Процедура объявления тендера. Подготовка и проведение тендера на предоставление услуг в сфере управления персоналом Процедуры государственных закупок

Каждая компания, закупающая на рынке товары и услуги, старается минимизировать риски выбора некачественного товара/услуги, получить товар/услугу с максимальной выгодой, т.е. наилучшим соотношением цена/качество. Сегодня многие компании, особенно крупные, максимально жестко регламентировали процедуры закупки, формализовав несколько типов тендерных процедур.

Приведем три из них:

  • запросы офферт;
  • открытые торги;
  • электронные торги. Закупка/продажа товаров, работ и услуг посредством проведения торгов онлайн на понижение/повышение.

Хочется обратить внимание на то, что последний тип тендеров, в котором определяющим фактором является исключительно цена, на наш взгляд, применим к стандартизированным товарам, т.е. к товарам, свойства которых предопределены ДСТУ (ГОСТом). И применять процедуру такого тендера, например, к разработке веб-сайтов не очень корректно.

Во-первых, даже при одинаковом исходном брифе все будущие исполнители видят проект по-своему, и вы фактически выбираете тех, чей опыт или видение наиболее вам импонируют.

Во-вторых, хотя вы в конечном итоге покупаете готовый продукт в виде веб-сайта, вы в том числе покупаете и проект/услугу по его разработке и внедрению, что сродни консалтинговому проекту. В этом случает вы, прежде всего, выбираете компанию-поставщика, а не спецификацию и стоимость.

Глядя на множество подходов и процедур, которые изобретают компании, выбирая поставщика услуг по веб-разработке, мы составили определенные рекомендации, как организовать процедуру тендера.

Все программные и дизайнерские решения, которые компания создает для размещения в интернете, являются частью ее общей коммуникации с потребителями, партнерами, инвесторами и другими аудиториями.

Поэтому на этапе выбора подрядчика желательно четко понимать, какая специализация компании-подрядчика нужна вам на данном этапе развития коммуникации в интернете.

Предварительный этап

Выбор типологии компании-подрядчика. Сегодня на рынке представлены:

  1. Медиа- (диджитал-) агентства. Их ключевые компетенции: разработка медиастратегии, построение медиаплана и баинг (размещение) на интернет-площадках;
  2. Диджитал-агентства. Ключевые компетенции: разработка стратегии коммуникации в диджитал-каналах, разработка креативной стратегии и креативных материалов, SMM-стратегии (может выделяться в отдельное подразделение или агентство). На данном этапе развития рынка функцию диджитал-агентств принимают на себя специализированные отделы в креативных или FSAA;
  3. Агентства, которые занимаются поисковым продвижением (SEO);
  4. Агентства мобильного маркетинга;
  5. Digital production (в США более распространен термин web development). Ключевые компетенции: веб-дизайн, UI-дизайн, front- и back-end программирование. Результатами конечной работы являются веб-сайты, приложения для социальных сетей, приложения для iOS- и Android-устройств, интернет-баннеры и др.

Желательно ставить задачи агентствам в соответствии с их специализацией. Допустимо, конечно, ставить задачу в комплексе одному исполнителю. Примеры:

А) Проведение розыгрыша призов для покупателей торговой марки, с активацией промокодов с упаковок. В этом случае задачу по созданию мини-промосайта для проведения такого розыгрыша можно поручить диджитал-агентству.

Б) Проведение медиакампании в интернете. В этом случае разработку баннеров можно доверить интернет-медиаагентству.

В любом случае, при выборе подрядчика и привлечении субподрядчика вам желательно знать всю цепочку, с одной стороны, а с другой — в сложных задачах разделять проект на два этапа и привлекать специализированное агентство.

Если в рамках тендера для решения нескольких задач вы привлекаете агентства/компании разного типа, следует внимательно следить, чтобы критерии, по которым вы оцениваете работу, соответствовали специализации агентства. Например, выбор подрядчика по производству промосайта не привязывался к показателям эффективности кампании в целом.

В том случае, когда вы определили, что для выполнения ваших задач вам необходима именно компания digital production (web development), мы рекомендуем следующую процедуру проведения тендера.

Этап 1. Отбор участников тендера

Задача этого этапа: -выбрать компании, которые вам подходят по двум критериям:

  • уровень работ, их сложность, качество дизайна соответствуют вашим ожиданиям, требованиям и представлениям о будущем продукте;
  • уровень цен компании и возможный размер бюджета соответствуют вашим возможностям, бюджету данного года и пр.

Желающие принять участие в проводимых тендерах в сроки, указанные на сайте, для получения тендерной документации обращаются в подразделения-инициаторы по контактным телефонам, указанным в публичном объявлении (дополнительной информации). Для участия в тендере претендент должен представить следующие документы (сведения об организации):

Заявку на участие в тендере (первоначально копия заявки для регистрации направляется по факсу, с указанием структурного подразделения, разместившего сообщение о проведении тендера);

Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

Копия выписки из Устава: наименование, адрес, исполнительный орган и его права;

Копия решения о назначении исполнительного органа;

Копия лицензии (при необходимости);

Копию сертификата стандарта качества ISO 9001 (если имеется);

Конкурсное предложение (копия вместе с заявкой по факсу).

Конкурсное Предложение состоит из двух частей:

Техническая часть:

В техническом предложении должна содержаться исчерпывающая информация о товаре (выполняемых работах, услугах), о качестве продукции (соответствия ГОСТ, ТУ, СПиП и иных характеристикам); отсутствие какой-либо информации по перечисленным вопросам будет расцениваться как невыполнение требований технических условий.

Коммерческая часть:

Коммерческая часть предложения должна содержать сведения о цене предмета тендера с обязательным указанием общей стоимости. Здесь указываются также условия оплаты (расчетов) и возможные скидки; объемы и сроки поставок (выполняемых работ, оказываемых услуг); условия поставки (выполнения работ, оказания услуг), отнесения расходов по доставке товара.

Тендерные комиссии при принятии решения руководствуются следующими критериями:

Цена товара (работ, услуг) и условия оплаты (предоплата, отсрочка);

Качество товара (работ, услуг);

Обеспеченность предприятия техническими средствами;

Наличие собственных разработчиков и исследовательской базы у предприятия;

Финансовое состояние предприятия .

Конкурсные предложения должны быть действительны в течение 30 дней после даты проведения тендера.

Все представленные конкурсные предложения и включенные в них документы после их рассмотрения не возвращаются Участникам тендера. Участники тендера, получившие тендерную документацию должны обращаться с ней как с конфиденциальным документом и не имеют права разглашать информацию, касающуюся тендера, какой-либо третьей стороне без получения на это предварительного письменного согласия Организатора тендера. Организатор оставляет за собой право выбрать победителем любого Участника тендера, в том числе, и в случае если предложенная участником цена выше, чем у других участников тендера, а так же отклонить любое Конкурсное предложение, либо все Конкурсные предложения без объяснения участникам тендера причин такого решения. В случае если самая низкая цена предмета тендера, предложенная Участниками тендера, превышает расчетную стоимость Организатора, Организатор будет вправе отклонить все Конкурсные предложения и провести повторный тендер. Размещение в сети интернет сообщения о проводимом тендере не являются офертой. Все расходы, связанные с подготовкой и представлением Конкурсного предложения, несет Участник тендера.

Сроки представления Конкурсных предложений указываются в публичном объявлении, размещенном на сайте. Конкурсные предложения, полученные позднее вышеуказанного срока, рассматриваться не будут. Само по себе проведение конкурсных торгов или тендера являются открытым процессом. Претенденты имеют возможность представить, защитить, а также обосновать собственные тендерные предложения. Одним из условий торгов является срок сдачи предложений для участия в торгах. Не позднее этого времени все участвующие в торгах фирмы (оференты) подают тендер, оформленный надлежащим образом, под роспись в тендерный комитет.

Предложения представляются в закрытых опечатанных конвертах (часто двойных), чтобы избежать досрочной утечки сведений, которыми могут воспользоваться конкуренты. На внешнем конверте указывается адрес для приема предложений, на внутреннем - номер тендера, его название (цель) и дата, установленная для приема документов. Следующий этап проведения торгов - сравнение поданных предложений, подведение итогов и определение победителя. В назначенный день и час тендерный комитет вскрывает конверты с поступившими предложениями. Процедура вскрытия пакетов с предложениями может быть осуществлена в условиях гласности, в присутствии всех участников торгов, представителей средств массовой информации. Такие торги называют гласными.

При проведении негласных торгов тендерные комитеты вскрывают пакеты на закрытом заседании. Выбор победителя торгов может последовать сразу за вскрытием и оглашением поступивших предложений в том случае, когда преследуется цель выбрать предложение с самыми низкими ценами при прочих равных условиях. Однако чаще всего для принятия решения о выборе поставщика (подрядчика на строительство объекта) требуется время, чтобы внимательно проанализировать поданные предложения и отобрать то из них, которое наилучшим образом соответствует целям торгов. Срок, в течение которого тендерные комитеты изучают и анализируют предложения оферентов (оферты), зависит от объема информации (технической, коммерческой и др.), которую предстоит проанализировать, обычно - от нескольких недель до нескольких месяцев. Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов может быть гласным, а может быть и закрытым. В первом случае это решение сообщается всем участникам торгов, а также через средства информации.

Во втором случае решение о передаче заказа сообщается победителю в конфиденциальной форме. Оферент, выигравший торги, в соответствии с их условиями, как правило, вносит второй гарантийный залог. Его величина обычно составляет от 5 до 10% стоимости заказа. После выполнения заказа гарантийный залог возвращается.

С победителями торгов подписывается контракт, в котором оговариваются все необходимые условия. Контракты вступают в силу после одобрения правительственными службами. Заключение сделки по результатам торгов может производиться путем принятия предложения (акцепта) без последующего подписания контракта обеими сторонами .

Стандартизированный цикл работы над проектом «проведение тендера».

1 этап. Формирование внутри компании списка задач выносимых на тендер и согласование типа организаций принимающих в нем участие. Принятие решения о проведении тендера.

Как показывает практика этот этап совсем не лишний, поскольку от того насколько единым будет понимание задач, выносимых на тендер, различными сотрудниками компании, зависит скорость принятия решения по всем последующим этапам работ. Не плохо так же достигнуть взаимопонимания по вопросам, какого рода и масштаба поставщики будут приглашены к участию в тендере, открытым или закрытым он будет.

2 этап. Создание «Брифа» (Приглашение к участию).

На этом этапе сотрудник, ответственный в компании - заказчике за подготовку и проведение тендера, должен изложить в едином документе цели проекта (проведения тендера) и требования к участникам соревнования.

Такой бриф (Приглашение к участию) затем будет направлен потенциальным участникам тендера для рассмотрения.

Стандартный бриф предполагает следующий состав:

Описание компании-заказчика

Постановка проблемы

Описание желаемого результата

Требования к участникам тендера

Описание формы подачи заявки (критерии документа)

Критерии оценки претендентов

Сроки проведения тендера

Каждая часть из этой заявки является осмысленной и функциональной частью документа. Разумеется, что ваша компания может оказаться от любой из них, или нескольких сразу, но это, лишь затруднит ваше общение с потенциальными поставщиками решений.

3 этап. Выбор компаний - участников.

Теперь, после формирования брифа, вы можете смело приглашать к участию в тендере заинтересованные организации. Обычно, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два - три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.

Как же определить состав компаний - участников для тендера?

Существует открытый тендер, к участию в котором вы приглашаете все организации, отвечающие требованиям. Открытый тендер объявляют через специализированные СМИ, Интернет сайты или профессиональные сообщества. Такой вид проведения тендеров должны использовать, например, государственные организации.

Закрытый тендер предусматривает приглашение участников компанией-организатором. Для приглашения к участию в первом этапе, компании участницы, отбираются по значимым для организатора критериям. Теперь, объявив о начале тендера, вы с нетерпением ждете получения первоначальных заявок.

4 этап. Уточнение позиций.

На этом этапе работ, компании, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, будут обращаться к вам за дополнительной информацией. Уточнять ваше видение проблемы и желаемые пути ее решения. Для того, что бы окончательные предложения участников выглядели не только персонализированными, но и осмысленными, вам потребуется потратить на обсуждение некоторое количество времени. Вот тут-то вы и вспомните о разумном ограничении числа участников тендера, о котором писалось выше.

В том случае, когда тендер намечен двух этапный после рассмотрения предварительной заявки, компании вышедшие во второй тур, готовят итоговые документы.

5 этап. Презентация итоговых Предложений.

В такой ответственный момент сухим документом не обойтись финалистов конкурса приглашают на встречу в компанию организатор. Именно на этой встрече, презентуя свое решение, представители провайдера и имеют возможность убедить вас в том что их решение единственно правильное.

И если работы по предыдущим этапам могли проводиться силами одного двух сотрудников соответствующего подразделения, то на итоговую презентацию приглашаются руководители тех подразделений, которые будут выступать у вас внутренними заказчиками по проекту.

6 этап. Окончательный отбор.

После проведения презентаций, и внимательного изучения полученного предложения, ответственные руководители вашей компании коллегиально принимают решение о выборе того или иного поставщика. В некоторых компаниях это решение принимается на совещании, с помощью устного обсуждения и уточнения мнения внутренних заказчиков. В других более формальных случаях, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

7 этап. Объявление победителей.

Это, несомненно, самый приятный и волнующий этап для всех участников. К сожалению, в российской практике часто оказывается что компании, не выигравшие тендер, узнают о его завершении, когда их конкурент уже во всю работает над проектом. Согласитесь, такое поведение не украшает Заказчика. Хорошим тоном считается на общем собрании или через СМИ (при открытом тендере) или в персональном порядке (если тендер был закрытый) оповестить всех участников о завершении работ и выборе окончательного поставщика решений .

Как видно, работа над тендером не представляет непреодолимых проблем с точки зрения организации. Главная сложность в этом процессе кроется именно в осознании заказчиком решаемой проблемы и выборе адекватного решения. И если вы хотите найти самое экономичное решение вашей задачи, то наверное стоит говорить лишь о сравнении цен на одинаковые услуги.

Тендер – это конкурс, который помогает заказчику выбрать наиболее предпочтительное для него предложение среди множества вариантов, предложенных от представителей разных компаний. Проведение тендеров осуществляется на основе конкурентного соревнования, победитель которого подписывает с заказчиком контракт.

Тендеры являются основным способом , предоставления услуг или подрядных работ. При этом заранее оговариваются сроки, сумма и другие подробности. Эти нюансы должны быть учтены участником, так как заказчики зачастую выбирают именно те предложения, которые полностью соответствуют их требованиям.

Не только государство, но и частники

Конкурсы проводятся не только по инициативе государственных представителей: они так же распространены среди частных компаний. Так, в настоящее время для участия в подобных торгах, компании (потенциальному участнику) необходимо внести определенную сумму, которая является гарантией серьезных намерений претендента. Так что возможности принимать участие в тендере у некоторых просто нет. Это фирмы, занимающиеся малым и средним бизнесом.

В чем преимущества тендеров?

Существуют определенные виды организации торгов, которые имеют свои плюсы и минусы. Но если рассматривать их с общей точки зрения, можно выделить следующие преимущества:

  1. Эффективность. Торги позволяют компании-заказчику рассмотреть множество предложений, выбрав наилучшее, наиболее эффективное из них.
  2. Для любой компании-участника – это шанс повысить не только свою финансовую успешность, но и репутацию.
  3. Тендерные торги – это очень удобно и экономично, ведь претендентов всегда много.

Классификация способов организации торгов в России

Уже более 50 лет США активно применяют разработанную в прошлом веке ими же тендерную систему. За это время успели появиться ее множественные вариации, некоторые из которых используются в России. Сам же американский термин «тендер» в РФ практически не используется – его успешно заменяют более привычным и устоявшимся словом «конкурс».

Открытые и закрытые

Классификация тендеров зачастую осуществляется по степени доступности для претендентов. Встречаются как закрытые и открытые, так и ограниченные тендеры. В России в настоящее время достаточно большую популярность получили закрытые конкурсы, которые, однако, считаются менее эффективными. Решение провести тендер закрытого типа, как считают эксперты, – это дань советским традициям. В то время как тендеры открытые в России встречаются значительно реже, несмотря на то, что они имеют больше преимуществ. Основное из них – участие большего количества потенциальных поставщиков. В этом случае торги выполняют свои главные функции – открытость и доступность.

С предварительным отбором кандидатов и без него

Классификация также может быть основана на отборе участников, проведенном перед началом мероприятия. Даже в тех случаях, когда конкурс открытый или ограниченный, заказчик может отсеять кандидатов, заявки которых, наименее соответствуют выдвинутым требованиям. Эта процедура актуальна потому, что многие компании, даже будучи наименее подходящими для участия в том или другом конкурсе, все равно подают заявку. А ведь огромное количество участников лишь притормаживает процесс выбора лучшего предложения, в то время как одной из функций конкурса является быстрота.

Два этапа или один

Проведение торгов в один этап не предусматривает изменений или переговоров по ходу конкурса, поэтому во многих случаях он неприемлем. А вот проведение двухэтапного тендера является достаточно эффективным методом, который отличается гибкостью со стороны заказчика. Двухэтапный конкурс, состоящий из нескольких ступеней, дает возможность урегулировать все вопросы, проведя на первом этапе переговоры. Но, несмотря на несомненные преимущества, двухэтапные торги не жалуют не только в РФ, но и за границей из-за слишком затяжного процесса проведения. Лишь в случае, когда заказ достаточно серьезен, проводится двухэтапный аукцион.

Что проведение тендера включает в себя?

Торги имеют определенные этапы организации:

  1. Определение предмета торгов.
  2. Разработка программы проведения, определение формы торгов (закрытые, ограниченные, открытые).
  3. Разработка критериев документации, необходимой для участия в конкурсе.
  4. Выбор участников торгов. Данный пункт изменяется в зависимости от вида конкурса: если организатор принял решение провести открытый конкурс, он рассылает приглашения (согласно постановлению об условиях и правилах тендеров при открытых торгах, сообщение обязательно появляется на сайте компании, а также может быть размещено в прессе, разослано по электронной почте). Когда же принято решение провести закрытый конкурс, потенциальным участникам рассылаются приглашения.
  5. Отбор кандидатов.
  6. Прием предложений от избранных участников торгов.
  7. Оценка предложений и выбор одного из них, наиболее выгодного, заказчиком.
  8. Подписание соглашения с победителем.

Если заказчик проводит торги самостоятельно, не обращаясь к услугам специализированных компаний, то первое, что он должен сделать, – это организовать команду, которая будет заниматься проведением мероприятия. Основная функция этой группы – составить положение о тендере и правила его проведения. Руководитель должен ознакомиться с этими документами и утвердить их. Также назначается состав тендерной комиссии.

Тендерная комиссия: функции и обязанности

Главная задача тендерной комиссии – ведение торгов. Тендерная комиссия должна подготовить сообщение о проведении мероприятия (его еще называют брифом), разослать его определенным лицам или разместить в СМИ (когда планируется проведение открытого типа конкурса). В сообщении содержится полная информация о требованиях, которые предъявляет своим исполнителям заказчик: требования к предложениям, критерии оценки этих предложений, принципы отбора победителя и т.д.

Данная комиссия также регистрирует участников, которые прошли предварительный квалификационный отбор (такой отбор осуществляется, если имеет место проведение открытых тендеров). Отбор позволяет заказчику, который знакомится с заявками потенциальных участников, выбрать наиболее подходящих под его требования претендентов. Процедура необходима в первую очередь потому, что если заявок поступило достаточно много (в среднем больше 10), то расходы времени и сил увеличиваются, что не выгодно заказчику.

К тому же, очень важен уровень квалификации претендента. Так, если квалифицированность поставщика низкая, он, даже сделав формально лучшее предложение, не в состоянии выполнить все свои обязательства по договору на должном уровне. Для потенциальных кандидатов предварительный квалификационный отбор также является плюсом – им не придется тратить финансовые средства и силы для участия в тендере. Однако, стоит учесть, что поставщики обычно крайне недовольны тем, что не прошли данный отбор, потому заказчику нужно найти весомые аргументы.

C момента регистрации участников компания-участник официально становится конкурентом других участвующих в конкурсе компаний. Порой компании-участники подают заявку, сообщая всю необходимую информацию о себе, подтверждают свое согласие с правилами тендера и дают соглашение о неразглашении полученной информации от организатора. Также компания обязуется подписать договор с заказчиком, если выиграет конкурс.

Члены тендерной комиссии регистрируют полученные от участников предложения и решают, в какой очередности будут представлены работы на презентации.

Тендерная комиссия оценивает предложения потенциальных победителей в течение нескольких рабочих дней после того, как был завершен прием предложений или после проведения всех презентаций. Зачастую, все предложения, которые поступили на конкурс, остаются известными лишь их создателям. Не разглашаются и оценки, полученные в ходе проверки предложений. Победителем становится участник, который предоставил максимально выгодное предложение, соответствующее всем требованиям брифа.

Участники, чьи предложения были рассмотрены (если хотя бы одно предложение не было рассмотрено, тендер считается несостоявшимся), но не были приняты, получают свои предложения обратно – они и дальше остаются их собственностью.

Проведение открытого тендера государственного типа

Так как чаще всего тендеры проводятся по инициативе государственных предприятий, а не частных предпринимателей, целесообразно более подробно рассмотреть проведение открытого государственного тендера.

Участники обычно находят сообщение о проведении открытого тендера в СМИ, на специальных сайтах и т.д. Организовывает конкурс или сам заказчик, или группа его сотрудников, которых он назначает ответственными за организацию и проведение.

Первое, что делает заказчик, – это составляет и распространяет тендерную документацию, в которой содержится вся информация, нужная для участия. Такая документация абсолютно бесплатна. Когда срок приема заявок от потенциальных кандидатов истекает, созывается тендерная комиссия, вскрывающая пакеты с заявками. Затем оглашается список участников тендера. Иногда для того, чтобы проверить заявки на соответствие всем требованиям, приглашаются эксперты.

Проведение закрытого государственного тендера

Закрытые тендеры проводят для того, чтобы сделать закупки специального характера или небольшого объема. В этом случае заказчик сам выбирает поставщиков, которые примут участие. Обычно эти аукционы согласовываются с органами государственной власти.

Заказчик рассылает приглашения на участие выбранным лицам. Претенденты, в свою очередь, должны запросить конкурсную документацию и подготовить ее согласно требованиям заказчика вместе с заявкой на участие. Также, он может изменить условия тендерной документации, но в этом случае он обязан уведомить об изменениях участников конкурса. Если у них возникли вопросы, заказчик обязан на них ответить.

Заказчик регистрирует заявки, присланные приглашенными, и поставщики получают подписи о регистрации заявок. Далее в присутствии подрядчиков каждую заявку проверяют на соответствие их требованиям, после чего путем оценки предложений выбирают наиболее выгодное. С этим участником и подписывается контракт.

Кто проводит тендеры?

Торги может организовывать заказчик и самостоятельно. Однако, если тендер проводит частная компания, лучше всего обратиться в специализированные фирмы, которые берут все хлопоты по проведению тендера на себя, при этом освобождая заказчика от массы забот. Такие компании обычно проводят все вышеописанные виды торгов.

Компании-организаторы должны проделать следующую работу:

  1. Организовать тендерную процедуру.
  2. Проконсультировать заказчика касательно тендерных процедур.
  3. Разработать тендерную документацию.
  4. Оценить предложения.
  5. Организовать закупки.
  6. Составить юридические заключения и провести анализ конкурсной документации.
  7. Заключить договор о закупке.
  8. Обеспечить сопровождение закупок юридически.

Таким образом, доверить организацию и проведение торгов лучше специалистам, если вы в этом деле новичок. А вот более опытным заказчикам можно обойтись и собственными силами.

Организация и проведение закупок на основании тендеров.
Проведение тендера.
Проведение как способ выбора наиболее адекватного решения стоящей перед компанией задачи, в последнее время становиться распространенной практикой.
Правила и порядок проведения тендеров становятся общепринятыми, а сами тендеры – все более прозрачными.
Причины объявления тендера.
Как правило, компании объявляют тендер по двум причинам.
Первая из них – это корпоративные требования, существующие , в области политики закупок.
Так во многих организациях всего мира принято принимать решение о выборе поставщика на основании открытого или закрытого тендера. Сегодня аналогичное требование предъявляется ко всем заказам объявляемым государственными организациями, стоимость которых превышает 100 тыс. рублей.
Вторая причина – желание компании, организатора тендера, получить лучшее за лучшую цену.
Какие тендеры бывают?
Первая разновидность тендера – это «тендер цены».
В этом случае заказчик точно знает, какие виды работ и в каком объеме потребуются ему для выполнения задачи. А исполнители (участники тендера) выдвигают свои предложения по конкретным видам работ, срокам, периоду гарантийного обслуживания, дополнительным услугам – и главное по цене. Этот вид тендеров, как правило, не приносит сюрпризов ни компании-заказчику, ни участникам тендера. Выбор между подрядчиками производиться главным образом по цене.
Второй вид тендеров – это так называемый тендер «открытых решений» (тендер «открытого брифа»). Такой тендер организовывается в том случае, когда специалисты компании только приблизительно представляют какие и услуг, потребуются им для достижения желаемого результата. Тендер «открытых решений» может объявляться так же в том случае, если желаемый результат можно достигнуть с помощью различных методов и решений.
В этом случае в описании условий тендера (брифе) указывает проблему, которую ей необходимо решить или результат который желательно достигнуть. - участники со своей стороны предлагают свое видение решения проблемы.
Такой тендер, конечно, подразумевает гораздо больший разброс по ценам и предлагаемым решениям, но взамен компания – получает уникальный шанс рассмотреть творческие разработки различных компаний.
Как показывает практика, наиболее обоснованной (по крайней мере, в случае сложных решений) становиться двухэтапная модель тендера. На первом этапе которой компания заказчик выбирает концепцию решения, а на втором – ценовое предложение.
Правила подготовки тендера.
Как и любой , тендер имеет свои правила подготовки и проведения.
Для того, что бы компании-участники тендера смогли предложить решение, наилучшим образом отвечающее пожеланиям, необходимо четко и внятно объяснить им, что вы от них хотите. Ну, а что бы сам процесс выбора и пересмотра предложенных решений в вашей компании не затянулся во времени и не превратился в дурную бесконечность переговоров и заседаний, вам необходимо четко описать критерии и сроки выбора участников, а затем и победителя тендера.
Перед вами стандартизированный цикл работы над проектом «проведение тендера».
1 этап. Формирование внутри компании списка задач выносимых на тендер и согласование типа организаций принимающих в нем участие. Принятие решения о проведении тендера.
Как показывает практика этот этап совсем не лишний, поскольку от того зависит, насколько единым будет понимание задач, выносимых на тендер, различными сотрудниками компании, зависит скорость принятия решения по всем последующим этапам работ. Не плохо так же достигнуть взаимопонимания по вопросам, какого рода и масштаба поставщики будут приглашены к участию в тендере, открытым или закрытым он будет.
2 этап. Создание «Брифа» (Приглашение к участию).
На этом этапе сотрудник, ответственный в компании – заказчике за подготовку и проведение тендера, должен изложить в едином документе цели проекта (проведения тендера) и требования к участникам соревнования.
Такой бриф (Приглашение к участию) затем будет направлен потенциальным участникам тендера для рассмотрения.
Стандартный бриф предполагает следующий состав:
1. описание компании-заказчика
2. постановка проблемы
3. описание желаемого результата
4. требования к участникам тендера
5. описание формы подачи заявки ( документа)
6. критерии оценки претендентов
7. сроки проведения тендера
Каждая часть из этой заявки является осмысленной и функциональной частью . Разумеется, что ваша компания может отказаться от любой из них, или нескольких сразу, но это, лишь затруднит общение с потенциальными поставщиками решений.
Подробнее содержание брифа.
1. Всегда есть нечто, что обязательно знать провайдеру о вашей для успешной подготовки предложения. История компании, ее численность, сектор экономики, в котором вы работаете, вид бизнеса и его специфические особенности - все это будет важным для подготовки персонифицированного предложения. Достаточно той информации, которую вы обычно публикуете о компании. Укажите адрес вашего сайта, где поставщик услуг сможет получить более полное представление о вашей компании.
2. Раздел «Постановка проблемы» должен продемонстрировать вашему адресату, что именно вас беспокоит, ответы на какие вопросы вы планируете искать, что не устраивает в сложившейся ситуации. показывает, что именно этот раздел брифа неоднократно уточняется во время последующих переговоров.
3. В этом разделе вы должны дать волю своему перу. Во-первых, опишите каких изменений (целей) желает достичь организация в результате. Во-вторых, опишите наиболее актуальные и срочные задачи, которые хотите решить. Наконец, в-третьих, опишите какие продукты (решения) должны стать результатом работ.
4. Требования к участникам тендера обычно описывают критичные для вашей компании параметры организации – участника. Среди требований может быть опыт проведения аналогичных проектов, наличие отзывов предыдущих клиентов, или срок существования самой компании – провайдера. К описанию требований стоит подходит с достаточной осторожностью: ведь излишне ужесточив их, вы можете столкнуться с недостаточным выбором, как по цене, так и по качеству предложений. В то же время отсутствие ограничений приведет к тому, что вам будет сложно сделать первоначальный выбор.
5. Четкое описание формы заявки на участие в тендере призвано облегчить вам последующую работу. Обрабатывать и сравнивать предложения, созданные по единой схеме, существенно проще, чем унифицировать собрание разномастных документов. В этом разделе компания – заказчик оговаривает те разделы, которые должны фигурировать в заявке (Предложении) от компании – участницы тендера.
6. Раздел «Критерии оценки» вызывает наибольшие разногласия при составлении документа. Действительно, важно разумное сочетание различных критериев в одном предложении. Так сказать, соотношение цена / качество. Однако если какой-то из параметров является для вас критичным (цена, время проекта, отсутствие со- исполнителей, использование специфического ПО), стоит обратить на него внимание ваших поставщиков. Хотя бы для того, что они не выполняли заведомо пустую работу.
7. Сроки проведения тендера можно не выделять в отдельный раздел, но указать в брифе обязательно. Обычно указывают срок объявления тендера, срок начала и окончания приема заявок, ориентировочный срок рассмотрения заявок.
3 этап. Выбор компаний – участников.
Теперь, после формирования брифа, вы можете смело приглашать к участию в тендере заинтересованные организации. Обычно, если объявляется «тендер цены», то к участию приглашаются 3 -4 организации. Если же запланировано проведение двухэтапного «тендера решений», то количество участников на первом этапе может быть от 5 до 9, а на второй этап выходят два – три участника, подготовившие наиболее интересные предложения.
Как же определить состав компаний – участников для тендера?
Существует открытый тендер, к участию в котором вы приглашаете все организации, отвечающие требованиям. Открытый тендер объявляют через специализированные СМИ, Интернет сайты или профессиональные сообщества. Такой вид проведения тендеров должны использовать, например, государственные организации.
Закрытый тендер предусматривает приглашение участников компанией-организатором. Для приглашения к участию в первом этапе, компании участницы, отбираются по значимым для организатора критериям. Например, это может быть опыт проведения подобных работ, отзывы партеров, материалы открытой прессы, сайты компаний в Интернете, участие их в рейтингах, профессиональных выставках, конференциях и пр. В этом случае, вы сами на основании ваших критериев отправляете персональное приглашение принять участие в тендере той или иной компании. Имена участников тендера не афишируются.
Теперь, объявив о начале тендера, вы ждете получения первоначальных заявок.
4 этап. Уточнение позиций.
На этом этапе работ, подавшие первоначальные заявки на участие в тендере, будут обращаться к вам за дополнительной информацией. Уточнять видение и желаемые пути ее решения. Для того, что бы окончательные предложения участников выглядели не только персонализированными, но и осмысленными, потребуется потратить на обсуждение некоторое количество времени. В том случае, когда тендер намечен двухэтапный после рассмотрения предварительной заявки, компании вышедшие во второй тур, готовят итоговые документы.
5 этап. Презентация итоговых Предложений.
В такой ответственный момент сухим документом не обойтись, финалистов конкурса приглашают на встречу в компанию- . Именно на этой встрече, презентуя свое решение, представители провайдера и имеют возможность убедить вас в том, что их решение единственно правильное.
И если работы по предыдущим этапам могли проводиться силами одного - двух соответствующего подразделения, то на итоговую презентацию приглашаются руководители тех подразделений, которые будут выступать внутренними заказчиками по проекту.
6 этап. Окончательный отбор.
После проведения презентаций, и внимательного изучения полученного предложения, ответственные руководители вашей компании коллегиально принимают решение о выборе того или иного . В некоторых компаниях это решение принимается на совещании, с помощью устного обсуждения и уточнения мнения внутренних заказчиков. В других более формальных случаях, создается рейтинговая таблица, где с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется итоговый бал каждого участника тендера.

7 этап. Объявление победителей.
Объявление победителей. Старт работы над проектом

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении тендера на предоставление услуг
в сфере управления персоналом

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в ходе проведения тендера между Компанией N (далее - Организатор) и Участниками тендера; определяет общий порядок организации и процедуру проведения тендера на право предоставления консалтинговых (тренинговых, рекрутинговых и т. д.) услуг Организатору; основные условия участия в тендере заинтересованных компаний; порядок рассмотрения тендерных предложений, порядок принятия решений, а также порядок утверждения и оформления результатов тендера.

1.2. Цели проведения тендера:

Привлечение лучших специалистов и компаний, способных оказать Организатору консалтинговые (тренинговые, рекрутинговые и т. д.) услуги на высоком профессиональном уровне;
- выбор наилучшего предложения по предоставлению консалтинговых (тренинговых, рекрутинговых и т. д.) услуг.

1.3. Предметом тендера является право предоставления консалтинговых (тренинговых, рекрутинговых и т. д.) услуг Организатору. Объем услуг определяется договором.

1.4. Требования к тендерному предложению формулируются тендерной комиссией и доводятся до участников в сообщении об объявлении тендера.

2. Условия участия в тендере

2.1. Участником тендера (далее - Участник) может стать организация, имеющая успешный опыт реализации проектов в сфере предоставления консалтинговых (тренинговых, рекрутинговых и т. д.) услуг, положительную репутацию, необходимые финансовые средства и материальные возможности; располагающая трудовыми ресурсами (с соответствующими профессиональными знаниями и квалификацией) для выполнения условий договора. Участие в тендере могут принимать как отечественные, так и зарубежные компании разных форм собственности.

2.2. Участники самостоятельно несут все расходы, связанные с участием в тендере.

2.3. Все материалы, представленные Участниками для рассмотрения в рамках проведения тендера являются их собственностью. Использование Организатором материалов, переданных для участия в тендере, без согласия Участника не допускается.

2.4. Не допускаются недобросовестные действия Участников:

Прямое или косвенное предложение, передача либо согласие передать любому должностному лицу Организатора (в том числе члену тендерной комиссии) или привлеченному эксперту вознаграждения в любой форме (предложение о найме на работу, оказание услуги, деньги, ценные бумаги и т. д.) в целях оказания воздействия на проведение процедур тендера и принятие решений тендерной комиссией;
- представление Участником недостоверных сведений.

В случае установления недобросовестных действий Участника тендерная комиссия вправе как отклонить от рассмотрения его тендерное предложение и отстранить его от участия в тендере, так и расторгнуть уже заключенный с победителем тендера договор.

3. Тендерная комиссия и независимые эксперты

3.1. Для подготовки и проведения тендера, принятия решений о победителях формируется тендерная комиссия (далее - Комиссия) в количестве не менее пяти человек. Персональный состав Комиссии, во главе с ее председателем, утверждается приказом руководителя Компании N. В состав Комиссии входят: председатель Комиссии, секретарь Комиссии, члены Комиссии. Председатель руководит деятельностью Комиссии, утверждает регламент ее работы, определяет даты и повестку дня заседаний, ведет заседания Комиссии, организует работу Комиссии в соответствии с настоящим Положением, объявляет победителей торгов и совместно с ними подписывает Протокол проведения тендера. (Типовая форма Протокола результатов проведения тендера приводится в Приложении 1 к Положению о тендере .)

3.2. Заседание Комиссии является правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего числа ее членов. Комиссия самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов. Каждый член Комиссии голосует один раз. При равенстве голосов голос председателя является решающим.

3.3. Члены Комиссии обязаны отвечать на любой запрос Участников касательно разъяснения порядка и процедур проведения тендера, подготовки тендерных предложений. Если ответ на запрос представляет интерес для других Участников, он доводится до сведения всех Участников. В случае необходимости Комиссия в установленном ею порядке организует доступ Участников к дополнительной информации.

3.4. Комиссия на своем первом заседании детализирует требования настоящего Положения, устанавливает состав и последовательность основных тендерных мероприятий, сроки их проведения и ответственных исполнителей.

3.5. Комиссия определяет критерии оценки тендерных предложений, рассматривает представленные тендерные предложения участников и осуществляет выбор победителя тендера.

3.6. Комиссия вправе привлекать к оценке тендерных предложений независимых экспертов и использовать их заключения при определении победителей тендера. Эксперты подписывают Добровольную декларацию (См. Приложение 2 к Положению о тендере ).

При привлечении Экспертов к оценке тендерных предложений Комиссия обязана обеспечить анонимность материалов, передаваемых Экспертам для подготовки заключений. Анонимность обеспечивается путем передачи на экспертизу копий тендерных предложений, в которых информация о наименовании компании - Участника тендера и ее реквизитах, заменена номером Участника тендера.

Прямые переговоры Экспертов с Участниками не допускаются. В случае необходимости получения дополнительной информации, уточнения терминов или разъяснений Эксперт передает вопросы Комиссии.

3.7. После проведения экспертизы тендерных предложений, Эксперты представляют заключения (отчеты), которые передают под расписку председателю Комиссии (вся информация, представленная Экспертами, является конфиденциальной). Все члены Комиссии знакомятся с отчетами. Эксперты дают комментарии по рассмотренным материалам, а также отвечают на вопросы членов Комиссии. Все полученные для работы материалы Эксперты обязаны возвратить Комиссии в установленные сроки.

4. Условия участия в конкурсном отборе

4.1. Для участия в конкурсном отборе компания, претендующая на включение в список участников тендера (далее - Претендент), подает в Комиссию заявку на участие в тендере. К заявке прилагаются следующие документы:

Общая информация о компании;
- информация о выполненных компанией проектах с указанием предприятий, которым оказывались услуги в сфере управления персоналом;
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- копии лицензий на право осуществления соответствующих видов деятельности;
- тендерное предложение, касающееся технических характеристик затребованных услуг (далее - Техническое предложение);
- тендерное предложение, касающееся стоимости затребованных услуг (далее - Финансовое предложение);
- описание механизма ответственности Претендента за качество методов и подходов, используемых при предоставлении затребованных услуг;
- описание методики расчета эффективности предложенных услуг;
- информация о штатных сотрудниках Претендента, которые непосредственно будут привлечены для предоставления услуг;
- образец отчета о предоставленных услугах;
- опись представленных документов.

Претендент имеет право приложить дополнительные материалы о своей компании.

4.2. Все перечисленные документы подаются в Комиссию в одном экземпляре в запечатанном конверте в срок, указанный в сообщении о проведении тендера.

4.3. Претендент несет ответственность за достоверность представленной информации.

4.4. К участию в конкурсном отборе допускаются компании, отвечающие установленным настоящим Положением требованиям.

4.5. Претендент не допускается к участию в конкурсном отборе, если им представлены не все документы, указанные в подпункте 4.1 настоящего Положения, или документы представлены позже срока, указанного в сообщении о проведении тендера.

4.6. С момента принятия Комиссией решения о включении Претендента в список Участников тендера, консалтинговая компания получает статус Участника тендера (далее - Участник).

4.7. Комиссия может отказать Претенденту во включении его в список Участников тендера в случае:

Несоответствия Претендента требованиям настоящего Положения;
- недостоверности представленной Претендентом информации;
- наличия фактов нарушения Претендентом принятых этических норм профессиональной деятельности и рекламаций.

5. Порядок проведения тендера

5.1. Организатор извещает о проведении тендера в Сообщении. Сообщение о проведении тендера может быть опубликовано в специализированных изданиях и интернет-ресурсах, на сайте Организатора, либо разослано непосредственно потенциальным Участникам тендера.

5.2. Извещение о тендере публикуется не менее чем за 60 дней до его проведения и включает:

Координаты Комиссии;
- дату и место проведения тендера;
- цели и задачи проведения тендера;
- требования, предъявляемые к Претендентам для участия в тендере;
- сроки приема заявок, перечень документов, представляемых Претендентами дл

error: Content is protected !!