти координаты авторов некоторых текстов.

В случае, если данная публикация вызывает несогласие автора, просьба немедленно сообщить нам по адресу [email protected] - и Ваша статья будет тут же снята с сайта.

error: Content is protected !!