Организация работы больничных и межбольничных аптек специализация аптек. Больничные и межбольничные аптеки

ЦЕЛЬ: Студент должен

знать:

· организацию работы больничной и межбольничной аптек;

· порядок проведения предметно-количественного учета;

· значение понятий «формулярная система», «формулярный список»;

· основные критерии, предъявляемые при отборе препаратов для включения в формулярный список;

· правила отпуска товарно-материальных ценностей в отделения больницы;

уметь:

· провести предметно-количественный учет;

· начертить схему производственного процесса МБА;

· выписать требование в аптеку для отделения больницы;

· провести выборку этилового спирта, наркотических, ядовитых и психотропных лекарственных средств;

· схематично изобразить:

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

Работа в парах, выполнение заданий, обсуждение с преподавателем вопросов по теме занятия.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Задание 1. Начертить схему производственного процесса МБА.

Задание 2. Выписать накладные (требования) в аптеку для терапевтического отделения больницы на медикаменты (табл. 1).

Таблица 1

______________________________ наименование лечебного учреждения
«____»_________________200__ г.
КОР. ТРЕБОВАНИЕ № ________ на выдачу медикаментов, перевязочных средств из аптеки для _____________________ отделения кабинета ТРЕБОВАНИЕ № ________ на выдачу медикаментов, перевязочных средств из аптеки для _____________________ отделения кабинета
Место для прописи Ед. изм. Кол-во Место для таксировки Место для прописи Ед. изм. Кол-во


Заведующий отделением Заведующий отделением

кабинета кабинета

Ст. медсестра Ст. медсестра

приготовил __________ подпись

проверил ____________ подпись

Перечисленные в требовании предметы

получил ____________ подпись

«____»____________200__ г.

Задание 3. Провести выборку и определить остаток спирта на конец месяца в отделе запасов, пользуясь данными:

Остаток на начало – 15 кг. Поступило в аптеку за январь:

05.01.00 – 10 кг

16.01.00 – 8 кг

25.01.00 – 25 кг

Отпущено из отдела запасов за январь:

08.01.00 в РПО – 5 кг

10.01.00 в отделение физиотерапии – 0,5 кг

12.01.00 в отделение хирургии – 5 кг

18.01.00 в отделение ЛОР – 2,5 кг

25.01.00 в РПО – 10 кг

Фактический остаток спирта – 34,85 кг.

Задание 4. Заполнить «Ведомость выборки израсходованных ЛС, подлежащих ПКУ».

В октябре 200__ г. было отпущено по требованиям (№№ 1,5,7,8) терапевтического отделения ЦРБ морфина гидрохлорида 0,1% 1 мл – 40 ампул, промедола 2% 1 мл – 50 ампул; этилового спирта отпущено по требованиям: № 2 – 2,5 кг; № 3 – 3 кг; № 4 – 1,5 кг; № 9 – 4 кг; № 10 – 1 кг; эфедрина гидрохлорида 0,025 в таблетках отпущено по требованиям: № 11 – 20 табл., № 12 – 10 табл., № 13 – 12 табл., № 14 – 20 табл.

ВЕДОМОСТЬ

выборки израсходованных лекарственных средств,

подлежащих предметно-количественному учету

за ______________200__ г.

Выборку составил: _______________________ ____________________

Ведомость проверил: _______________________ ____________________

должность, подпись расшифровка подписи

Задание 5. Изобразить в виде схемы:

а) цель создания формуляра лекарственных средств;

б) основные требования, предъявляемые при отборе препаратов для включения в формулярные списки.


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Обеспечение стационарных больных лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента осуществляется через производственные хозрасчетные аптеки, аптеки больничные – хозрасчетные и бюджетные (АЛПО), аптеки межбольничные (МБА).

Основные принципы организации работы больничных и межбольничных аптек

Характеристика показателей Аптека ЛПО МБА
1. Аптека предназначена для обеспе­чения лекарственными препарата­ми и изделиями медицинского назначения Одного ЛПО (аптека существует на правах отделения ЛПО) Нескольких ЛПО и других организаций и учреждений
2. Экономическая характеристика Хозрасчетная или госбюджетная Хозрасчетная
3. Основная задача – обеспечение лекарственными препаратами и изде­лиями медицинского назначения Одного ЛПО Нескольких ЛПО и других учреждений
4. Функции: 4.1. Общие для всех аптек как розничного звена в аптечной системе (прием, хра-нение и реализация, маркетинговая, информационная функции) 4.2. Специфические: · производственная (приготовление лекарства, контроль качества); · контроль за правильным хранением и расходованием лекарств в ЛПО + + + + + +
5. Порядок организации аптеки: Организуется для снабжения ЛПО с числом коек Для госбюджетной – не менее 100, для хозрасчетной – см. МБА Не менее 500 (общее число коек). В неболь-ших населен­ных пунктах – от 100 до 500
6. Классификация: 6.1. По видам 6.2. По объему работы – в зависимости от Аптеки больниц общего профиля; аптеки специализирован-ных больниц (психоневро-логические, туберкулезные); аптеки клиник медицинских институтов, санаториев Числа коек с учетом их профиля Аптека смешанного типа (обслуживает и другие учреждения); межсанаторные аптеки; мелкооптовые аптеки, обслуживающие учреж-дения просвещения, со-циального обеспечения Величины товарообо-рота
7. Штаты: 7.1. Административно-управленческий, хозяйственно-обслуживающий – устанавливаются по типовым штатам
Характеристика показателей Аптека ЛПО МБА
7.2. Фармацевтического и вспомогательно-го персонала – устанавливаются по штатным нормативам в зависи­мости от Числа, профиля коек Числа, профиля коек, товарооборота, обеспе-чиваемого учреждения-ми, не имеющими коек
8. Организация снабжения ТМЦ: Осуществляется аптечным складом на основании требований аптеки. Порядок оформления требований такой же, как с аптеками, обслуживающими население + +
9. Учет ТМЦ в аптеках ведется: 9.1. В суммовом (денежном) выражении для всех ТМЦ 9.2. В натуральном выражении, то есть предметно-количественный учет (ПКУ), ведется: 9.2.1 в ведомости выборки израсходован-ных лекарственных средств, подле-жащих ПКУ 9.2.2 в книге аптекарских товаров по форме 8-МЗ: ПКУ подлежат ядовитые и нар-котические, одурманивающие, анабо-лические и психотропные лекарствен-ные средства (ЛС), этиловый спирт + + + и также новые ЛС для клинических испытаний, дорогостоящие и остроде-фицитные, перевязочные материалы и тара + + +
Запас ЛС в аптеках: 10.1. Ядовитые и наркотические 10.2. Остальные ЛС 2 недели 2 месяца Для городских – 1 ме-сяц, для сельских – по нормативам товарных запасов Не более норматива товарных запасов.
Отпуск из аптек ТМЦ в ЛПО: 11.1. Осуществляется на основании требований-накладных, кото­рые выписываются Лекарственные средства, подлежа-щие ПКУ, выписывают­ся из аптеки на отдельных накладных (требова-ниях) со штампом, печатью учреж-де­ния и подписью его руководи­теля 11.2. Осуществляется в размере текущей потребности в лекарственных пре-паратах: наркоти­ческих – 3-дневной (в приемном отделении – 5-дневной) В 2-х экземплярах на все лекарственные препараты. Утверждаются руководи­-телем ЛПО В 3-х экз., на ЛС, под-лежащие ПКУ, в 4-х. Утверждаются руково-дителем, печатью ЛПО

Производственный процесс в больничных и межбольничных аптеках представляет собой совокупность всех выполняемых работ, связанных с обеспечением лекарственными средствами стационарных больных:

· прием и оформление требований;

· обработка посуды;

· получение очищенной воды;

· изготовление различных лекарственных форм;

· контроль качества изготовленных лекарственных форм;

· расфасовка и маркировка изготовленных лекарств;

· прием и хранение лекарственных средств;

· отпуск лекарственных средств из аптеки в отделения ЛПО;

· информационная работа;

· доставка лекарств в лечебные учреждения;

· отпуск лекарств населению.

Состав и назначение помещений аптеки ЛПО и МБА. Набор помещений и их характеристики зависят от объема работы (см. СанПиН).

По характеру производственных функций в хозрасчетных больничных аптеках можно выделить 4 отдела: рецептурно-производственный; стерильных лекарств; запасов и информации; комплектации и отправки товаров. Число отделов, необходимое для нормальной работы аптеки, зависит от величины прикрепленной коечной сети, численности фармацевтического персонала и товарооборота аптеки.

Порядок предметно-количественного учета

Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в аптеках ЛПО и МБА осуществляют, как и в аптеках, обслуживающих насе­ление, в денежном выражении (учитываются все ТМЦ), в на­туральном выражении (предметно-количественный учет) для конкретных групп ЛС.

Предметно-количественному учету (ПКУ) в аптеках ЛПО и МБА подлежат:

· наркотические лекарственные средства, психотропные вещества и их пре­курсоры;

· ядовитые вещества.

В больничных аптеках, кроме того, ПКУ подлежат новые лекарственные препараты для клинических испытаний, дефи­цитные и дорогостоящие лекарственные средства, перевязочные средства и тара. В соответствии с Приказом МЗ РК от 07.04.05 № 173 учет наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров ведется в специальных журналах – пронумерованных, сброшю­рованных, заверенных подписью руководителя фармацевтиче­ского предприятия или ЛПО и скрепленных печатью органи­зации (учреждения).

Создание формулярных списков

Для развития фармацевтического рынка в РК в период трансформации экономической системы создается проект, направленный на внедрение современных рыночных методов лекарственного обеспече­ния ЛПО и развитие объективной информации о лекарствах. В профессиональном лек­сиконе фармацевтических работников появились понятия: «стандарт лечения», «лекарственный формуляр». И в настоя­щее время проводится внедрение стандартов диагностики и лечения ос­новных заболеваний человека, а также формулярной системы.

Формулярная система – комплекс управленческих методик, обеспечивающий применение рацио­нальных, т.е. организационно и экономически эффектив­ных методов снабжения и использования лекарственных средств для обеспечения максимально высокого, с учетом конкретных условий, качества медицинской помо­щи и оптимального использования имеющихся ресурсов.

В число мероприятий формулярной системы входят разра­ботка и внедрение формулярных списков лекарственных средств и справочников, стандартов лечения, включающих алгоритмы выбора лекарст­венных препаратов, программ мониторинга побочных эффек­тов и оценки использования лекарств. Основой формулярной системы являются формулярные списки лекарственных средств, определяющие закупку и использование препара­тов на определенном уровне медицинской помощи.

Формулярный список лекарственных средств (формуляр) – документ, регламен­тирующий использование лекарств для достижения опти­мальной клинической и экономической эффективности. Целью составления формуляра является рационализация медицинской помощи; обоснованное применение лекарственных средств; сниже­ние частоты возникновения побочных эффектов и примене­ния неправильной дозировки лекарств; оптимизация соотношения между затратами на лекарственное обеспечение и достигае­мым терапевтическим эффектом.

К основным критериям и требованиям, предъявляемым при отборе препаратов для включения в формулярные спи­ски, относят:

· наличие обоснований потребности в данном препарате;

· эффективность (наличие наиболее выраженного фарма­кологического действия среди средств своей группы);

· хорошая переносимость, высокий уровень безопасности, лучшая изученность;

· доступность для закупок у отечественных и зарубежных заводов-изготовителей;

· опыт применения лекарственных средств в ЛПО;

· удовлетворительное качество;

· оптимальное соотношение «стоимость – эффективность» (оправдывает ли применение данного лекарственного средства его стои­мость);

· генерическое название.

Формуляр представляет собой регламентированный доку­мент как по количеству лекарственных средств, включенных в него, так и по объему информации, касающейся медикамен­тов. В основе формуляра лежат согласованные и принятые на международном и (или) государственном уровне практические рекомендации (стандарты) лечения, доказательно-обоснован­ный подход к ведению рациональной фармакотерапии, тща­тельный анализ структуры заболеваемости, доказательно-обоснованные данные по наиболее клинически и экономиче­ски эффективным и безопасным лекарственным препаратам, данные исследований по уровню потребления и стоимости курса лечения каждого заболевания.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Конспект лекций.

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: ACADEMIA, 2003.

4. Устройство, оборудование и эксплуатация аптечных организаций. Санитарные правила и нормы № 3.01.078.2002.

5. Приказ МЗ РК от 7 апреля 2005 года № 173 «Правила использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Республике Казахстан».

6. Приказ МЗ РК от 21 мая 2008 года № 289 «Об утверждении Правил выписывания рецептов и отпуска лекарственных средств, за исключением содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры».

7. Приказ МЗ РК от 10 мая 1999 года № 238 «Об утверждении Правил по хранению различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения в организациях здравоохранения и Правил о порядке хранения и обращения с лекарственными средствами, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами, в аптечных организациях и на фармацевтических предприятиях» (внесены изменения и дополнения, утвержденными приказом Председателя Комитета фармации МЗ РК от 23.06.05 № 89).

9. Приказ МЗ РК от 4 ноября 2002 года № 160 «Инструкция по применению норм естественной убыли при изготовлении лекарственных средств в условиях аптеки».

10. Приказ МЗ РК от 2 июня 2003 года № 85 «Об утверждении Инструкции по контролю качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеке».

10. Закон РК от 13.01.04 № 522-II «О лекарственных средствах».

11. Закон РК от 07.07.06 № 170-III «Об охране здоровья граждан Республики Казахстан».

Дополнительная:

1. Сборник законодательных и нормативных актов по фармацевтической деятельности (второе издание). – Алматы, 2006.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ

1. Общая характеристика, задачи и функции аптеки лечебно-профилактической организации (АЛПО) и межбольничной аптеки (МБА), порядок их организации, особенности рецептуры.

2. Состав помещений и их взаимосвязь в АЛПО и МБА.

3. Особенности оборудования АЛПО и МБА.

4. Организация изготовления лекарств для инъекций и лекарств, требующих асептического изготовления.

5. Штаты административно-хозяйственного и фармацевтического персонала.

6. Права и обязанности заведующего (заместителя заведующего) АЛПО и МБА.

7. Порядок приема и отпуска медицинских товаров.

8. Контроль за хранением, учетом и отпуском ТМЦ в отделения больницы.

9. Предметно-количественный учет в АЛПО и МБА.

КОНТРОЛЬ ПО ТЕСТОВЫМ ВОПРОСАМ

Вариант 1

1. Межбольничная аптека подчиняется:

а) Министерству здравоохранения

б) областному отделу аптечного управления

в) главному врачу больницы

2. Штат МБА определяется на основании показателей:

а) товарооборота

б) рецептуры

в) числа прикрепленных к аптеке ЛПО

г) количества коек в прикрепленных ЛПО

д) товарооборота по ручной продаже

3. За хранение и выдачу больным ядовитых и наркотических веществ отвечают:

а) заведующий аптекой

б) главный врач больницы

в) дежурный врач

г) старшая медсестра

д) заведующий отделением

Вариант 2

1. МБА организуется и прекращает свою деятельность в порядке, установленном для:

а) центральных районных больниц

б) хозрасчетных аптек

в) аптекарских магазинов

г) аптек ЛПО

2. Контроль за деятельностью МБА осуществляется:

а) аптечным управлением

б) областным отделом здравоохранения

в) главным врачом больницы

г) заведующим аптекой

д) Министерством финансов

е) Министерством здравоохранения

3. «Журнал учета расхода наркотических и ядовитых веществ» в МБА должен быть:

а) подписан на каждой странице заведующим аптекой

б) каждая страница заверена печатью лечебного учреждения

в) каждая страница пронумерована

г) скреплен печатью и подписью главного врача

д) скреплен печатью и подписью руководителя вышестоящей организации

е) прошнурован

Вариант 3

1. МБА является учреждением:

а) типовым

б) бюджетным

в) имеющим собственные оборотные средства

г) хозрасчетным предприятием

д) медицинским

2. Закрытие аптеки на ремонт или инвентаризацию производится по решению:

а) областного отдела здравоохранения

б) заведующего аптекой

в) главного врача больницы

г) заведующего аптекой по согласованию с главным врачом

3. Сверка фактического наличия этилового спирта с книжным остатком производится:

а) ежедневно

б) раз в квартал

в) на 1-е число каждого месяца

г) на 1-е число каждого года

д) еженедельно

е) раз в 10 дней

Вариант 4

1. Задачи МБА:

а) прием рецептов от населения

б) приготовление лекарств по рецептам

в) отпуск готовых лекарственных средств (ГЛС) за наличный расчет

г) приготовление лекарств по требованиям

д) обеспечение ГЛС лечебно-профилактических учреждений

е) продажа населению перевязочных материалов, предметов ухода за больными и минеральной воды

ж) обеспечение ЛПО перевязочными материалами, предметами ухода за больными и другими товарами медицинского ассортимента

2. Часы работы МБА устанавливает:

а) Министерство здравоохранения республики;

б) заведующий аптекой по согласованию с главным врачом больницы;

в) орган здравоохранения по согласованию с аптекой;

г) аптекоуправление по согласованию с органом здравоохранения.

3. Отпуск этилового спирта лечебным учреждениям производят на осно­вании документов:

а) счета-фактуры;

б) рецепта;

в) постоянной доверенности;

г) требования;

д) требования и разовой доверенности;

е) разовой доверенности.

Вариант 5

1. МБА отпускает лекарства:

а) стационарным больным

б) населению за наличный расчет

в) населению по безналичному расчету

г) ЛПО по безналичному расчету

д) учреждениям за наличный расчет

е) учреждениям по безналичному расчету

2. Численность производственного и подсобного персонала в МБА определяется на основании показателей:

а) общего товарооборота

б) экстемпоральной рецептуры

в) количества коек в прикрепленных лечебно-профилактических организациях

г) товарооборота по ручной продаже

д) общей рецептуры

3. Срок действия доверенности на получение этилового спирта:

Вариант 6

1. МБА должна располагаться:

а) в главном корпусе больницы

б) в подвальном помещении жилого дома

в) на 5 этаже жилого дома

г) в теплом помещении

д) в хорошо проветриваемом помещении

е) в помещении, обеспечивающем сохранность медикаментов и отвечающем требованиям СанПиН

2. Объем работы аптеки ЛПО и МБА определяется:

а) рецептурой

б) прикрепленными ЛПО учреждениями

в) количеством коек в прикрепленных ЛПО и их профилем

д) штатом аптеки.

3. МБА может производить следующие внутриаптечные заготовки:

а) раствор хлорида кальция

б) 1% раствор пилокарпина

в) 2% раствор салициловой кислоты

г) спиртовый раствор бриллиантовой зелени

Вариант 7

1. МБА имеет в своем составе помещения:

а) ассистентскую

б) кабинет химика-аналитика

в) материальные комнаты

д) помещения для обработки требований

е) асептический блок

ж) помещения для отпуска ТМЦ лечебным организациям

2. Требования на ядовитые и наркотические лекарственные средства оформляются:

а) подписью старшей медсестры

б) подписью руководителя лечебного учреждения и главного бухгалтера

в) подписью заведующего отделением

г) подписью и личной печатью дежурного врача

д) подписью главного врача и печатью лечебного учреждения

3. Количественный учет наркотических и ядовитых веществ в МБА ведется:

а) ежедневно

б) ежемесячно

в) ежегодно

г) еженедельно

д) раз в квартал

Вариант 8

1. МБА должна быть обеспечена:

а) телевизором

б) оборудованием

в) инвентарем

г) сфигмоманометром

д) справочной литературой

е) аппаратурой

2. Рецепты и требования, по которым отпущено лекарство, содержащее наркотическое вещество, хранятся в аптеке:

а) 1 месяц

в) 0,5 года

д) 3 месяца

3. Рецепты и требования, по которым отпускается этиловый спирт из МБА, хранятся:

б) 0,5 года

в) 1 месяц

Вариант 9

1. МБА информирует врачей о:

а) выполнении плана товарооборота

б) имеющихся в аптеке ГЛФ

в) выполнении плана прибыли

г) фармакологических аналогах отсутствующих препаратов

д) возможных побочных действиях препаратов

е) ценах на лекарственные средства

2. Требования на обычные лекарственные средства хранятся в аптеке:

а) 0,5 года

б) 2 месяца

3. За правильное хранение, отпуск, учет, рациональное назначение вра­чами этилового спирта несут ответственность:

а) заведующий отделением

б) старшая медсестра

в) руководитель учреждения

г) завхоз

Вариант 10

1. Лекарственные средства из МБА отпускаются прикрепленным лечебным учреждениям на основании:

а) доверенности

б) рецепта

в) докладной записки

г) рецепта, подписанного руководителем лечебного учреждения

д) требования, подписанного руководителем и заверенного печатью

2. Торгово-финансовая деятельность аптеки определяется:

а) планом по рецептуре

б) количеством прикрепленных ЛПО

в) количеством коек в ЛПО, прикрепленных на снабжение к аптеке;

г) годовым торгово-финансовым планом

3. Периодичность сверки фактического количества этилового спирта с учетными данными в МБА:

а) ежегодно

б) ежедневно

в) ежемесячно

г) ежеквартально

д) 1 раз в 3 месяца

ТЕМА:ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЛЕКАРСТВЕННЫХ

«Организация работы аптеки, обслуживающей население»

Задачи и функции аптеки, обслуживающей население

1. Обеспечение населения лекарственными средствами и другими товарами аптечного ассортимента;

2. Торговля медицинским инструментом и оптикой;

3. Торговля средствами и предметами ветеринарного назначения;

4. Торговля продуктами детского и диетического питания, лечебно-косметическими товарами;

5. Доведение до населения сведений о лекарственных средствах;

6. Информирование медицинских работников о препаратах имеющихся в наличии, поступлении новых препаратов и способах их применения;

7. Оказание неотложной первой медицинской помощи.

1. Производственная.

2. Торговая.

3. Снабженческая.

4. Функция хранения.

5. Финансовая.

6. Хозяйственная.

Основные принципы территориального размещения аптеки

Основными принципами территориального размещения аптеки обслуживающей население являются:

· аптека должна располагаться в максимально доступном для населения месте (10-15 минут ходьбы)

· чем больше плотность населения района, тем прибыльнее аптека

· размещение аптеки вблизи дорог, транспортных остановок, крупных магазинов, продовольственных рынков, лечебно-профилактических учреждений

Вам необходимо оценить рациональность местоположения Вашей аптеки.

Открытие аптеки. Порядок аккредитации и лицензирования

Вновь создаваемая аптечная организация для получения статуса юридического лица должна пройти регистрацию в регистрационных органах, при этом выдается регистрационный номер (заносится в единый Государственный Реестр юридических лиц). Аптека получает свидетельство о Государственной регистрации.

Юридическое лицо - организация, имеющая собственности или в управлении обособленное имущество, отвечающее по своим обязательствам этим имуществом.

Для получения статуса юридического лица организация должна пройти регистрацию в органах местного самоуправления. Они регистрируют организацию, присваивают ей регистрационный номер, который заносится в единый государственный реестр юридических лиц, а также утверждают форму собственности. Организация получает временное свидетельство о государственной регистрации.

Для регистрации организации необходимо предоставить:

· заявление установленной формы, за подписью учредителей

· протокол и учредительный договор

· устав аптеки

· документ об уплате государственной пошлины

В уставе аптечной регистрации указываются её учредители (для государственных аптек – это органы государственной власти, федерации или её субъектов; для муниципальных аптек – органы местного самоуправления; для частных аптек – различные юридические и физические лица). В уставе фиксируется адрес и юридический статус аптеки, отмечается наличие у неё печати со своим наименованием и указанием организационно–правовой формы, углового штампа, самостоятельного баланса и расчётного счёта в банке. В уставе определяются задачи и функции аптеки, а также другие виды деятельности. Устав определяет имущество и средства аптеки, права аптеки, порядок управления аптекой, права руководителя и коллектива, порядок приёма и увольнения, порядок и гарантии оплаты труда, порядок контроля за деятельностью аптеки, её отчётность, порядок прекращения деятельности и причины.

Юридическое лицо, созданное одним учредителем действует на основании устава, который утверждает учредитель. Если учредителей несколько, то между ними обязательно заключается учредительный договор, представляемый в регистрационные органы вместе с уставом.

Учредительный договор – это договор, заключаемый в письменном виде между представителями организации, в котором они обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условие передачи ему своего имущества и участие в его деятельности.

Учредительный договор определяет также порядок и условия распределения между учредителями прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица и выхода учредителей из его состава.

После регистрации на основании полученного временного свидетельства аптека открывает расчётный счёт в банке. Для открытия счёта ей необходимо встать на учёт:

1) в налоговых органах

2) органах государственной статистики

3) в фонде занятости населения

4) в пенсионном фонде

5) территориальном фонде обязательного медицинского страхования

6) фонде социального страхования

После этого аптека обменивает временное свидетельство на постоянное и с этого момента официально существует как юридическое лицо. Однако, она ещё не имеет права осуществлять фармацевтическое обслуживание населения и ЛПУ. Для получения такого права каждая аптечная организация должна пройти аккредитацию, сертификацию и получить лицензию на фармацевтическую деятельность.

Аккредитация – это процесс, определяющий соответствие места и условий фармацевтической деятельности, установленным требованиям к организации лекарственной помощи и услугам.

После аккредитации аптека и работающие в ней специалисты проходят сертификацию.

Сертификация – это процесс получения сертификата, подтверждающего соответствие условий деятельности (для организаций) или уровня подготовки (для специалистов) установленным стандартам.

Целью аккредитации и сертификации является гарантия качества обслуживания населения. Аккредитация, сертификация и лицензирование вновь открываемой аптечной организации осуществляются одновременно специально уполномоченными органами исполнительной власти территории РФ.

Перед тем как аптечная организация получит сертификат и лицензию проводится проверка квалификационного состава организации, наличия собственной или арендованной материально-технической базы, действующих НД в соответствующих видах фармацевтической деятельности, соблюдение санитарно–гигиенических норм, противопожарной безопасности и охранных мероприятий, правил охраны труда и техники безопасности, торговли и реализации фармацевтической продукции, наличие сертификатов качества на товары.

Для проверки соответствия организации существующим стандартам лицензирующие органы привлекают на контрактной основе независимых экспертов, в качестве которых выступают опытные специалисты с высшим фармацевтическим образованием. По итогам экспертной проверки составляется акт экспертизы. В результате сертификации аптечной организации выдаётся аккредитационный сертификат соответствия условий деятельности установленным стандартам.

К фармацевтической деятельности в РФ допускаются лица, получившие фармацевтическое образование и специальное звание, имеющий диплом и сертификат специалиста. Сертификацию специалистов проводят государственные учебные заведения, осуществляющие дополнительное профессиональное образование и профессиональные фармацевтические ассоциации, получившие на это разрешение федеральных органов власти. Специалисты, прошедшие полный курс обучения, сдают сертификационный экзамен. Успешно сдавшие его получают сертификат специалиста, свидетельствующий о соответствии уровня подготовки специалиста государственным образовательным стандартам и квалификационным требованиям. Сертификат специалиста действует на всей территории РФ и подтверждается через каждые 5 лет после соответствующей подготовки в системе дополнительного профессионального образования. Сертификаты аптечной организации и специалистов являются необходимыми для получения лицензии на фармацевтическую деятельность.

Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности от 1998 года учреждён перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. К их числу отнесена: фармацевтическая деятельность и деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Законом также утверждён общий порядок лицензирования и лицензирующие органы.

Положения этого закона дополняют федеральные законы о лекарственных средствах, о наркотических средствах и психотропных веществах. В соответствии с этими законами правительство РФ своим постановлением №387 от 1999 года утвердило положение о лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, которые устанавливают конкретный порядок лицензирования фармацевтической деятельности. Кроме того, постановлением правительства РФ №326 от 2000 года определён перечень видов деятельности, лицензирование которой осуществляется МЗ РФ. К их числу отнесена деятельность связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Лицензирование – это мероприятие связанное с выдачей государственных разрешений, приостановлением их действия и аннулированием, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением организациями лицензионных требований и условий.

Лицензирование является формой государственного регулирования фармацевтической деятельности, в соответствии с законодательством РФ, приказами и распоряжениями МЗ РФ, а также способами контроля государства за соблюдением фармацевтическими организациями требований нормативно-правовых актов, предъявляемых к деятельности, связаны с оказанием лекарственной помощи населению.

Основная цель лицензирования – оценка возможности оказания фармацевтической организации различных видов квалифицированной лекарственной помощи и выдача государственного разрешения на право заниматься фармацевтической деятельностью.

Лицензия – это официальный документ разрешающий осуществление указанного в нём вида деятельности в течении установленного срока и определяющим обязательное для исполнения требования и условия его осуществления. Бланк лицензии имеет степень защищённости на уровне ценной бумаги на предъявителя, учётную серию и номер.

"Фармацевтическое обозрение", 2005, N 12

БОЛЬНИЧНЫЕ АПТЕКИ:

БЕЗ СТАТУСА, СОТРУДНИКОВ И ДЕНЕГ


На волне повсеместных реформ в России постепенно модернизируется и система медицинского обслуживания. Государственные ЛПУ организуют платные койки и отделения, активно развиваются частные медицинские учреждения. Платные услуги - не единственный объединяющий их фактор. При большинстве из этих ЛПУ существуют аптечные учреждения, которые обеспечивают лечебный процесс необходимыми лекарственными средствами.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ


Больничные аптеки существенно отличаются от обычных учреждений с зеленым крестом - как по функциям, так и по сути своей деятельности. Задача аптек ЛПУ - удовлетворение потребностей лечебного процесса в фармацевтических товарах и услугах. Поэтому перед аптеками при больницах ставятся определенные задачи: обеспечить лекарствами лечебный процесс как при оказании бесплатной медицинской помощи, так и платных услуг, предоставить медицинскому персоналу профессиональную информацию о лекарствах, организовать фармацевтический надзор в больнице.

Звучит красиво. Однако на деле картина вырисовывается крайне неприглядная. Больничные аптеки находятся в бедственном положении. И причин этому несколько: ограниченное финансирование и рост цен на ЛС, недостатки в организации самой системы лекарственного обеспечения стационаров и в контроле использования финансовых средств.

Корень всех проблем ЛПУ кроется в нормативно-правовой базе. Аптека ЛПУ работает на основании лицензии на фармдеятельность. Однако существующее определение фармдеятельности не соответствует выполняемым больничными аптеками функциям. В Федеральном законе "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность определена, как "деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств". По мнению Анны Солонининой, проректора Пермской ГФА, зав. каф. Управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального образования, д.ф.н., для деятельности аптечных подразделений в ЛПУ больше подходит определение "фармацевтическое обслуживание", как "совокупность фармацевтических услуг, осуществляемых аптечными подразделениями при организации лекарственного обеспечения ЛПУ".

Нормативные документы, регламентирующие деятельность аптечных учреждений, в частности ОСТ 91500.05.0005-2002 "Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения" и ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", также не отражают современные требования к организации деятельности аптек, обслуживающих ЛПУ. Как отмечает А.Солонинина, по роду своей деятельности больничные аптеки занимают промежуточное положение между предприятиями оптовой и розничной торговли, так как, с одной стороны, не отпускают ЛС за наличный расчет, а с другой - осуществляют в большинстве случаев производственную деятельность, связанную с изготовлением ЛС, что характерно для розничных аптек.

Если подвести итог, то можно отметить, что в существующих нормативно-правовых документах вопросы лекарственного обеспечения больниц в системе ОМС никак не регламентированы. В них не определены статус, задачи и функции больничных аптек, не разработаны отраслевые стандарты деятельности, отсутствуют нормативные документы по лицензированию и т.д.

ПРОБЛЕМЫ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Отсутствие должного правового регулирования тянет за собой шлейф остальных бед больничных аптек. Низкая заработная плата влечет дефицит сотрудников и повышение нагрузки на работающих специалистов. Слабое финансирование не дает возможности сделать ремонт и заменить устаревшее оборудование. Поэтому говорить о соответствии больничных аптек международным стандартам качества производства бессмысленно.

Аптечное учреждение, существующее на территории ЛПУ, в первую очередь обеспечивает ЛС больных, которые находятся здесь на лечении. Но и здесь не все гладко. Исследования, проведенные специалистами Пермской фармакадемии, выявили, что далеко не во всех больницах есть в штате фармацевтический специалист и адекватные формуляры ЛС, что приводит к использованию препаратов с недоказанной клинической эффективностью, но высокой стоимостью. Действующая практика определения потребности, норматива запасов, закупок, хранения, использования ЛС не всегда соответствует действительности. Результаты этих исследований можно распространить на любой регион России - положение дел в больничных аптеках везде одинаковое.

Сегодня, наверное, уже подавляющее большинство ЛПУ оказывает те или иные платные медицинские услуги. Это естественное явление в условиях рынка и дополнительный заработок для бюджетных учреждений. Однако все снова упирается в организацию процесса. Потребность в ЛС для платных услуг, как правило, четко не определена. Поэтому закупки носят хаотичный характер и производятся по мере необходимости. Когда ЛС нет в наличии, его покупают в экстренном порядке в любой аптеке за наличный расчет независимо от его стоимости, что влияет на стоимость медицинской услуги. Нередко используются ЛС, приобретенные за счет средств бюджета и ОМС, но не всегда происходит возмещение их стоимости, если они использовались для платных медицинских услуг. Не существует на практике и отдельного хранения, учета приобретения и расходования ЛС, приобретаемых для оказания бесплатной лекарственной помощи и для оказания платных медицинских услуг.

НЕТ АПТЕКИ - СЛОЖНО, ЕСТЬ - ЕЩЕ СЛОЖНЕЕ


Анализируя ситуацию с аптеками при ЛПУ, можно сделать вывод о проблемах двух типов: когда аптека при ЛПУ есть и когда таковой нет. В случае, когда ее нет, лекарственным обеспечением занимаются люди без фармацевтического образования. В результате их некомпетентности не всегда закупаются сертифицированные ЛС должного качества. Под сомнения ставятся условия хранения ЛС в ЛПУ, вне аптечного помещения они не всегда соответствуют нормам. Нередко больные сами приобретают необходимые им ЛС (снова встает вопрос их качества и эффективности). В итоге происходит значительное ослабление внутреннего фармацевтического контроля за обращением ЛС в ЛПУ (нет учета выдачи ЛС больным, контроля рациональности закупок).

Проблемы, конечно, серьезные. Но парадокс - куда серьезнее и масштабнее проблемы, когда аптека при ЛПУ есть. Это прежде всего упомянутый спектр правовых проблем. Нередко аптеки в больницах организованы на правах отделений, а руководитель действует на правах заведующего отделением. Аптеки работают не круглосуточно, что создает трудности из-за недоступности ЛС в экстренных ситуациях. Из-за проблем с помещением и оборудованием изготовление ЛС для инъекций и инфузий в больничных аптеках проблематично. Не везде ведется персонифицированный учет отпуска ЛС больным. Еще одна проблема, которая может серьезно осложнить жизнь больничных аптек: в перечень платных медицинских услуг не включены фармацевтические услуги.

Возникает вопрос, как решить все эти проблемы. Основная роль в этом отводится государству, которое должно наконец-то определить нормативно-правовую базу для больничных аптек. Но реформы должны пройти и в самих ЛПУ. Среди них мероприятия по рационализации использования ЛС и финансовых ресурсов лекарственного обеспечения:

Внедрение формулярной системы в каждом ЛПУ, что позволит использовать в лечебном процессе наиболее безопасные и затратно-эффективные ЛС, точнее определять потребность в необходимых ЛС и планировать их закупки;

Введение двухуровневой системы управления и контроля: на уровне ФОМС и ЛПУ;

Введение системы учета потребления ЛС в ЛПУ, в том числе для платных медицинских услуг, а также контроля рациональности их закупок и использования;

Централизация хранения ЛС в ЛПУ на базе аптечных подразделений с обеспечением их круглосуточной доступности;

Коренное изменение практики закупок препаратов (на конкурсной основе, планирование закупок с учетом необходимого норматива потребности в товарных запасах по ассортименту и количеству, внедрение системы одноразовых упаковок);

Введение предметно-количественного учета всех ЛС и персонифицированного учета их отпуска.

ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Сотрудник аптеки N 744 при Долгопрудненской ЦГБ, который пожелал остаться неизвестным:

У нас была хорошая аптека, но сейчас все изменилось. Нет кадров, работают два человека (кто-то в отпуске, кто-то в больнице, заведующая уволилась). Давно не было ремонта. Аптека обслуживает целую больницу: роддом, травматология, инфекционное отделение, кардиология и другие отделения - нагрузка .

Раньше в городе было три муниципальных аптеки, они реорганизовались в ЗАО. Теперь это аптечная сеть. Центральная аптека, которая торговала в том числе и наркотическими ЛС, в определенный момент закрылась. И тогда все тяготы снабжения многочисленных окрестных подразделений легли на нашу больничную аптеку. Но у нас есть лицензия только на обслуживание 466 коек. Однако в городе много больных, которым требуются те же наркотические ЛС. После того, как на центральную аптеку повесили замок, пришлось скорой помощи ездить по пациентам (такое было с онкобольными) и делать им инъекции необходимых наркотических ЛС на дому. В определенный момент центральная аптека все-таки открылась, но лицензию на наркотики не получила. К тому же из нее убрали производственный отдел. Теперь производственной аптеки в городе вообще нет. Потом центральная аптека все-таки получила лицензию на наркотики, но объем ее сегодняшней работы не идет ни в какое сравнение с тем, что было раньше.

Финансирование у нас, в принципе, всегда было приличным. Но летом возникают проблемы. Поэтому на конец августа есть задолженность за два месяца. С поставщиками мы работаем по тендеру, который проводит областной Минздрав, но, к сожалению, не всегда отбираются фирмы-поставщики с реально низкими ценами.

Светлана Рыбицкая, аптека при Мытищинской городской клинической больнице:

Самая большая наша проблема - финансирование. Особенно плохо стало с 2005 года: сократились объемы, постоянный долг. Может быть, это связано с тем, что стало больше тяжелых больных, поэтому им требуются более дорогостоящие лекарства. Может быть, проблема в комбинированном лечении, когда необходимо сразу несколько препаратов, а раньше обходились одним. Или больные запускают свои болячки, приходят к врачу только в крайнем случае, а лечение таких заболеваний обходится дороже. Потом не стоит забывать, что у нас онкологическая больница и ЛС определенного ассортимента. Радует, что поставщики понимают наше положение и всегда доставляют заказ вовремя.

Сотрудники в аптеке почти все пенсионного возраста, молодежи нет. Приходится работать бригадными подрядами.

Работа очень напряженная, монотонная и однообразная, не такая, как в обычной аптеке. Но работать надо везде.

Татьяна Бычкова, аптека при Московской областной онкологической больнице, Балашиха:

Трудности у нас такие же, как у всех, как и были в течение нескольких лет: маленькая зарплата. Поэтому работать некому. По штатному расписанию в нашей аптеке должно быть 18 сотрудников, а работают всего семь. У нас нет грузчиков, провизора. Со всем приходится справляться самим.

Антонина Грушина, аптека при ГУЗ "Московская областная психиатрическая больница N 5":

Поскольку мы закрытая аптека при психиатрической больнице, мы отпускаем ЛС только для отделения стационара. Направление больницы диктует свою специфику - ЛС для лечения депрессии, психических заболеваний. Больница бюджетная, поэтому финансирование маленькое. Сколько денег нам выделят, столько ЛС мы и закупим. Всегда приходится ждать денег прежде, чем сделать заказ. Молодежь вообще не хочет идти сюда работать из-за низкой зарплаты. Чтобы как-то изменить ситуацию, надо, в первую очередь, изменить нормативную базу. В других аптеках все меняется: время, отношение, стиль работы, а у нас все по-старому, мы еще по советской нормативной базе работаем.

С.ГРАЧЕВА

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Аптека осуществляет следующие задачи:

    изготовление и отпуск лекарств по рецептам врачей;

    продажа лекарств, не требующих рецепта врача, а также предметов гигиены, перевязочных материалов, хирургического инструментария, оптики и др.;

    распространение среди населения информации о лекарственных средствах (их фармакологическом действии, показаниях к применению, способах применения, противопоказаниях и др.).

Аптека осуществляет снабжение лечебно-профилактического учреждения лекарственными средствами, перевязочным материалом, средствами санитарной гигиены и др. Каждая аптека должна иметь соответствующую аппаратуру, оборудование и инструментарий, а также новейшую научную и справочную литературу по фармакологии, списку лекарственных препаратов, используемых в России.

Развертывание и дислокация аптечной сети осуществляется в соответствии с такими принципами, как:

    максимальное приближение к населению;

    максимальное приближение к лечебно-профилактическим учреждениям.

Открытие аптек в городских районах осуществляется с перспективами развития обслуживания населения в этих районах, наравне с ростом населения, развитием транспортных сетей, построением промышленных, лечебных и других предприятий и учреждений.

Аптека районного центра для осуществления задач по системному обслуживанию населения должна контролироваться районным отделом здравоохранения и руководить работой всех аптек своего района.

Обязанностью аптек районного центра также является контроль за условиями хранения и расходования лекарств в лечебно-профилактических учреждениях данного района.

Центральная районная аптека обязана:

    контролировать своевременную доставку медицинских товаров со склада;

    обеспечивать аптеки района этиловым спиртом и ядовитыми веществами;

    получать каждый месяц из каждой аптеки района заявки и корректировать их;

    доставлять заявки в аптекоуправление;

    контролировать состояние лекарственных запасов в сельских аптеках;

    представлять в аптекоуправление заявки на аптечное оборудование;

    предупреждать лечебно-профилактические учреждения о поступлении и составе медицинских товаров.

Аптеки лечебно-профилактических учреждений

Функции и задачи:

    приготовление и продажа или отпуск лекарственных средств, перевязочного материала, медицинского инструментария, предметов санитарной гигиены и др.;

    контроль за потребностью лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах, медицинском инструментарии, перевязочном материале, предметах санитарной гигиены и др.;

    прием лекарственных средств, медицинской аппаратуры, инструментов и иного, поступающих с аптечных складов, заводов, и др.;

    учет ядовитых, наркотических препаратов, спиртов, кислот и др.;

    своевременное пополнение запасов лекарственных средств и медицинского имущества;

    контроль использования материальных средств;

    контроль за отпуском лекарственных средств, перевязочного материала, медицинской аппаратуры и инструментария для специализированных кабинетов.

Классификация аптек лечебно-профилактических учреждений

    Аптеки больниц смешанного, общего типа.

    Аптеки специализированных лечебно-профилактических учреждений.

    Аптеки психиатрических лечебно-профилактических учреждений.

    Аптеки учебных, клинических лечебно-профилактических учреждений.

Штат аптек лечебно-профилактических учреждений

В штат аптек лечебно-профилактических учреждений входят заведующий-провизор, заместитель заведующего-провизора, провизор-аналитик, провизор-технолог (он же рецептар-контролер), дефектар, фармацевт, фасовщик, санитарка, провизор-клиницист, фармацевтический инспектор, фармацевт-сигнарант, бухгалтер-фармацевт, заведующий газобаллоничным хозяйством, инженер-техник по ремонту медицинской техники и экспедитор.

Заведующий-провизор

Заведующий-провизор аптеки лечебно-профилактического учреждения должен иметь высшее фармацевтическое образование и определенный опыт работы не менее 5 лет. Назначается и увольняется он приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения. Заведующий-провизор имеет права заведующего отделением лечебно-профилактического учреждения и контролирует всю работу аптеки. Заведующий-провизор обязан контролировать четкую работу в аптеке по изготовлению, приему и отпуску лекарств по рецептам. Он контролирует снабжение медицинским имуществом лечебно-диагностические кабинеты, лаборатории; обеспечивает правильное хранение медикаментов, медицинского инструментария; контролирует расход медикаментов в отделениях лечебно-профилактического учреждения, особенно контролируя ядовитые, наркотические средства. Заведующий контролирует фармацевтический порядок в аптеке, соблюдение санитарно-гигиенических правил, составляет сметы на получение медицинского имущества.

Медицинский персонал аптеки должен систематически получать от заведующего приказы, инструкции и другие документы, имеющие отношение к работе аптеки.

Провизор-аналитик

Количество провизоров-аналитиков в одной аптеке лечебно-профилактического учреждения не должно быть больше 2 человек. Провизор-аналитик должен иметь высшее фармацевтическое образование. Его назначение и увольнение контролируется заведующим-провизором аптеки. Он находится под начальством заведующего-провизора и заместителя провизора аптеки.

Заместитель заведующего-провизора

Заместитель заведующего-провизора должен иметь высшее фармацевтическое образование. Он назначается и увольняется главным врачом лечебно-профилактического учреждения, подчиняется непосредственно заведующему-провизору и при отсутствии последнего замещает его. Он обеспечивает контроль постоянного изготовления и отпуска лекарств и другого медицинского материала в отделение. Несколько раз в год сверяет наличие и работу (пригодность) медицинской аппаратуры и инструментария в кабинетах отделения. Осуществляет непосредственное участие в контроле выполнения техники безопасности и противопожарных мероприятий.

Провизор-технолог (рецептар-контролер)

Эта должность определяется из расчета 1 единица на 400 коек в терапевтическом отделении. Провизор-технолог принимает требования от различных подразделений лечебно-профилактического учреждения по отпуску медицинских средств и др. В специализированных отделениях (гинекологических, ожоговых, онкологических, урологических, травматологических) определяется из расчета 1 провизор-технолог на 300 коек. А в хирургическом отделении на 200 коек приходится 1 провизор-технолог. Провизор-технолог должен иметь высшее фармацевтическое образование. Его назначает и увольняет заведующий аптекой, подчиняется заведующему аптекой и его заместителю.

Провизор-технолог осуществляет прием рецептов и требований, контролирует оформление рецептов, контролирует выписку рецепта в соответствии с возрастом больного и его заболеванием. Объясняет пациенту способ применения и хранения лекарства.

Провизор-технолог обязан регистрировать лекарства и другие медицинские средства, которые есть в наличии или которые отсутствуют в аптеке. Осуществляет контроль и проверку хранения, использования медицинских средств в отделениях, лабораториях, кабинетах; сообщает медицинскому (врачам) персоналу о наличии медицинских средств в аптеке.

Дефектар

Эта должность вводится из расчета 1 единица на 500-1000 коек и занимается лицом с высшим образованием. Назначение и увольнение его производится заведующим аптекой. Дефектар подчиняется заведующему аптекой и заместителю заведующего аптекой. Он контролирует записи медикаментов, запасы медицинских средств (наличие серии изготовляющего завода, номера лаборатории, анализа, номера склада, срок годности и др.).

Руководит изготовлением в аптеке полуфабрикатов, концентратов и перефасовкой медикаментов.

Фармацевт

Эта должность вводится в штат аптеки из расчета по 1 единице на 300 или 350 коек. Фармацевт должен иметь среднее фармацевтическое образование. Его назначает и увольняет заведующий аптекой лечебно-профилактического учреждения. Его контролирует провизор-технолог или провизор-аналитик. Фармацевт должен изготавливать лекарства по мере необходимости для отделений и по рецептам врачей, а также должен правильно подготовить и оформить лекарства перед их отпуском. Фармацевт должен периодически повышать квалификацию.

Фасовщик

Должность фасовщика вводится, так же как и должность фармацевта, из расчета на 350-400 коек 1 единицы. Эта должность может заниматься лицом и без фармацевтического образования. Назначается фасовщик и увольняется заведующим аптекой, а контролируется провизором-технологом, фармацевтом. Он занимается расфасовкой и перефасовкой лекарственных, дезинфицирующих средств, аптечной и лабораторной посуды, выдачей перевязочных средств.

Санитарка

Должность санитарки вводится из расчета 0,35 должности на каждую должность провизора-технолога и фармацевта. Прием и увольнение санитарки оформляет заведующий аптекой ЛПУ. Санитарка аптеки выполняет различную работу (мытье и обработку посуды, уборку помещений и др.).

Провизор-клиницист

Эта должность вводится из расчета 1 единица на 1100 коек и больше. Провизор-клиницист должен иметь фармацевтическое образование. Он принимает участие в консилиуме врачей и контролирует назначение ими лекарств, разрабатывает технологию изготовления лекарств, унифицирует ее. Назначается главным врачом ЛПУ и контролируется заведующим аптекой.

Фармацевтический инспектор

Эта должность может быть введена в штат аптеки многопрофильного ЛПУ из расчета 1 единица на 900 коек и более. Эту должность замещает человек с высшим фармацевтическим образованием и стажем работы не менее 10 лет. Подчиняется он непосредственно заведующему-провизору аптеки ЛПУ, а принимается и увольняется главным врачом. Фармацевтический инспектор участвует в составлении специального плана контрольно-ревизионной работы в ЛПУ и аптеки на 1 год: проверяет особенности хранения медикаментов в кабинетах, правильность выписки лекарств, посты медицинских сестер.

О нарушениях правил хранения и расхода медикаментов в аптеке фармацевтический инспектор докладывает заведующему аптекой, заведующему отделением и главному врачу ЛПУ.

Фармацевт-сигнарант

Эта должность может вводиться в штат аптеки крупного многопрофильного лечебно-профилактического учреждения из расчета 1 единица на 800 коек, 2 единицы на 1200 коек и 3 единицы на 1600 коек. Он назначается и увольняется заведующим аптекой.

Должность сигнаранта занимается лицом, имеющим среднее фармацевтическое образование. Этот специалист обеспечивает непрерывный процесс производства лекарств, повышение профессионального мастерства персонала, улучшение качества оформления упаковки лекарственных средств.

Бухгалтер-фармацевт

Эта должность целесообразна для аптек многопрофильного ЛПУ с таким же расчетом, как и фармацевт-сигнарант. Должность занимается лицом со средним фармацевтическим образованием, знающим бухгалтерский учет. Бухгалтер-фармацевт контролируется заведующим аптекой. Бухгалтер-фармацевт обеспечивает своевременный, правильный учет всего медицинского имущества, предметно-количественный учет ядовитых и наркотических средств, этилового спирта и др.

Инженер (техник) по ремонту медицинской техники

Должность инженера целесообразно вводить в штат аптеки ЛПУ с числом коек от 600 и более. Количество инженеров зависит от насыщенности отделений ЛПУ аппаратурой. Техник должен готовить к эксплуатации всю поступающую технику, осуществлять техническое обслуживание и различный ремонт медицинской и аптечной техники, повышать эксплуатационную надежность, производить профилактические осмотры аппаратуры, делать записи о проведенных ремонтах в паспортах аппаратов и регистрировать выработку их в процессе эксплуатации, следить за работой (правильной) медицинской и аптечной техники. Периодически инструктируют медперсонал по технике безопасности.

В ЛПУ есть еще другие должности, которые могут замещаться в зависимости от профиля ЛПУ.

Аптеки в России с каждым годом все более оснащаются современной техникой, так как прогресс в аптечном деле не стоит на месте. Аптек становится все больше благодаря устойчивости экономики, увеличению уровня потребления населения, росту разработок новых методов лечения и лекарственных средств.

Современные люди имеют четкое представление об аптеках. Но что такое виды и функции аптечных организаций? Об этом знает не каждый. Их деятельность регулируется и контролируется законодательными актами, органами внутренних дел. Мы живём в правовом государстве, где физические и юридические лица обязаны соблюдать законы. Аптечную деятельность также регулирует несколько законов, актов и прочих документов.

Фармацевтическая деятельность

В статье будут описаны аптечные организации, их виды, сравнительная характеристика и прочие важные моменты данной сферы. Под этим понятием имеют в виду компании, которые осуществляют розничную торговлю, изготовление и отпуск лекарственных препаратов.

Что касается розницы, то это вид торговли и предоставления услуг покупателям в личных, семейных, домашних целях, который не имеют ничего общего с предпринимательской деятельностью.

Перечень таких компаний:

  • аптечные пункты;
  • аптечные киоски;
  • аптеки;
  • аптечные магазины.

Исходя из внешних и функциональных характеристик, существующие виды аптечных организаций имеют свои особенности и различаются между собой. Как правило, торговля вне помещения аптеки запрещена. Это говорит о том, что провизор не имеет права заниматься продажей лекарств и прочей продукции вне специализированной компании.

Виды аптек

  1. Аптеки, которые созданы, чтобы обслуживать население. Такие учреждения осуществляют продажу лекарственных средств как узкого, так и широкого профиля. Они могут иметь собственный ассортимент, который прописан в их классификации. Например, гомеопатические аптеки имеют в ассортименте средства указанной направленности и специализируются на их продаже. Профильная деятельность бывает разной. К примеру, онкологическая аптека выпускает и реализует препараты, созданные для борьбы с раковыми заболеваниями.
  2. Больничные аптеки. При каждом медицинском учреждении есть своя аптечная организация. Во всяком случае она должна там присутствовать.
  3. Межбольничные аптеки – такие организации снабжают препаратами лечебно-профилактические и иные учреждения.

Данный перечень классифицирует виды аптечных организаций по роду деятельности. Есть и другие показатели, согласно которым аптеки имеют свои особенности.

Характер производственной деятельности аптек

  • Производственные. Эти пункты осуществляют изготовление лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений. Подобного рода компании имеют право реализовывать и готовую продукцию.
  • Учреждения по реализации готовых медикаментозных форм. Такие виды аптечных организаций и выполняемые ими функции сводятся к реализации лекарственных средств населению и продаже их лечебно-профилактическим учреждениям.
  • Ночные аптеки. Как можно понять из названия, подобные пункты призваны обслуживать население в ночное время.

Приказ 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» содержит в себе основные понятия и характеристики, принятые в этой сфере. Согласно данным указанного документа, вся деятельность аптек регулируется, опираясь на содержание этой бумаги.

В данной области, как и в любой другой, важно знать законы и правильно их применять. Некоторые недобросовестные реализаторы, пользуясь правовой неграмотностью людей, не осуществляют должного обслуживания населения с учетом законодательства. Поэтому, помимо книги жалоб и предложений, любые виды аптечных организаций должны иметь в уголке потребителя указанный документ. Это нужно для того, чтобы посетитель аптеки спокойно мог его изучить. Приказ об утверждении видов аптечных организаций также необходим для периодического ознакомления с ним непосредственно работников аптек. Это вполне объяснимо, поскольку нормы, прописанные в нем, помогут качественнее справляться со своими обязанностями.

Функции аптек

Как было отмечено выше, приказ 553н «Об утверждении видов аптечных организаций» не только регулирует законность деятельности аптек, но и содержит перечень функций данных учреждений.

Функции аптек зависят не только от рода деятельности, но и от ее вида. Перечень:

  • Производственная. Как правило, к данному пункту относится изготовление и производство лекарственных средств как по рецептам врачей, так и для организаций здравоохранения в РФ.
  • Снабженческая. Отпуск и выдача лекарственных препаратов/средств для организаций здравоохранения и их структурных подразделений.
  • Информационная. Работники каждой аптеки должны быть оповещены об отсутствии и наличии препаратов в учреждении, проинформированы о новых лекарственных средствах и их правильном употреблении.
  • Торговая. Продажа медикаментов населению как по рецепту врача, так и без него.
  • Финансовая. Аптеки имеют право принимать наличные денежные средства, оплату по банковской карте, обрабатывать данные денежные операции, вести их учёт, сдавать средства в банк и производить прочие расчёты.
  • Упаковка и фасовка лекарственных препаратов.
  • Продажа товаров медицинского характера и аптечного ассортимента.
  • Контроль за качеством, сроком годности, соблюдением целостности упаковки, надлежащим местом хранения.
  • Соблюдение положенных санитарных нормативов и гигиенических правил.
  • Консультирование. Провизор должен в достаточной степени обладать знаниями о препаратах, которые реализует, всегда объяснять населению, если имеются вопросы информативного характера, касающиеся лекарственных средств, медицинской техники, прочего аптечного ассортимента.
  • Разработка инструкций, влияющих на качество обслуживания населения и работу персонала.
  • Соблюдение отчетности.
  • Проведение самоинспекции, в соответствии с нормами законодательства РФ.

Все виды аптечных организаций Российской Федерации подчиняются единому правилу: их сотрудники обязаны знать последние обновления в законе о медицинских препаратах.

Должностные обязанности сотрудников

Сотрудники обязаны знать:

  • Правила реализации товара.
  • Закон, согласно которому осуществляется аптечная деятельность.
  • Акты, регулирующие правила поведения работников аптеки.
  • Внутренний распорядок рабочего дня аптеки.
  • Собственные права и обязанности.
  • Правила общения с населением.
  • Последние сведения о лекарственных средствах, которые реализует конкретный аптечный пункт.
  • Правила пользования кассовым аппаратом и компьютерными программами.
  • Примерное количество ассортимента.
  • В каком месте, отделении и на какой полке расположены препараты.
  • Грамотно отвечать на вопросы, излагать свои мысли чётко и по медицинской тематике.

Расположение аптечных пунктов

Каждое здание, в котором располагается аптека, должно находится в максимально населённом районе, быть в шаговой доступности от больниц, поликлиник, школ и других мест массового скопления людей. Неважно, какие это виды аптечных организаций, – их задачи и функции состоят в том, чтобы стабильно обслуживать население и предоставлять людям возможность приобретать необходимые медикаменты в установленное время. Соответственно, расположение аптек на карте населенного пункта – это немаловажный вопрос.

В наше время существует масса аптек, осуществляющих свою законную деятельность на территории Российской Федерации. Стоит отметить, что по всем гражданским нормам аптеки должны быть в любом населённом пункте, вне зависимости от того, мегаполис это или глухая деревня.

На сегодняшний день не каждый город с небольшим количеством жителей может похвастаться наличием в нём аптеки. Люди вынуждены скитаться в поисках препаратов, вызывать скорую медицинскую помощь, если в доме нет нужных средств. Министерство здравоохранения Российской Федерации плотно занимается данным вопросом, но на его реализацию могут уйти годы.

Существующие виды аптечных организаций способны осуществлять свою деятельность на территории нахождения, если их географическое положение позволяет клиентам беспрепятственно и быстро добраться до них. Некоторые граждане отмечают, что аптечные пункты, которые находятся в городах и сёлах, расположены слишком далеко от мест проживания. Поэтому, чтобы посетить аптеку, нужно иногда проделать тернистый путь.

Центральная районная аптека

Самое важное и масштабное учреждение в районе или городе – центральная аптека. В соответствии с документом об утверждении видов аптечных организаций, она контролирует многие процессы, связанные с медицинскими средствами.

Обязанности:

  • Обеспечение аптек ядовитыми веществами и этиловым спиртом.
  • Информирование аптеки и ЛПУ о поступлении лекарственных препаратов.
  • Контроль поступления и доставки препаратов со склада.
  • Приём и коррекция заявок на выдачу лекарственных препаратов.
  • При наличии органа, управляющего аптеками, доставлять туда заявки на получение препаратов и медицинского оборудования.
  • Контроль поставок, наличия и состояния препаратов для сельских аптек.

Персонал аптеки по регламенту

Все виды аптечных организаций содержат минимальное штатное расписание, куда могут входить следующие вакансии:

  • Фармацевт.
  • Санитарка.
  • Дефектар.
  • Провизор-технолог.
  • Заведующий-провизор.

Каждый из работников выполняет отдельные функции, в соответствии с уставом и регламентом аптечной организации. Персонал обязан соблюдать режим и правила учреждения.

Фармацевт

Назначение и увольнение с данной должности осуществляет заведующий аптекой ЛПУ. Контроль за исполнением должностных обязанностей фармацевта ведут провизоры: технолог и аналитик. Для того чтобы работать на данной должности, не обязательно иметь высшее образование – достаточно среднего фармацевтического.

Фармацевт обязан:

  • Изготавливать препараты по назначению лечебно-профилактических учреждений.
  • Изготавливать средства согласно лечебным предписаниям.
  • Готовить лекарства перед выдачей.
  • Оформлять препарат перед отпуском.

Санитарка

Назначение и увольнение с данной должности производится заведующим лечебно-профилактического учреждения.

Обязанности:

  • уборка помещений;
  • мытье посуды и ее обработка.

Дефектар

Для поступления на эту должность сотрудник обязан иметь высшее фармакологическое образование. Назначает и увольняет с данной вакансии заведующий аптечным учреждением или его заместитель.

Обязанности:

  • контроль записей медикаментов;
  • учет медицинских средств;
  • внутриаптечные заготовки;
  • проверка наличия положенных надписей и информации на упаковках препаратов;
  • контроль срока годности препарата, информации об изготовителе;
  • работа с прочей информацией о лекарственных средствах, которые реализует аптечное учреждение.

Провизор-технолог

Для приема на эту должность сотрудник обязан иметь высшее фармакологическое образование. Его назначает и увольняет заведующий аптечным учреждением, а подчиняется работник исключительно заведующему аптекой и его заместителю.

Обязанности провизора-технолога:

  • контроль за оформлением рецептов;
  • приём рецептов и требований;
  • разъяснение населению информации о лекарственных средствах;
  • регистрация лекарственных и медицинских средств, которые находятся в наличии;
  • контроль за хранением препаратов;
  • учет использования медицинских препаратов в отделениях и кабинетах;
  • доведение информации до медицинского персонала больниц, поликлиник и других учреждений о наличии/отсутствии медикаментов в аптеке.

Заведующий-провизор

Для того чтобы устроиться на данную должность, работник обязан иметь высшее фармакологическое образование и стаж работы более 5 лет в сфере фармакологии. На данную должность назначает главный врач лечебно-профилактического учреждения посредством приказа. Заведующий-провизор имеет идентичные права с главой отделения ЛПУ.

Обязанности:

  • контроль за работой аптеки в целом;
  • следит за правильностью изготовления лекарственных средств;
  • учет отпуска медикаментов по рецептам врача;
  • контроль за снабжением медицинским имуществом медкабинетов и лабораторий;
  • обеспечение должного хранения препаратов, медицинских инструментов;
  • контролирует расход медикаментов;
  • ведёт особый учет расхода наркотических и ядовитых средств;
  • обеспечение фармацевтического порядка в аптеке;
  • контроль за исполнением сотрудниками санитарно-гигиенических норм;
  • составление сметы на получение медицинского имущества;
  • следит за тем, как персонал выполняет свои обязанности;
  • выдача распоряжений, инструкций и прочих документов, касающихся работ в аптеке.

Данный перечень сотрудников аптеки может быть более обширным – всё зависит от того, какие имеются в виду виды аптечных организаций. Характеристика и функции их были описаны выше.

error: Content is protected !!