Средневековая деревня. Образовательный портал Какие постройки были в средневековых деревнях

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с особенностями жизни в средневековой деревне; выделить признаки натурального хозяйства.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять сущность и характерные черты натурального хозяйства; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников о жизни и быте крестьян; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов;

личностные УУД: формировать мотивацию к самосовершенствованию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Причины объединения крестьян в общины»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком говорится в ней и в чем ее смыл? Обсудим это на уроке.

III. Актуализация знаний

— Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

— Из кого образовался класс зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

К середине XI в. в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Именно о них мы и будем вести речь.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока, используя технику «Цветные листья».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Средневековая деревня и ее обитатели».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Господская земля и крестьянские наделы.
  2. Феодал и зависимые крестьяне.
  3. Крестьянская община.
  4. Как жили и трудились крестьяне.
  5. Натуральное хозяйство.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой? Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов? Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

IV. Работа по теме урока

1. Господская земля и крестьянские наделы

«Нет земли без сеньора» — такое правило существовало в Средние века. Вся земля к IX-X вв. была захвачена феодалами. Поля, леса, луга, даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина, или поместье.

(Работа со словарем.)

Вотчина — наследственное земельное владение феодала.

Поместье — хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне.

Давайте совершим виртуальное путешествие во времени и познакомимся со средневековой деревней и ее обитателями.

Слайд 1. Перед вами феодальное поместье. Господский двор, а позднее — замок, был обнесен оградой, впоследствии — стеной. Здесь были дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна и других продуктов, конюшня, хлев, птичник, псарня.

Слайд 2. Пахотная и прочая земля в вотчине делилась на две части: господскую и крестьянские наделы. Урожай с господских полей поступал в амбары хозяина. Работая в своем хозяйстве, крестьянин кормил себя и свою семью. На своих волах, собственными орудиями труда он обрабатывал и поле господина, и свой надел. Леса, луга и воды были захвачены феодалами, но ими пользовались и крестьяне.

Задание: в тетрадях графически изобразите феодальное поместье.

(Ученики выполняют задание.)

2. Феодал и зависимые крестьяне

Проблемный вопрос. Как вы думаете, на каких условиях феодалы предоставляли зависимым крестьянам возможность пользоваться землей?

(Ответы учеников.)

За пользование землей зависимые крестьяне должны были нести повинности, т. е. выполнять принудительные обязанности. Главными повинностями были барщина и оброк.

Задание: работая с текстом п. 2 § 11, заполните таблицу.

Задание: прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

Исторический документ

«Крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он отдает за него одну свинью, фунт льна, 3 кур, 18 яиц; ежегодно возит по полтелеги винограда в мае и октябре; доставляет 5 телег навоза со своего хозяйства; 12 раз привозит по охапке дров (указана величина охапки); печет хлеб и варит вино. Согласно обычаю в течение недели пасет в лесу свиней. В течение трех дней еженедельно в течение всего года обрабатывает участок господского поля (указан размер участка). В жатву убирает на нем урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. А его жена должна ткать холщовую одежду. Вместо военного сбора он отрабатывает с телегой и быками с мая по август» («Из описаний владений одного монастыря». Х в.) .

— Какие повинности Видрада составляют барщину и оброк?

— Какие виды барщины отбывают Видрад и его жена?

— Как вы думаете, легко ли жилось крестьянам?

— Почему крестьяне вынуждены были подчиняться своим феодалам?

(Проверка выполнения задания.)

— Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете?

— Как вы понимаете выражение «поземельно зависимые крестьяне»?

— Почему особенно тяжелым было положение лично зависимых крестьян?

(Ответы учеников.)

3. Крестьянская община

Крестьяне в Средние века были объединены в общины.

Задание: работая с текстом п. 3 § 11, исследуйте и назовите причины, которые заставили крестьян объединяться в общины.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Причины объединения крестьян в общины:

Крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины: когда, что и где сеять, когда убирать

  • Поровну распределяла участки земли, создавая равные условия для ведения хозяйства
  • Поддерживала мир и порядок на своей территории
  • Ведала, прежде всего, хозяйственными делами
  • Следила за соблюдением традиций и обычаев
  • Помогала беднякам выплачивать налоги
  • Разыскивала преступников
  • Опекала крестьянских вдов и сирот
  • Проводила празднества и игры
  • Добивалась ограничения феодальных повинностей и произвола господ

4. Как жили и трудились крестьяне

— Как же жили и трудились крестьяне в Средние века?

Задание: прослушайте рассказ и составьте его план.

Дополнительный материал

Задолго до рассвета поднимается крестьянская семья. Сегодня нужно отбывать барщину на поле господина. Настала пора пахать и сеять. Жена крестьянина разжигает огонь в очаге: ударяя кремень о кремень, она высекает искру и раздувает трут. Разгораясь, огонь освещает жалкую обстановку хижины.

Крестьянское жилье — это дом из местного камня, бревен или жердей, обмазанный глиной и крытый соломой или камышом. Маленькие окошки, в холодное время закрытые тряпками, сеном или бычьими пузырями, пропускают мало света. Дым от огня выходит через отверстие в потолке или в открытую дверь, но немало его остается внутри помещения, коптит стены и потолок. Вся обстановка состоит из грубо сколоченного стола, скамей вдоль стен, кровати, сундука, в котором хранится годами нажитая праздничная одежда, передаваемая из поколения в поколение.

Раздается мычание коровы и кудахтанье кур. Пока в чугунном котелке, подвешенном на железной цепи треножника, варится овсяная похлебка, крестьянка идет во вторую половину избы — надо убрать за коровой и курами. Ведь всю прошедшую зиму скот и птица содержались в помещении вместе с людьми.

А в это время крестьянин во дворе запрягает пару волов в тяжелый колесный плуг. Лишь недавно ему удалось его изготовить, а за лемех, нож и колеса пришлось заплатить зерном деревенским мастерам. Но пара волов не потянет на поле плуг, нужны три пары. Поэтому приходится обращаться к соседям за помощью.

Пока отец и мать занимаются хозяйственными делами, поднялись ребятишки. Крестьянка торопится их покормить: сегодня ей надо идти в мастерскую ткать полотно для господина.

Наконец все дела сделаны, и семья рассаживается на лавках за столом. Деревянными ложками черпают из миски недосоленную овсяную похлебку. Соли-то нет, за нее надо дорого платить. Да и ларь с мукой опустел — до лета зерна не хватает. Подкрепившись скудным завтраком, крестьяне отправляются на барщину.

Весь день, от зари до зари, трудятся крестьяне на господском поле: одни пашут, другие сеют, третьи пасут скот господина. Тяжелым колесным плугом можно глубоко вспахать почву и перевернуть пласт земли.

Лишь поздно вечером крестьяне возвращаются домой. Поужинав той же овсяной похлебкой, крестьянская семья опять принимается за работу…

Настала осень. Господский хлеб уже убран и связан в снопы. Крестьяне торопятся убрать свою полосу: вот-вот зарядят проливные дожди, подуют холодные осенние ветры. И так уже много зерна осыпалось, немало его поклевали птицы. Не разгибая спины, целый день вся семья жнет колосья и вяжет их в снопы.

Но что это?! Почему все вздрогнули, как будто испугались чего-то? Раздались звук охотничьего рога, лай собак, гиканье и свист. На поле показалась кавалькада нарядно одетых всадников. Сегодня к владельцу поместья прибыли гости, и хозяин решил позабавить их охотой. Не разбирая дороги, мчатся они по нескошенному полю. С презрением смотрят господа на склонившихся в поклоне крестьян — их удел труд, покорность, терпение. Крестьяне пока бессильны что-либо сделать, но их сердца полны гнева и ненависти.

У многих крестьян в этот день господа уничтожили часть плодов их тяжелого труда. Возмущению жителей деревни не было предела. Не сговариваясь, все устремились на главную деревенскую площадь перед церковью — здесь всегда собирается общинный сход. Видны негодующие лица, сжатые кулаки, горящие гневом глаза. Когда становится невмочь терпеть, крестьяне выступают всей общиной, и плохо приходится тогда господам.

— Господа делают с нами все, что хотят! — восклицает молодой крестьянин. — Продают и покупают, как скот, бьют плетьми!

Каждый говорит о своих обидах и унижениях. Один крестьянин жалуется, что после смерти отца управляющий увел на господский двор корову; другой рассказывает, что ему пришлось отдать четверть имущества за то, чтобы получить разрешение господина выдать замуж дочь за крепостного из соседнего поместья.

— Таковы старинные обычаи, — пытаются успокоить молодых старики. — С давних пор установлено, что господину нужно при передаче наследства отдать лучшую голову скота — это право «мертвой руки». И за потерю работницы полагается платить господину брачную пошлину.

— Надо бежать. Ведь плетью обуха не перешибешь, — говорит молодой семейный крестьянин.

— Некуда нам бежать, — отвечают ему. — Господа всюду захватили) землю. Бороться надо!

С этого дня общинники стали хуже работать на барщине, иногда даже отказывались отбывать барщину и платить оброк. Все чаще случались потравы господского хлеба. Однажды ночью загорелся амбар господина, а утром все знали, что молодой крестьянин, горячо выступавший на сходке, бежал из поместья. В погоню за ним господин снарядил вооруженных слуг верхом на лошадях и с собаками. Через два дня избитого, истерзанного беглеца привели на суд феодала. Неумолимый господин сам и судья, и обвинитель. Всыпать ему сотню плетей, заковать в цепи и бросить в яму — таков приговор. Слуги яростно набросились на свою жертву и поволокли на конюшню избивать плетьми. Затем жестоко избитого крестьянина бросили в темный подвал господского дома, приковали цепью к стене. На следующий день он скончался от побоев, и никто не понес ответственности за его смерть. Хотя господин по закону не имеет права убивать своих крепостных, но он может наказывать, как ему угодно.

Смерть крестьянина переполнила чашу терпения. Загудел набат с колокольни деревенской церкви — это сигнал для сбора. «К господскому двору!» — раздался клич. Вооружившись наспех, кто чем мог — кольями, топорами, вилами, косами, крестьяне нестройной, но грозной толпой двинулись к дому феодала. Слуги господина пытались отбить вторжение. Но самые смелые из нападающих подобрались с факелами к деревянной ограде и, набросав веток, подожгли ее, большим бревном разбили ворота и проникли на господский двор. Господина и его семью найти не удалось: в самом начале осады они успели бежать через вторые ворота. Восставшие обрушили свой гнев на жестоких слуг.

Но через несколько дней феодал вернулся с воинами своих соседей. Началась расправа с жителями деревни. Участников восстания допрашивали под пыткой, нескольких вожаков повесили, многих жестоко выпороли плетьми. Все как будто пошло по-прежнему. Но господин хорошо запомнил урок, данный ему крестьянами: он уже не осмеливался так жестоко их притеснять, как прежде. И чтобы избежать нового восстания, он установил размеры повинностей для каждого крестьянского двора — это было записано в специальных поместных книгах. Теперь крестьяне могли больше времени уделять своему хозяйству. Постепенно улучшались обработка земли и орудия труда, повышались урожаи. Но через некоторое время господа забывали о пережитом страхе и снова усиливали гнет…

(Проверка выполнения задания.)

5. Натуральное хозяйство

— Каким образом крестьянин обеспечивал себя одеждой, обувью, мебелью?

— Кто делал орудия труда?

— Кто строил дом феодалу?

— Кто обеспечивал всем необходимым феодала?

— Как называется такое хозяйство?

(Работа со словарем.)

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты и вещи производят не для продажи, а для собственного потребления.

— Укажите две главные причины господства натурального хозяйства, заполнив пропуски в предложениях.

1. Техника сельского хозяйства…, поэтому урожаи были… .

2. Во всех поместьях производили…, поэтому нечем… .

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

— Чем отличались средневековые крепостные крестьяне от римских рабов?

— Средневековая французская пословица гласил: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». О ком в ней говорится? В чем ее смысл?

— Почему в это время было неизбежно господство натурального хозяйства?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — §11, ответить на вопрос: сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне? Если да, то какие?
  2. Для средних учеников — §11, составить схему «Повинности: средневековых крестьян».
  3. Для слабых учеников — §11, вопросы и задания к параграфу.

Слайд 1

Средневековая деревня и ее обитатели.

Слайд 2

1.Господская земля и крестьянские наделы. 2.Феодалы и зависимые крестьяне. 3.Крестьянская община. 4.Как жили крестьяне. 5.Труд крестьян. 6.Натуральное хозяйство.

ПЛАН УРОКА.

Слайд 3

Определите основные черты хозяйства в эпоху раннего средневековья?

Задание на урок.

Слайд 4

1.Господская земля и крестьянские наделы.

К 10 веку всю землю в Европе захватили феодалы-поя-вились феодальные вотчины.В её центре находился господский дом, или замок,вокруг- дома крестьян, находившихся в зависимости от феодала.

Вся земля принадлежала феодалу и делилась на две части-господскую и крестьянские наделы,оставав-шиеся собственностью феодала. Господскую землю обрабатывали крестьяне.

Господский двор

Крестьянские наделы

Слайд 5

2.Феодалы и зависимые крестьяне.

За пользование принадле-жавшей феодалу землей, крестьяне несли повин-ности- -барщину(работа на госпо-дском участке, в вотчи-не, сбор грибов, ягод, ловля рыбы и т.д.) -оброк(Плата феодалу до-лей полученного урожая, продуктами, или произ-веденными товарами).

Прочитайте п.2 на стр.43. -Какие еще повинности крестьяне несли в пользу феодалов?

Слайд 6

3.Крестьянская община.

Все крестьяне входили в общину,ведавшую хозяйст-венными делами.Земля давалась общине, а внутри ее происходил передел,что бы у всех были равные участки. Все дела в общине решались сообща,на общем сходе.

Община поддерживала порядок на своей территории, искала преступников, помогала бедным.Община отвечала перед феодалом за выплату оброка и ра-боты на барщине.Иногда община выступала про-тив притеснений со стороны феодала.

Слайд 7

4.Как жили крестьяне.

Крестьяне жили в деревнях из 10-15 дворов. Двор состоял из дома, са-рая, хлева, амбара и др. построек. Дома строили из бревен, крыли соломой. Дома то-пили по-черному.Окна были без стекол, их заве-шивали тряпками, или натягивали бычий пу-зырь.

Внутри дома стоял грубо сколоченный стол, ска-мьи и сундуки с вещами. Крестьяне спали на дере-вянных кроватях, или скамьях. Вместо печи использовали очаг, над которым подве-шивали чугунные котел-ки.Ели крестьяне каши, репу,бобы,мед и пойман-ную рыбу и дичь.Пили дешевые вина и пиво

Слайд 8

5.Труд крестьян.

Основным занятием крестьян была работа на земле. Труд кресть-янина был более эф-фективен, чем труд раба. -Подумайте почему? Землю обрабатывали легким деревянным плугом, запряженным парой волов.Затем её рыхлили мотыгами. Земля истощалась за 2-3 года.

Собранный урожай жали серпами,выбивали зер-но цепа-ми и затем мо-лоли на ручной мель-нице.Урожай был низ-ким-сам-2,сам-3.Из жи-вотных разводили овец,коз,свиней (ПОЧЕМУ?). Голод был обычным явлением и население из-за высокой смертности практически не росло.

Жатва серпом. Средневековая миниатюра.

Слайд 9

6.Натуральное хозяйство.

Поместье было замкнутой системой-крестьяне не только работали на поле, выращивали скот, но и занимались ремеслами. Все необходимо для жизни крестьян и феодалов про-изводилось в самом по-местье. Исключение составляли ме таллы и соль.Для их при-обретения феодалы про-давали часть продуктов.

Средневековые деревни располагались вокруг замка . Одному феодалу могло принадлежать до нескольких десятков, а то и сотен деревень вместе с их обитателями и земельными угодьями. Участники войны за особые заслуги иногда награждались землей и одной деревней. Это были самые мелкие феодалы. А среднестатистический феодал обладал несколькими селами и их жителями. Вся земля, принадлежащая феодалу и пригодная для возделывания, а также пастбища делились на две неравные части: большая часть, конечно, была господская, а меньшая – крестьянская. Но всю эту землю приходилось обрабатывать, естественно, самим крестьянам. А вот лугами, лесами и водоемами могла пользоваться и сельская община. Каждая семья в деревне имела свой участок земли в поле, небольшой домик, двор с огородом, а также простые орудия труда, рабочий и домашний скот и птицу. Работая на своем поле и в своем хозяйстве, крестьяне обеспечивали себя всем необходимым, но часть произведенной продукции они должны были отдавать своему феодалу, то есть платить оброк. Кроме того, они были обязаны работать и на господских полях (барщина). А феодал в свою очередь платил налог в государственную казну продуктами своего натурального хозяйства.

Государственные резервы существовали для того, чтобы содержать армию (Средневековье – время непрерывных войн и ), торговать, производить товарообмен, запастись на случай неурожаев и голода, строить объекты всеобщего пользования. Таким образом, материальное благополучие в стране обеспечивалось, в основном, за счет крестьянского труда. В средневековой деревне, принадлежащей среднестатистическому феодалу было, например, двадцать – двадцать пять дворов. В каждой семье, кроме взрослых, по пять-шесть детей разного возраста. Вообще-то, дети в семье рождались ежегодно, но часто умирали еще в младенчестве то от какой-нибудь болезни, то от угарного дыма (зимой дома отапливались по-черному, то есть без дымохода), то от несчастного случая, то во время эпидемий.

Каждая семья в деревне, кроме работы на земле и хлопот с домашней скотиной, имела еще и некоторое ремесло. В селе обязательно был свой кузнец, свой гончар, свой пасечник, свой плотник и т.д. Таким образом, люди, объединенные в сельскую общину, могли коллективно обеспечивать себя почти всем необходимым в пределах своей деревни. Конечно, какие-то товары сельские жители ездили покупать (или обменивать) на рынок в город, например, соль, металлические изделия, нитки, иголки и иногда ткани. Хотя производство простых, грубых тканей община в деревне тоже могла наладить. Для этого, конечно, нужно было вырастить лен и коноплю, обработать сырье, построить ткацкий станок и научить двух-трех девушек работать на нем. Полотно из льна и конопли отбеливали в древесной золе, тщательно выполаскивали в речке или озере и расстилали на солнцепеке, чтобы оно выгорело до окончательной белизны. Все женщины и девушки с детства были научены шить простую одежду, готовить еду, прясть шерсть, вязать.

Крестьяне круглый год были заняты работой. С утра до вечера в теплое время года мужчины и подростки работали в поле или огороде, заготавливали сено и дрова на зиму. Иногда выделяли время на рыбалку, чтобы побаловать семью вкусной рыбкой и запастись ею впрок. Крестьяне рыбу не солили, потому что соль – продукт малодоступный и дорогой, ее сушили и коптили. А по вечерам и зимой каждый крестьянин занимался еще и своим ремеслом. Плотник мастерил нехитрую мебель, телеги. Были мастера, изготавливающие деревянную посуду. Гончар выполнял заказы на глиняные изделия: миски, кувшины, бочонки. Кузнец, живущий обычно в конце деревни, был и вовсе фигурой почти мистической: он работал при свете огня, у своей особенной печи, раскалял докрасна металл и превращал его в топор, подкову, нож, гвоздь... К нему же бежали все несчастные, кому надо было вырвать зуб, чтобы избавиться от нестерпимой боли. Ведь у кузнеца имелись щипцы, которые годились и для этой стоматологической процедуры.

Дети в деревне тоже были полезными членами общества. Девочки собирали ягоды в лесу, нянчили младших братьев и сестер, рвали сорняки в огороде. Мальчики пасли домашний скот, рыбачили, носили воду из речки, озера или колодца, чтобы полить огород. Забота о воде круглый год ложилась на мальчишеские плечи. В деревне иногда могли позволить себе и маленькую сыроварню. Если крестьянин задастся целью заготовить сыров на зиму, то он будет молочную продукцию из личного хозяйства отдавать умельцу-сыровару, который и исполнит его заказ. Время от времени в деревне возникали конфликты между крестьянами. Если не удавалось самостоятельно их разрешить, люди обращались к своему феодалу. Он имел право разбирать дела, связанные с бытом или хозяйством своих крестьян, штрафовать, наказывать дополнительной работой. За серьезные преступления феодал не имел права судить. Да и конфликты случались не так уж и часто. Люди, как правило, берегли покой и благополучие в своей общине.

Большая часть населения Европы в эпоху Средневековья проживала в деревнях. Однако в зависимости от того, в каком государстве располагалась деревня, эти поселения очень отличались друг от друга.

Как выглядела средневековая деревня

Среднестатистические средневековые деревни были совсем небольшими – они насчитывали примерно 13-15 дворов. В регионах, в которых были условия для ведения сельского хозяйства, количество дворов в деревнях увеличивалось до 50. В горных районах деревней не было: люди предпочитали селиться маленькими хуторами по 15-20 человек.

В деревнях Северной Европы, люди строили низке дома из дерева, которые обмазывали глиной. Подобные дома хорошо сохраняли тепло в зимний период. Крыши таких домов часто покрывали соломой, в дальнейшем – черепицей.

До конца Средневековья, дома считались движимым имуществом – их можно было легко передвинуть или даже перевезти на новое место. В крупных деревнях, дома располагались вокруг церкви . Возле церкви находился источник с питьевой водой. Именно в церкви жители деревни узнавали все новости.

Средневековую деревню окружали земельные угодья, которые предназначались для огородничества. За этими угодьями располагались луга, на которых скотоводы выпасали свой домашний скот.

Деревенское хозяйство

В период Средневековья сельское хозяйство было довольно сложным и требовало тщательного контроля. Следовало соблюдать права на рыбную ловлю и на пользование лесом, следить за тем, чтобы скот не пересек границы другого села.

Сложно было также продать землю: для этого было необходимо получить разрешение всех жителей села. Поэтому, очень часто жители средневековой деревни объединялись в коллективные хозяйства, каждый член которого исполнял одну важную для всего общества функцию.

Члены коллективного хозяйства на сборах, которые проводились возле церкви, принимали решения о постройке общих мельниц, решали вопросы получения наследства, разделения имущества, а также регулировали поземельные сделки. Если деревня находилась в собственности феодала , часто на таких сборах присутствовало его представительское лицо.

Население средневековой деревни

Население средневековой деревни состояло из земледельцев, скотоводов и ремесленников. Общественная жизнь, также как и материальное благосостояние деревенского общества зависело от того, были ли его члены свободными, или находились под властью феодала.

Во многих средневековых деревнях жили как свободные, так и зависимые люди. Их дома и участки располагались вперемешку, но всегда обозначались соответствующей табличкой с надписью о статусе хозяев. В большинстве случаев, население средневековой деревни было безграмотным и жило в нищенстве.

Как и в городах средневековья, частыми здесь были ранние браки. Количество детей в семьях варьировалось от 3 до 7 детей. В редких случаях, дети могли получить начальное образование в школах при церквях.

Зачастую родители обучали детей своей профессии: так сын ремесленника уже к 17 годам мог стать самостоятельным ремесленником. Зависимые молодые люди должны были отбывать службу у феодала, сроки устанавливались в зависимости от желаний феодала и региона.

error: Content is protected !!