Птица счастья архангельская игрушка. Щепная птица. От чего защищает оберег

Издавна птица считается связующим звеном между землей и небом, человеческим и божественным. Птицу называют еще проводником души. В языческой мифологии фигурирует «утица». По легенде утка достала землю со дна первородного океана, помогла создать земную твердь.
Летящая птица напоминает солнце - языческий символ животворящего начала. Христианская мифология утверждает, что символ Святого Духа - голубь. Голубь явился Деве Марии в Благовещение, голубь - Святой Дух спускается с небес во время крещения Христа. Поэтому щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трехсот лет назад приобрела очертания голубя.
Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения. На ее изготовление идет корабельная сосна, причем только комлевая ее часть (три метра от земли, где нет веток). Архангельск и Воронеж оспаривают первенство «колыбели» русского флота. Однако именно в Архангельске сошел со стапелей первый корабль «Святой Павел». Он на шесть лет опередил первый воронежский корабль «Божье провидение». Хотя разница по времени небольшая, но, по всей видимости, рачительный Петр I решил не тратиться на обучение воронежцев в Голландии и переселил к ним, в район Шипова леса, мастеров из Архангельска. Они уже успели пройти Амстердамскую школу. Первое, что делали переселенцы на новом месте - вешали в избе оберег - птицу счастья. Они-то и научили местных жителей секретам изготовления чудо-птиц.
Церковь также благосклонно относится к деревянной птице. Ее вешают в храмах над «вратами рая»: ведь само тело птицы напоминает крест - библейский символ. Из одного бруска вырезают туловище и голову, из другого - крылья.
Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки. Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом. Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.
Теперь не надо пытаться ловить свою птицу счастья - достаточно ее взять у мастера, принести в дом и приручить.
Туристский портал Архангельской области /

Эту птичку я купила для старшего сына на выставке "Ладья-12"... Глеб повесил ее над кроватью а... сегодня птица меня покорила своими линиями... и я побежала за фотоаппаратом!

И меня вдруг осенило... откуда наши предки знали как машет (S образно) крыльями птичка колибри и как она растопырив хвост зависает в воздухе?...


Одним словом, Глебова щепная птичка вдохновила меня на попытку снять ее структурно...

И еще одно открытие... Подарки деткам с Ладьи я купила интуитивно. Глебу щепную птичку, Боре - свистульку, Роське- пряники медовые. А вот сейчас ясно поняла, что выбор то не случайный... Глеб сам как эта щепная птичка (легкий, хрупкий), Боря - пухленькая свистулька (коренастый комок звуков, идей и энергии), а Роська - однозначно сладенький пряничек.

Потом сфотографирую игрушки и деток вместе!

Щепная птица счастья.

Был когда-то на русском Севере обычай украшать избы деревянными щепными птицами. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы мирно «дремали» весь день. А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

По приданию, именно эта птица приносит в дом счастье, ее вешают в центре комнаты и своими “полетами” она оберегает домашний очаг. Щепная птица считается символом Архангельской земли.

Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться. Деревянную жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Для изготовления жар-птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечен ием 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска. Сосна одинаково хорошо расщепляется как в тангентальном, так и в радиальном направлении.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1-1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево... неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

Архангельская щепная игрушка

ПТИЦА СЧАСТЬЯ



Щепная птица, вероятно, стала побочным промыслом кораблестроения.

Технология изготовления сохранилась до наших дней.

Самая ответственная операция - расщепление брусков на тонкие пластинки.
Чем тоньше пластинки, тем ажурнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом.
Потом «распускают» перья. Причудливый изгиб крыльев и хвоста задает сама структура дерева. Щепная птица традиционно ни окрашивается, ни покрывается лаком, потому что именно «живое» дерево благотворно влияет на человека. Со временем оно приобретает красивый бронзовый цвет. Мифическая птица хорошо вписывается в любой интерьер. Расположение вблизи источника света придает её полету дополнительное очарование: лучи проходят сквозь тончайшие перья, образуя причудливые тени.
Сейчас птицу изготовляют из сосновой щепы. Животворная энергетика чистого соснового дерева, тепло рук мастера и хорошее настроение обязательно передадутся людям, в чьих домах поселится эта птица.

Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до ХХ века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона). Одно из оригинальных названий игрушки "Поморский голубок". В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возрадителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище (Лешуконского района, Архангельской области). В деревне сейчас открыт небольшой музей посвященный его творчеству. После нескольких публикаций в центральных СМИ и журналах, о творчестве мастера, промысел по изготовлению «птицы счастья» был восстановлен на архангельском предприятии «Беломорские узоры».

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники: «Здесь те же голубки из лучинок - досужество умелых скитников, прикрепленные к потолку ради украшения».

В путевых записках по cеверу России и Норвегии «За волшебным колобком» Михаил Пришвин, описывает голубка так: «Я в чистой комнате зажиточного помора. Посреди нее свешивается вырезанный из дерева, окрашенный в сизую краску голубок». В рассказе Пришвина «По Маймаксе» он упоминает птицу, описывая старика-помора: “А то вот я его сфотографирую, и он повесит портрет в «чистой» комнате над столиком с чистой скатертью. На него будут смотреть из угла преподобные Зосима и Савватий, а с потолка - вырезанный из дерева и окрашенный в синюю краску голубеночек - «вроде как бы Святой дух». Из вышеприведенного текста можно сделать вывод о сакральном назначении голубя, связанным с образом Святого духа.

В советской этнографии также можно найти описание голубя. В конце 20-х годов XX века этнограф Нина Гаген-Торн в рассказе «Путь к Северу» так описывает птицу: «Я остановилась изумленная, широкое окно сияло лазоревым наличником. За ним блестели серебряные океанские дали, а на фоне их покачивалось привешенное на веревочке к оконному наличнику резное суденышко. Оно было так искусно вырезано и оснащено, что, казалось, приплыло сюда из океана, чудом не увеличившись, и повисло на окне. По бокам его покачивались на таких же шнурочках резанные из тонких стружек птицы. Одна, распустив разноцветный хвост, повернула голову к морю; другая, с девичьим лицом и в высокой короне, смотрела в комнату, сложив на груди ярко-синие крылья».

Исследователь Иван Мосеев считает, что «поморский старообрядческий „голубок“ - артефакт этнических и религиозных верований поморского народа».

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси…

В руках народного мастера из Архангельской области, Александра Ивановича Петухова, традиционный щепной голубок, выполнявшийся всегда предельно просто, лаконичными приемами резьбы, превратился в настоящую скульптуру. Массивное туловище, причудливо выгнутые крылья, корона на голове.Работы Петухова украшают многие выставки. Мастер словно демонстрирует красоту материала, подбирая текстуру древесных слоев под оперение птицы, подчеркивая ею форму туловища, головы, хвоста.


Оберег для дома от зла

Помню, в моём детстве, в каждой архангельской квартире висела на люстре деревянная птичка. Была такая и у нас: лёгкая, почти невесомая, она парила в воздухе, иногда кружилась, и я верила: в этот момент по комнате пролетело счастье…. Незаметно промчались года, а птица счастья всё так же кружится у меня дома, и я знаю, что все будет хорошо, пока эти деревянные крылышки порхают над моей головой.

По-разному называют этих птичек: птица счастья, северная птица, щепная птица, и даже ласково, «поморский голубок», но как бы её не называли, это в первую очередь сильный .

Прилетел наш голубок из глубины веков - когда Лада, Небесная мать, узнала, что Скипер зверь похитил трёх её дочерей (Мару, Живу и Лёлю) и сына Перуна, она обернулась птицей Сва и триста лет и три года летала по всем мирам, искала своих детей…. Славяне верили, что образ птицы связывает два мира, земной и небесный, а ещё в её очертаниях легко увидеть символ солнца.

Рассказывают, что давным-давно в одной семье заболел маленький мальчик. Зима была суровая, морозы лютые, не вставал с кровати малыш, ничего ему не помогало. Очень печалился его отец, спросил сыночка: «Чего бы тебе хотелось, чем я могу тебе помочь?». Мальчик ответил, что ему очень хочется увидеть Солнце. Где же взять солнце у нас, на Севере, в самый разгар зимы? Задумался мужчина, подкинул в печку дров, смотрел на огонь, пляшущий среди щепок, и тут его осенило! Всю ночь он что-то мастерил из дерева, а на утро из его рук выпорхнула прекрасная резная птица с большими круглыми крыльями. Её повесили над кроваткой и она закружилась от тёплого воздуха. Увидел мальчишка птицу и закричал радостно: «Вот же оно, Солнышко!» Быстро малыш выздоровел, а голубок стал домашним оберегом. Да так и перелетает он из дома в дом, неся счастье на своих крыльях.

Как сделан этот оберег для дома от зла?

Поморский голубок родом из наших северных земель. Обычно его мастерил сам хозяин дома и учил этому своих сыновей. Теперь он стал так популярен, что его производят по всему миру, но традиционные славянские птички, конечно же, делаются только в Архангельске, из северной ели, сосны, кедра или пихты. Дерево расщепляется особым способом, превращаясь в крылья и хвост, закрепляется только нитками. Настоящий поморский голубок никогда не покрывают лаком, чтобы сохранить сильную положительную энергетику дерева, к тому же, со временем птичка приобретёт красивый бронзовый оттенок. Кстати, дерево уже само по себе сильный , потому что оно впитало в себя мощь четырёх природных стихий.

Куда повесить этот оберег для дома от зла?


Есть несколько версий, где наши предки размещали такую птичку. В деревнях её подвешивали в красном углу, как образ души. Либо над столом, и тогда птица кружилась над кипящим самоваром. Весили её и над детской колыбелью - голубок не только развлекал ребёнка, но и защищал его от зла. Над кроватью взрослых это так же будет оберег для спящих, птица-солнце разгонит во тьме всех навий и злых духов. А лучше всего этот будет действовать, если повесить его около входной двери, так, чтобы каждый человек проходил под ней, - птица будет забирать в себя весь негатив.

Как действует этот оберег для дома от зла?

Поморский голубок сделан из дерева, как мы уже говорили, это очень хороший материал для оберега, он тёплый, живой, но в то же время, дерево обладает мощной энергетикой, поддерживаемой четырьмя природными стихиями. Поэтому такая птица принесёт в дом не только тепло и уют, но и впитает в себя все плохие воздействия.



Чем старше она, чем дольше висит, тем темнее становится - это результат её магической «работы». Но если ваша птичка потемнела – не надо от неё избавляться, наоборот, это знак её силы и действия. Не стоит её выкидывать из-за поломки - сожгите птицу, а пепел развейте над рекой. Тогда она словно возродится из пепла, и можно будет купить новый такой же.

И напоследок: если ваш поморский голубок вдруг упадёт сам по себе, знайте, что он принял на себя какой-то мощный удар извне, защитил вас и вашу семью. Поблагодарите своего защитника, оботрите влажной тряпочкой и повесьте обратно.

Какие бывают Поморские голубки?

Щепные птицы счастья бывают совсем маленькие, размером с детскую ладошку, их весят над детскими кроватками, или в автомобиле на зеркало. А бывают и очень большие, с размахом крыльев до полуметра - таких птиц принято дарить на свадьбу, ведь это очень сильный , и молодой семье он особенно необходим.

У нас в Северной сказке есть птички трёх размеров. . Пусть этот символ счастья и свободы впорхнёт и в ваш дом!
Вот она, моя птица счастья, мой поморский голубок, тёплый посланник от наших добрых предков. Дети пытаются её снять и поиграть, кошка наблюдает за ней хитрыми глазами, в надежде порезвиться, а муж иногда задевает её головой, проходя мимо. - Моё счастье, мой семейный очаг под надёжной защитой.

Добра и счастья вашим домам! Татьяна, Северная сказка.

Читайте нашу статью «Славянские пояса. Чудо, рожденное на севере!», перейдя по .

- Оберег для дома от зла - у каждого свой. Главное, чтобы глядя на него вы чувствовали защиту и поддержку Родных Богов.

Помню, в моём детстве, в каждой архангельской квартире висела на люстре деревянная птичка. Была такая и у нас: лёгкая, почти невесомая, она парила в воздухе, иногда кружилась, и я верила: в этот момент по комнате пролетело счастье…. Незаметно промчались года, а птица счастья всё так же кружится у меня дома, и я знаю, что все будет хорошо, пока эти деревянные крылышки порхают над моей головой.">

Родиной этой деревянной игрушки считается Архангельская область. Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». В 60-х годах XX века искусство изготовления было практически утрачено. Носителем и возрадителем традиции изготовления птиц был мастер Мартын Филиппович Фатьянов из деревни Селище (Лешуконского района, Архангельской области).

Согласно описанию известного исследователя русской этнографии Сергея Максимова, в XIX веке, подвешенная к потолку щепная птичка была непременным атрибутом поморского дома. Он упоминает, что таких голубков делали поморские старообрядцы в своих скитах, а также мурманские промышленники.

Птицу подвешивали под потолком в переднем, «красном» углу деревенской горницы, где располагался стол с лавками. Когда на него ставили кипящий самовар, резная птица, повинуясь токам горячего воздуха, медленно и торжественно вращалась вокруг оси. Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

При изготовлении этих замечательных птиц, используется свойство древесины расщепляться вдоль волокон под действием клина. Именно это свойство используем мы, когда колем дрова, расщепляем лучину. С глубокой древности и до изобретения пилы доски для строительства и других хозяйственных нужд получали исключительно раскалыванием бревен вдоль волокон.

Настенное панно, светильники, карандашницы, газетницы и ширмы — вот далеко не полный перечень того, что можно сделать из лучины. Но прежде чем вы попытаетесь смастерить хотя бы самую простую вещь, научитесь правильно колоть древесину. Для работы достаточно иметь всего два инструмента: обыкновенный столовый нож с широким лезвием и топор по руке. Любое полено можно расколоть двояко — в тангентальном направлении и в радиальном.

Чтобы получить лучины с желаемым сколом, годичные слои в бруске-заготовке тоже должны иметь определенную направленность. Так, лучинки с тангентальными плоскостями раскола можно получить от бруска, у которого годичные слои параллельны узкой его грани. Если же годичные слои в бруске на торце параллельны самой большой его грани, то лучины будут получаться с радиальными сколами.

Не забывайте о том, что не все деревья одинаково раскалываются во всех направлениях. Например, древесина дуба хорошо раскалывается только в радиальном направлении. Сердцевинные лучи, расходясь во все стороны от сердцевины, совпадают с плоскостью радиального раскола и тем самым облегчают раскалывание.

Древесина осины и тополя благодаря слабо развитым сердцевинным лучам хорошо колется во всех направлениях, поэтому она является основным материалом при производстве спичек.

Хорошо колется во всех направлениях и сосна с елью, хотя в радиальном направлении лучше, чем в тангентальном.

Имеет значение и ширина годичных колец. Более чистый и ровный скол бывает у мелкослойной древесины.

Во всех щепных изделиях отдельные лучины необходимо связывать друг с другом бечевками из конопли, льна, мочала или сосновыми, еловыми и кедровыми корнями. Нежелательно применять бечевки из синтетических материалов: они плохо сочетаются с деревом. Для гибких соединений, например у газетницы, нужны льняные, мочальные и конопляные бечевки, а для жестких — корни ели и сосны.

Заготовив необходимые материалы, приступайте к работе. Прежде чем расщеплять заготовку на тонкие лучины, увлажните ее, положив в какую-нибудь посуду и залив горячей водой. Через полчаса сделайте пробу. Если заготовка плохо расщепляется, то еще немного подержите ее в воде. Если же, наоборот, она слишком разбухла, то немного подсушите ее. Нож, которым вы будете расщеплять заготовки, не должен быть очень острым. Иначе он будет резать, а не расщеплять древесину, нарушая целостность волокон. Расщепляя простой брусок, вы получите лучины в виде прямоугольных полос, которые в основном идут на плетение. Из полос можно сплести корзину, коврик под вазу или подставку под горячее.

Чтобы упростить работу, вы можете в считанные минуты сделать простейшее приспособление из двух брусков. В торцах брусков, примерно на высоте миллиметра, сделайте два пропила и вставьте в них нож. Бруски прибейте к краю стола или верстака. Между брусками с тыльной стороны ножа сделайте на верстаке неглубокий желоб, обеспечивающий свободное прохождение лучины. Подавая заготовку на острие ножа, вы довольно быстро расщепите заготовку на лучины одинаковой толщины.

Лучше всего щепные птицы получаются из мелкослойной сосны. Она легко расщепляется на тонкие пластинки и хорошо гнется. Старые мастера подметили, что мелкослойная древесина чаще всего встречается у сосны, выросшей в болотистом месте. У такой сосны золотистая древесина с красивым мерцающим блеском. Но вместо традиционной сосны можно успешно применять прямослойную и легко расщепляемую древесину ели, осины, липы и других деревьев. И еще одно условие: дерево, подготовленное для щепной игрушки, должно быть достаточно пластичным. Степень пластичности древесины определяется так. От заготовки отделите ножом небольшую щепку и с боков ее вырежьте по уголку. Поверните одну часть щепки относительно другой примерно на 90°. Если щепка не сломалась, дерево готово к употреблению. Ну а если сломалась, придется увеличивать влажность древесины. Опустите заготовку в воду, на несколько часов, а затем снова испытайте ее на гибкость. Если древесина все еще продолжает оставаться хрупкой — опять замочите ее. Необходимо, чтобы влага равномерно распределилась в древесине. На этот раз заготовку держите в воде недолго: перенасыщенная влагой древесина станет слишком вязкой и будет плохо расщепляться. Поэтому опытным путем постарайтесь вовремя определить оптимальную влажность дерева.

Для изготовления оригинальной щепной птицы вам потребуется два ровных бруска длиной 200 мм и сечением 28 х 14 мм каждый. Обрабатывая заготовку, постарайтесь обтесать дерево так, чтобы годичные слои были параллельными одной из сторон бруска.

Из одного бруска сначала вырезаются туловище и голова птицы. Не старайтесь передать их с натуралистической точностью — такое условие будет противоречить условному декоративному рисунку оперения. Перья правого и левого крыла, а также хвоста должны быть одинаковыми по рисунку, поэтому делать их нужно по шаблону, вырезанному из тонкого картона или плотной бумаги. Поочередно накладывая на каждую из двух заготовок шаблон, обведите карандашом контуры пера. Затем прорежьте ножом заготовки по намеченным контурам и пропилите пазы для соединения брусков друг с другом. Теперь приступайте к расщеплению брусков на тонкие пластинки. Эта операция самая ответственная. Она требует терпения и аккуратности. Запомните: толщина каждой пластинки должна быть не более 1-1,5 мм. Чем тоньше пластинки, тем ажурней и воздушней будет птица.

Следующий этап в изготовлении птицы северяне образно называют «распусканием перьев». Приподнимите слегка верхнее перо крыла и осторожно отогните его влево. Правый край отогнутого пера осторожно заведите за лежащее ниже перо. Затем отогните влево второе перо вместе с первым и его правую кромку подведите под третье перо. Остальные, перья крыла распускаются так же, как и два первых. Обратите внимание — с каждым последующим пером увеличивается угол, на который вы его отгибаете, поэтому последние перья крыла стараются разводить особенно осторожно. Разводя перья другого крыла, не забудьте, что перья левого крыла нужно распускать справа налево, а правого — слева направо.

Перья хвоста нужно разводить в другом порядке. Все перья отгибаются поочередно вправо — влево, вправо — влево… неподвижным остается только верхнее перо. Когда хвост будет полностью распущен, то верхнее перо окажется в середине, а справа и слева от него будет равное количество перьев.

Остается лишь прикрепить крылья к туловищу, вбив тонкий крюк для бечевки, и диковинная жар-птица готова.

error: Content is protected !!