Главной целью профессиональной деятельности врача является. Лекция: Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача (2 ч.). Ii. врач и пациент

В современном обществе одним из важнейших качеств человека, как и основным компонентом образования высококвалифицированного специалиста, является его профессионализм, который нераздельно связан с понятием профессиональной этики.

Итак, этикой называют философскую науку, которая исследует вопросы морали и нравственности. Переходя к понятию профессиональной этики, прежде всего, стоит отметить, что она сложилась в тех профессиях, которые охраняют жизнь, здоровье и свободы человека: медицине, юриспруденции и педагогике. Одним из видов профессиональной этики является медицинская этика, которая участвует в регуляции взаимодействий между врачами - «по горизонтали», между пациентом и врачом – «по вертикали» и между врачом и родственниками пациента – «по диагонали». Качественной характеристикой этической составляющей медицины является деонтология, которая определяет соответствие какого-либо действия установленным правилам. В медицинской деонтологии в первую очередь поднимаются вопросы исполнения врачами своего профессионального долга, нравственные нормы работников медицинских учреждений и особенности их взаимодействия между собой и с пациентами.

История создания требований, предъявляемых к врачам, берет свое начало до нашей эры, когда был принят свод правил «Законы Хаммурапи». Они были достаточно жестоки по сравнению с ныне существующими. Так, например, если врач случайно наносил вред больному, согласно документу, созданному Вавилонским царем, ему надлежало отрезать руку. Однако и поощрения со стороны вылеченных пациентов были достаточно щедрыми. Если врачу удавалось успешно провести операцию, то вылеченный или его семья должны были выплатить медицинскому работнику сумму, на которую можно было бы год кормить несколько человек. В дальнейшем Гиппократом создаются нормы медицинской этики, именуемые «Клятвами», в которых он придерживался трех базовых этических установок: высоконравственный облик врача распространяется не только на профессиональную деятельность, врач не имеет права совершать деяния, угрожающие жизни пациента, медицина – бескорыстное служение обществу. В рассвет эпохи Возрождения происходит пересмотр базисов медицинской этики, на первый план выходит новая парадигма – «делай добро». Гарантом профессиональный этичности, по мнению Парацельса, выступает патернализм (от лат.paternus – отеческий), регулирующий взаимодействие врача с пациентом, коллегами и родственниками больного. Главный кризис медицинской этики порождается капиталистической моделью общественных отношений, когда качество оказания медицинской помощь напрямую зависит от уровня достатка пациента и его социального статуса. И лишь в конце ХХ века появляется документ, определяющий круг его ответственности врача перед пациентами, другими врачами и окружающими людьми, указывающий на права и обязанности пациентов – Этический кодекс врача Российской Федерации.

В преамбуле вышеназванного кодекса говорится о его создании на основе клятвы Гиппократа, с учетом документов международного уровня аналогичного содержания и законов, принятых на территории Российской Федерации. Особое внимание уделяется целям его создания, которые включают в себя определение положения врача в обществе, здравоохранении, в его отношениях с больными. Отмечается наличие ответственности медицинского работника за деятельность, совершаемую во время работы, а также ответственность самого медицинского общества за входящих в него членов. Для объединения вышеназванных положений и их раскрытия был создан Этический кодекс российского врача. Что касается его структуры, он включает в себя пять разделов: «Общие положения (врач и общество)», «Врач и права пациента», «Отношения с коллегами и другим медицинским персоналом», «Врач и прогресс медицины», «Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения». Кодекс представлен двадцатью двумя положениями, которые регламентируют главную цель профессиональной деятельности врача, условия его врачебной деятельности. В соответствии с данным документом запрещается злоупотребление своим положением и знаниями, не допускается причинение вреда пациенту, определяется ответственность медицинского работника за качество медицинской помощи, оглашается право врача быть свободным и отказываться от работы с больным. В этическом кодексе российского врача определяются права пациента на свободу и независимость личности, получение сведений о собственном здоровье и соответствующей помощи, которая ничем не будет ограничена, на лечение или отказ от всех его видов, на соблюдение лечащим врачом тайны его болезни, на собственную психическую и физическую целостность, на достойную смерть и свободный выбор врача. В документе определяются такие обязанности врача, как сохранение и поддержание благородных традиций медицинского общества, взаимоуважение в общении с коллегами. Любые исследования должны проводиться исключительно с добровольного согласия пациента и при условии одобрения их этическим комитетом, врачу следует соблюдать максимальную осторожность при использовании новых методов. Заключительные статьи повествуют о территории, на которой действует данный кодекс, о его толковании и пересмотре, об ответственности врача за какие-либо нарушения профессиональной этики.

Основной задачей врача является обеспечение сохранности жизни других людей и улучшение ее качества. Особенно важен уровень профессиональной компетентности специалиста, который достигается путем длительного обучения в медицинских высших учебных заведениях, а также регулярного повышения квалификации. При этом необходимо получать не только наиболее актуальные и современные научные знания, но и повышать уровень владения информацией по вопросам медицинской этики.

Каждый медицинский работник должен обладать определенными качествами, которые будут ему позволять устанавливать доверительные отношения с пациентом, способствующие развитию их максимальной результативности. К таким качествам относятся следующие: доброта, сострадание, понимание, сопереживание, участие в проблемах пациента и внимание к больному.

При этом совершенно недопустимым для врача считается причинение как физического, так и морального вреда больному. Врачу следует излагать пациенту факты о его болезни на понятном для больного уровне и в позитивном ключе, объяснять все возможные последствия лечения патологии и бездействия по отношению к ней. Пациент должен быть осведомлен о положительных и отрицательных сторонах назначенного лечения, его стоимости. При оказании помощи пациенту на первом месте для врача должны быть интересы больного, ему следует ставить диагноз и назначать дальнейшее лечение опираясь на собственный опыт.

В обязанности врачей входит хранение медицинской тайны. Недопустимо разглашение результатов обследований без особых причин, обнародование факта обращения пациента в медицинское учреждение. Летальный исход не является основанием для снятия с работника медицинской сферы обязательства хранения медицинской тайны.

Наиболее важной особенностью, характеризующей профессиональную этику врача, по сравнению с этическими нормами людей других профессий, является выраженность таких человеческих качеств как нравственность и справедливость. При следовании научно обоснованным принципам врачебной этики и обладая вышеназванными качествами, работник медицинской сферы будет максимально верно ориентирован в своей профессиональной деятельности.

Особое значение в процессе подготовки будущих медицинских работников имеет область практической профессиональной этики, которая регламентирует требования к профессиональной деятельности врачей. Она базируется на принципах гуманизма и регулирует особенности морально-этического выбора и поведения медика в конкретных ситуациях. Безусловно, основополагающими критериями готовности будущих медицинских работников к профессиональной деятельности являются медицинские компетенции и самокритичность поведения, но стоит отметить и высокую значимость нравственно-этических установок в формировании личности высококвалифицированного специалиста.

Список литературы:

  1. Вишневская Н.В. Профессиональная этика как составляющая профессиональной деятельности медиков [Электронный ресурс] / Н.В. Вишневская // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №6.-С. 59-60. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16500938 (дата обращения:05.12.2017)
  2. "Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации" [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174773/ (дата обращения: 04.12.2017)
  3. Кондрашова Р.А. Современные проблемы медицинской деонтологии / Р.А. Кондрашова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 49-51.
  4. Костомарова Е.В. Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача [Электронный ресурс] / Е.В. Костомарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4(89). - С. 134-138.
  5. Саперов В.Н. История развития врачебной этики / В.Н. Саперов //Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 3.- С. 53-55.
  6. Шамов Т.А. О взаимоотношении этики, деонтологии, биомедицинской этики и медицинского права [Электронный ресурс] / Т.А. Шамов // Верхневолжский медицинский журнал. - 2012. - Т. 10, № 3. - С. 51-55. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17942492 (дата обращения: 04.12.2017)
  7. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013. - 400 с.

Врачебная деятельность осуществляется в следующих направлениях: диагностика, лечение и профилактика заболеваний - и требует наличия навыков постановки диагностической, лечебной и профилактической задачи. Этот процесс, как правило, осуществляется в условиях изменчивости исходных данных (симптомы и синдромы могут появляться и исчезать, по-разному сочетаться между собой), дефиците времени (при оказании медицинской помощи по неотложным показаниям, массовом поступлении раненых и больных). При этом врач должен по отдельным симптомам и синдромам мысленно смоделировать целостную клиническую картину заболевания, изучить и проанализировать причины, условия и механизмы его возникновения и развития. Цена дефектов и ошибок врачебной деятельности соответствует ее значимости, иногда определяется высшей ценностью - здоровьем и жизнью человека.

Кроме того, в процессе работы врач контактирует с личностью больного, имеющей специфические для каждой ситуации изменения. При наличии хронического соматического заболевания независимо от нозологии для личности больного характерно значительное изменение мотивационной сферы, выражающееся в выделении нового ведущего мотива - сохранении жизни и здоровья.

Нормальная и патологическая жизнедеятельность человека, являющаяся объектом деятельности врача, представляет собой противоречивое единство необходимого и случайного, повторяющегося и неповторимого, устойчивого и изменчивого, определенного и неопределенного. Необходимое и повторяющееся определенное в здоровье и болезни находит отражение в медицинской науке, принципах и схемах диагностики, лечения, профилактики, содержащих в себе опыт деятельности врачей многих поколений. Знание этих положений является важным и необходимым, но недостаточным условием для врачебного творчества, так как творчество предполагает выход за пределы достигнутого. Врач действует в условиях проблемной нестандартной ситуации, заданной неповторимостью организма и личности человека, открытостью их систем. Творчество не является побочным продуктом врачебной деятельности, оно сама ее сущность.

Для врачебной деятельности характерны интеллектуальная сложность, монотонность, риск и ответственность, нравственные проблемы, межличностные конфликты. Монотонность, нравственные проблемы и конфликты часто являются причинами психосоматических заболеваний медицинских работников.

При определении эталона личности врача в соответствии с ожиданиями больных предпочтение отдается врачам своего пола и более старшего возраста. Эталон врача включает: ум, увлеченность работой, внимательность, чувство долга, терпеливость, интуицию, серьезность, доброту, чувство юмора. Для большинства больных образ учителя - врача рассматривается как идеальный.

Наиболее значимыми факторами выбора врача являются: способы общения с больным; ситуативная коммуникация, умение ориентироваться в потребностях больного; понимать его установки; открытость в процессе коммуникации, хорошая дикция и точность выражений, которые основаны на большом опыте врача и его внутренней свободе и творчестве; авторитет, репутация, внешний вид. Одежда терапевта влияет на оценки пациентом таких качеств, как внимательность, искренность, компетентность и в целом на доверие пациента к нему.

Для профессиональной деятельности руководителя лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) характерна необходимость сочетания администрирования с экспертно-консультативной и психотерапевтической функциями руководства. В личности руководителя ЛПУ, тесно переплетаясь и дополняя друг друга, "живут" три роли: администратор-управленец, способный планировать работу учреждения, руководить людьми, побуждать их к эффективному труду, контролировать их работу; врач, способный к консультации, экспертизе по основным медицинским проблемам и складывающимся в учреждении ситуациям; и педагог-воспитатель, воздействующий на окружающих своими повседневными поступками, действиями.

Разработана и применяется методика оценки и самооценки уровня продуктивности профессиональной деятельности, профессионализма руководителя ЛПУ, где использованы психологические и непсихологические критерии эффективности руководства и соответствующие им показатели.

1. Медицина и акмеология тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражена в предмете, целях медицинской акмеологии.

2. Эффективное личностно-профессиональное развитие специалиста осуществимо с учетом медицинских акмеологических условий и факторов, отражающих качество психобиологических составляющих целостности его индивидуальности в аспекте соответствия нормам профессионального здоровья.

3. Для достижения цели медицинской акмеологии необходимо формирование и эффективное функционирование системы медицинского обеспечения акмеологического процесса.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является предметом медицинской акмеологии?

2. Какова цель медицинской акмеологии?

3. Как определяется понятие "профессиональное здоровье"?

4. Каковы особенности профессиональной деятельности врача?

5. Вспомните ситуацию из своей профессиональной деятельности, когда какое-либо неприятное известие, информация сопровождались снижением работоспособности, плохим самочувствием. Проанализируйте ее с позиции психобиосоциальной целостности человека. Каким образом вы восстановили работоспособность тогда и как планируете поступать в подобной ситуации в будущем?

6. Вспомните двух успешных коллег в вашей сфере профессиональной деятельности примерно одного возраста. Затем постарайтесь ответить на два вопроса. В процессе их профессионального роста в какой степени пострадали окружающие? Какой "ценой" для здоровья каждого был достигнут успех?

7. Возьмите лист бумаги, разделите его на две части. В одной половине запишите три-четыре этапа вашей профессиональной карьеры. Напротив каждой записи по пятибалльной системе оцените состояние своего здоровья в то время. Существует ли зависимость между записанным в правой и левой половине листа? Каким образом можно повлиять на то и другое для удовлетворенности их соотношением в дальнейшем?

Еще по теме Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества:

  1. Специфика профессиональной деятельности медицинского работника, его профессионально важные качества
  2. Основные профессионально важные качества личности психолога
  3. Совершенствование стиля профессиональной деятельности, оптимизация взаимоотношений между отдельными группами профессиональных умений и навыков, увеличение числа "степеней свободы" субъекта профессиональной деятельности

3)Совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

2. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека

Раздел «Информированное согласие» содержится в документе:

а) Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в ЕвропЕ

ПРОДОЛЖИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ: « ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО СО СТОРОНЫ ВРАЧА…

    выступает как компонент его морального облика;

    подчеркивает гуманность медицинской профессии;

    способствует укреплению в системе «врач-больной»;

В ОСНОВЕ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК ЛЕЖАТ:

    объективные внешние условия работы врача, обстановка и условия;

    недостаточная подготовка и опыт врача;

    несовершенство методов обследования больного;

3 ГРУППЫ ЯТРОПАТОГЕНИЙ:

    ятропсихогении;

    ятрофизиогении;

    ятрофармакогении;

СОГЛАСНО ЭТИЧЕСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОГО ВРАЧА, ВРАЧ ВПРАВЕ:

3) отказаться от работы с пациентом

ВРАЧ НЕ МОЖЕТ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ РАБОТЫ С ПАЦИЕНТОМ, ПЕРЕПОРУЧИВ ЕГО ДРУГОМУ СПЕЦИАЛИСТУ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:

3) по личным мотивам

РАЗГЛАШЕНИЕМ ТАЙНЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛУЧАИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ПЕРЕДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИИ:

2) без решения суда

В СОСТАВ ЭТИЧЕСКИХ КОМИТЕТОВ МОГУТ ВХОДИТЬ:

1) коллектив медицинского учреждения

5) священники, общественные деятели

ЯТРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - ЭТО:

2) психогенные расстройства, возникающие как следствие деонтологических ошибок медицинских работников

Ненамеренный вред, который могут принести пациенту действия врача или другого медицинского работника:

    может быть следствием нежелания задуматься о возможных негативных для пациента последствиях или быть следствием неконтролируемых внешних обстоятельств.

Медецинская сестра должна:

    быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам не зависимо от пола, возраста характера заболевания

Выдержанность медецинской сестры

    нужна во всех случаях трудовой жизни, в общении с врачами, коллегами, санитарками, при разговоре с больными и родственниками.

Подберите соответствующие определения.

    ятропсихогении – это В

    ятрофармакогении – это А

    ятрофизиогении – это Б

а) расстройства, связанные с негативными последствиями лекарственной терапии

б) заболевания, вызванные физическим воздействием медицинских мероприятий

в) нарушения, обусловленные воздействием на психику больного

    Может ли социальный статус быть критерием (основой) для принятия решений по поводу каких-либо медико-биологических манипуляций (забор органов или пересадка, клонирование, эвтаназия, генно-инженерные манипуляции и пр.)?

Информированное согласие пациента является непременным условием проведения любого медицинского вмешательства. Данное правило нужно, чтобы:

А) обеспечить уважительное отношение к пациенту как к автономной личности, который вправе осуществить свой выбор,

Б) минимизировать возможность морального или физического ущерба, который может быть нанесен пациенту,

Г) создать условия, способствующие формированию духодоверия между врачом и больным.

Выберите 3 основных этических правила взаимоотношений медицинских работников и пациентов:

А) правило правдивости,

В) правило информированного согласия,

Д) правило конфиденциальности.

В Хартии профессиональных медиков Европейской федерации врачей, Американского общества врачей Американского совета врачей (ABIM) обязательным для каждого врача считается:

А) приверженность честному общению с пациентами,

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО:

Когда выпускники Берлинской медицинской школы в XVIII в. давали клятву, они произносили следующее: «Я буду относиться к моим … вежливо и дружески, как того требует величие моей профессии, и буду готов, не думая о личной выгоде, сотрудничать с ними при лечении больного»

    коллегам

НАЗОВИТЕ ФАКТОРЫ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ПРИЧИНАМИ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА:

    все варианты верны

«ЕЖЕДНЕВНУЮ МОЛИТВУ ВРАЧА» СОЗДАЛ: М. Маймонид

НА 2-ОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ПРОБЛЕМАМ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕОНТОЛОГИИ Г.Я. ЮЗЕФОВИЧ ПРЕДЛОЖИЛ РАЗДЕЛЯТЬ ЯТРОПАТОГЕНИИ НА:

В СПИСОК «ДЕВЯТИ ПРАВИЛ, СОБЛЮДЕНИЕ КОТОРЫХ ПОЗВОЛЯЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЛЮДЕЙ, НЕ ОСКОРБЛЯЯ ИХ И НЕ ВЫЗЫВАЯ У НИХ ЧУВСТВА ОБИДЫ» НЕ ВХОДИТ ПРАВИЛО:

    Поддерживайте тему разговора, выбранную собеседником.

Помимо медицинской этики, взаимоотношения медицинских работников регламентируются:

    законодательными актами;

    должностными инструкциями;

    распорядительными документами органов управленияздравоохранением;

Причинами возникновения врачебных ошибок являются:

    несовершенные методы исследования;

    недостаточные знания;

    отсутствие условий для оказания помощи.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ:

    Регулятивная;

    Познавательная;

В СОВОКУПНОСТИ КАКИХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЙСТВУЕТ МОРАЛЬ:

    моральной деятельности;

    нравственных отношений;

ОБЫЧАИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МОРАЛЬНЫХ НОРМ:

    обычаи предполагают беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям;

    обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп;

НОРМЫ ПРАВА ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ МОРАЛЬНЫХ НОРМ РЯДОМ ХАРАКТЕРИСТИК:

    правовые нормы имеют обязательный характер;

    правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции;

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

А) Моральный выбор духовно

Г) Поступок

Д) Поведение

1)совершённое субъектом действие

2)внутреннее, субъективное, осознанное побуждение

3)наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

4)совокупность совершенных субъектом действий

5)практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: А5 Б3 В2 Г1 Д4

СООТНЕСИТЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Г) Совесть

1) совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия

2)философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности

3)сила воздействия человека на других, опирающаяся на нравственные достоинства

4)элемент правовой нормы, в котором устанавливаются неблагоприятные последствия несоблюдения требований, предусмотренных этой нормой.

5)внутренний контроль, самооценка собственного намеренияили поступка с точки зрения его соответствия нормам морали

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: а1, Б4, в3, Г5, Д2

КОГО НАЗЫВАЛИ “РЫЦАРЕМ ВРАЧЕБНОЙ ЭТИКИ”?

Манассеин В.А.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ФРАЗА: “ЛУЧШИЙ ТОТ ВРАЧ, КОТОРЫЙ УМЕЕТ ВНУШАТЬ БОЛЬНОМУ НАДЕЖДУ: ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫМ ЛЕКАРСТВОМ”

Боткин С.П.

СООТНЕСИТЕ:

а) Модель Гиппократа

1) Главный вопрос:"Как достичь социального доверия пациента?"

2) Режиме этой модели написаны следующие документы "Клятва","О враче", "Об искусстве"

ВОПРОС НА СООТВЕТСТВИЕ

1Благоразумие

2Уравновешенность

3Скромность

5Негодование

1середина между распущенностью и бесчувствием к удовольствию

2середина между гневливостью и безгневием

3середина между бесстыдством и стыдливостью

4между мотовством и мелочностью

5середина между завистью и злорадством.

ПО ЭТИЧЕСКИМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ КОНФУЦИЯ РАЗУМНОСТЬ - ЭТО...

2добродетель 1 части из разумных частей души;направленна на низшие предметы и связана с полезным для человека

НА КОМ ПРОВОДИЛИС ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАРАЖЕНИЯ СИФИЛИСОМ И ГОНОРЕЕЙ?

здоровые люди

паралитики

В КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАССМАТРИВАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ БИОЭТИКИ

ВЫСКАЗЫВАНИЕ «В ПАРАЦЕЛЬСЕ МЫ ВИДИМ НЕ ТОЛЬКО РОДОНАЧАЛЬНИКА В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВ, НО ТАКЖЕ И В ОБЛАСТИ ЭМПЕРИЧЕСКОГО ПСИХИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ» ПРИНАДЛЕЖИТ:

4. К. Г. Юнгу

ПО МНЕНИЮ ПЕРСИВАЛЯ, ВРАЧ ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ:

1. деликатно

2. уравновешенно

ТОЛСТОГО И ЕГО СЕМЬЮ ЛЕЧИЛ:

1. Г.А. Захарьин

ОСНОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ:

4. К. Бернар

ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ:

1. принцип справедливости

3. принцип «делай благо»

4. принцип «не навреди»

5. принцип уважения автономии пациента

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ - ЭТО...

Кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляют оптимальными с т.зр. выполнения ими своей профессиональной деятельности

Социально-философское истолкование культуры гуманистического назначения данной профессии

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ЗАКЛЮЧЕННЫХ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И Т.Д. ВОЗНИКАЕТ СЛОЖНАЯ ПРОБЛЕМА В СВЯЗИ С ТЕМ, ЧТО В ТАКИХ СЛУЧАЯХ:

трудно гарантировать подлинную добровольность согласия

КОНВЕНЦИЯ СОВЕТА ЕВРОПЫ - ЭТО ДОКУМЕНТ

этический

гарантийный, контролирующий

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ

Условием защиты социального статуса пациента

подтверждение и защитой неприкосновенности частной жизни

выражение доверия пациентов к медицинскому персоналу

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРИНЦИП, КОГДА ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ О ХАРАКТЕРЕ И ЦЕЛЯХ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО МЕДИЦИНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННОГО С НИМ СУЩЕСТВУЮЩЕМ РИСКЕ, ВОЗМОЖНЫХ АЛЬТЕРНАТИВАХ ЛЕЧЕНИЯ:

автономии личности

В КАКОМ ГОДУ КУРС БИОЭТИКИ ВВЕДЕН В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

ЧЬЯ ЭТО ЦИТАТА - “ЧТО БЫ ПРИ ЛЕЧЕНИИ Я НЕ УВИДЕЛ ИЛИ НЕ УСЛЫШАЛ КАСАТЕЛЬНО ЖИЗНИ ЛЮДСКОЙ, Я УМОЛЧУ О ТОМ, СЧИТАЯ ПОДОБНЫЕ ВЕЩИ ТАЙНОЙ”?

    Гиппократ

1.Какие бывают виды морали?

    Профессиональная

    Семейная

Поставь к термину соответствующее определение?

    Биоэтика

    Деонтология

А. раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного.

Б.это система норм нравственного поведения человека или группы людей.

В. область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения.

Г. в объективном смысле система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых силой государства и направленных на регулирование поведения людей и их коллективов в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни

Д. нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

1-В 2-А 3-Б 4-Д 5-Г

В КАКОМ ГОДУ БЫЛА ПРИНЯТА ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ?

В КАКОМ ДОКУМЕНТЕ БОЛЕЕ ПОЛНО РАСМОТРЕНЫ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ПРИ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЭКСПЕМЕНТЫ?

4) Хельсинкская деклорация

«ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ВРАЧА» ОСНОВЫВАЕТСЯ НА РАБОТАХ

Персиваля

ПОЛОЖЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОСНОВНЫМ ПРИНЦИПАМ БИОЭТИКИ:

Принцип уважения автономии пациента

Принцип «делай благо»

Принцип справедливости

СООТНЕСИТЕ НАЗВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ С ДАТОЙ ИХ ПРИНЯТИЯ

    Клятва российского врача а) 1982

    «Хельсинская декларация б) ноябрь 1994

    «Этический кодекс врача» в) 1847

    «Принципы медицинской этики г) 1964

1-б, 2-г, 3-в, 4-а

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИНЦИПА ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ

Пороговые элементы

Информационные элементы

Элементы согласия

ГОД ПРИНЯТИЯ «ДЕКЛАРАЦИИ О ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ В ЕВРОПЕ»

КАКОЙ ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ВРАЧ ПРОПАГАНДИРОВАЛ ГИППОКРАТА ЕЩЕ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДОВ ЕГО РАБОТ В РОССИИ? 1. М.Я.Мудров;

ЗАСЛУГИ Ф.П. ГААЗА, ПРОСЛАВИВШИЕ ЕГО 1. охранял особые права заключенных на защиту, охрану их здоровья и медицинскую помощь; 3.сконструировал облегченные кандалы; 4.лечил всех больных вне зависимости от их социального положения, проявляя мужество во время эпидемии холеры;

СООТНЕСИТЕ ВРАЧА И ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ ЕМУ ИДЕИ: 1. Гиппократ – А. Не навреди больному.

2. Парацельс – Б. Делай больному благо, приноси пользу.

3. Персиваль – В. Признание обязательств врача не только к больным, но и к другим врачам, и к. обществу в целом

В ХЕЛЬСИНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ, ПРИНЯТОЙ 18-Й ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕЕЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 1964 ГОДУ И ПЕРЕСМОТРЕННОЙ НА 29-Й АССАМБЛЕЕ, ГОВОРИТСЯ: 1. Биомедицинские исследования, включающие человеческие объекты, должны отвечать общепризнанным научным принципам.

3. Объекты должны быть добровольцами – как здоровые, так и больные.

5. Отказ пациента от участия в эксперименте никогда не должен влиять на его взаимоотношение с врачом.

ЦЕЛЬ: сформировать представление о предмете изучения и основных категориях педагогики, о значении педагогических знаний в профессиональной деятельности врача, о содержании педагогической функции медицинских работников.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1.Объект изучения и проблемы исследования, основные категории педагогики.

2. Педагогическая компетентность врача.

3. Педагогическая функция врача.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: педагогика, воспитательные отношения, развитие, психолого-педагогическая компетентность, педагогическая функция.

1. В условиях врачебной деятельности педагогические знания становятся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача. Педагогика лечебной деятельности отражает гуманитарный и клинический стили профессионального мышления врача. Она занимается исследованием формирования и развития человеческой личности и разрабатывает на этой основе теории и методики воспитания. Областью исследования педагогики являются следующие проблемы:

Изучение педагогических закономерностей развития и формирования личности;

Определение целей воспитания;

Разработка содержания воспитания;

Исследование и разработка методов воспитания.

Для создания педагогической теории используются знания других наук. Педагогика обнаруживает связи, прежде всего с психологией – наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Прослеживается связь педагогики с биологией - наукой, изучающей процессы, которые происходят в организме человека и оказывают влияние на степень восприимчивости к педагогическому воздействию. Знания физиологии и неврологии позволяют учитывать в педагогике особенности строения тела и закономерности развития нервной системы человека, а также обозначить их роль в обучении, воспитании и развитии людей. В свою очередь педагогические знания востребованы во многих областях знания и видах деятельности (например, в медицине).



Педагогика (В. С. Безрукова) определяется как наука о воспитательных отношениях, направленных на развитие человека и возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Объектом изучения педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений. В этой связи предметом изучения этой науки являются воспитательные отношения. Под воспитательными отношениями понимают разновидность отношений между людьми, направленные на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Развитие есть объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, силы, пропорций тела человека. Физиологическим развитием является изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и репродуктивной систем. Под психическим развитием понимают усложнение у человека процессов отражения действительности (ощущения, восприятия, памяти, мышления и т. д.), а также таких психических образований как потребности, мотивы деятельности, интересы и ценности. Социальное развитие характеризуется постепенным вхождением человека в общество в его идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Человек, усвоив эти отношения и свои функции в них, становится членом общества. Венцом развития личности является духовное развитие , которое заключается в осмыслении человеком своего высокого предназначения в жизни, появлении чувства ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимании сложной природы мироздания и стремлении к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие признается ядром становления личности в человеке. Важнейшим свойством личности является способность к развитию, которая обнаруживается у человека в процессе обучения и воспитания. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу на данном этапе развития. Если говорить о духовном развитии, то его осуществление в большей степени зависит от наличия внутренней потребности человека духовно развиваться.

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, пронизывая все научное знание и связывая его в целостную систему. Основными категориями педагогики являются обучение, преподавание, учение, образование и воспитание.

В педагогической литературе существует множество определений категории обучения , которое рассматривается с позиций и результата и процесса. Обучением называют процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта и личностных качеств человека. Под обучением понимают взаимодействие между обучающими и обучаемыми, целью которого является непосредственный обмен опытом (ценностями, нормами, знаниями, умениями, навыками) поколений. Обучение определяется как способ организации образовательного процесса. Оно является самым целесообразным способом получения систематического образования, включающим преподавание и учение. Преподавание –деятельность преподавателя, направленная на передачу информации, организацию учебно-познавательной деятельности, оказание помощи при затруднении в процессе обучения, стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, а также оценку учебных достижений. Учением называется деятельность обучаемого, которая заключается в освоении, закреплении и применении знаний, умений и навыков; в поиске и решении учебных задач, самооценке учебных достижений; в осознании личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Следует отметить, что эффективность обучения определяется степенью взаимных усилий обучающего и обучаемого.

Цели и содержание обучения реализуются посредством педагогических технологий. Одним из определений понятия «педагогическая технология» является совокупность психолого-педагогических установок, предлагающих специальный набор форм, методов, приемов обучения и воспитательных средств, представленных в определенной последовательности. Медицинская технология, как и педагогическая, включают систему способов воздействия, соответствующих ее цели и назначению. В здравоохранении используют следующие медицинские технологии:

- профилактика предназначена для защиты от болезней путем предупреждения их возникновения, снижения риска заболевания и для борьбы с их распространением и последствиями;

- скрининг нацелен на выявление болезней, а также факторов риска при отсутствии признаков заболевания в состоянии предболезни;

- лечение направлено на улучшение или сохранение клинического состояния пациента, предупреждение прогрессирования заболевания или достижение временного облегчения;

- реабилитация предназначена для восстановления соматического, личностного и социального статуса пациента.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений данного общества.

Воспитание заключается в целенаправленном формировании личности человека, которая характеризуется определенным отношением к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрением и поведением как проявлением отношения и мировоззрения (воспитание, если это не насилие, невозможно без самовоспитания).

В понятиях «самообучение», «самообразование», «самовоспитание» в педагогике описывается внутренний мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Воспитание, образование и обучение являются внешними условиями и средствами пробуждения способности человека самостоятельно развиваться. В этой связи философы, психологи и педагоги утверждают, что движущие силы развития человека, мотивирующие самообучение, самообразование и самовоспитание, заложены в его внутреннем мире.

Самообучением называют процесс непосредственного получения человеком опыта с помощью собственных устремлений и самим выбранных средств. Под самообразованием понимают систему внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленную на собственное развитие человека. Самовоспитание определяется как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих его развитие.

Врачу, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с повышенной ответственностью не только за собственные действия, но и за жизнь и здоровье другого человека, необходимо заниматься самообразованием и самовоспитанием в течение всей жизни, чтобы совершенствовать специальные знания, умения и навыки, а также духовные аспекты личности.

2. В истории медицины существует две доктрины здоровья: западная и восточная. Западная (рационалистическая) опирается на сократовский тезис: человек познай самого себя. Восточная доктрина (эмпатичная, чувственная) основана на конфуцианском тезисе: человек, сотвори себя сам. Вероятно, врач должен согласиться с необходимостью объединить подходы этих доктрин к лечению. Современному врачу, сочетающему функции исцелителя и воспитателя необходимо осуществлять лечение человека с позиции познай и сотвори себя. Именно это «самосотворение себя» является главным в деятельности врача. Следовательно, ближайшая задача медицины заключается в использовании и стимулировании функциональных резервов человека традиционными и нетрадиционными методами, что позволит реализовать основополагающий принцип медицины - лечить не болезнь, а больного. В этой связи обнаруживается необходимость психолого-педагогической подготовки врача.

Педагогическая компетентность врача является одной из составляющих его профессиональной компетентности, что соответствует требованиям не только Государственного образовательного стандарта, но и реальной жизни. Она формируется в процессе педагогической подготовки врача. Педагогическая подготовка представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к педагогической деятельности. Этот вид подготовки обладает интеграционным свойством, которое позволяет определять его как систему, объединяющую основные знания и умения врача в медицине с возможностями его специального и педагогического взаимодействия с пациентами, на основе использования опыта и традиций народов, проживающих в данной местности. Сформированность педагогической компетентности позволит врачу более эффективно решать проблему оздоровления населения и, таким образом, будет способствовать активизации внутренних сил, как самих пациентов, так и общественного потенциала страны.

Уровень сформированности педагогической компетентности врача определяется объемом педагогических знаний, умений и навыков. Педагогическая компетентность включает три структурных компонента:

1) профессионально определенная концепция Я-врач-педагог (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности), которая обеспечивает позиционное самоопределение в трех составляющих: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в понимании своего внутреннего мира;

2) информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая – как проектирование собственной деятельности);

3) профессионально-деятельностное сознание врача , ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.

Педагогическая компетентность позволяет реализовать педагогическую функцию врача.

3. Педагогическая функция врача обусловлена особенностями профессии врача. Она заключается в необходимости воспитания, развития и обучения пациентов в процессе лечения, так как выздоровление зависит от усилий обеих сторон взаимодействия. Речь идет об обучении пациентов элементарным действиям, способствующим выздоровлению и воспитании у них стремления к здоровому образу жизни. Врачу необходимо доступно объяснить человеку особенности течения его заболевания, обучить пациента лечебным и профилактическим действиям, научить родственников пациента правильному уходу за больным человеком, уметь составлять и реализовать медико-профилактические и реабилитационные программы, обмениваться опытом с коллегами, обучать средний медицинский персонал, а также продолжать самообразование.

Педагогическая функция врача реализуется в профессиональном общении. Под профессиональным общением понимают общение врача с пациентами и их родственниками, с коллегами и населением. В процессе профессионального общения врач оказывает влияние на пациентов посредством не только клинических умений и навыков, но и с помощью психологических приемов: манерой держаться, мимикой, тембром голоса, темпом и динамикой речи, жестами и др. Прежде чем осуществлять педагогическое воздействие врачу необходимо:

Осознать и обозначить цель своего воздействия;

Учесть возрастные (по возможности индивидуальные) особенности тех, на кого будет направлено воздействие;

Выбрать средства воздействия исходя из цели и особенностей тех, на кого будет оказываться воздействие.

Средствами воздействия, доступными каждому врачу, являются:

Личность (личный пример) врача (выражает отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей);

Речь (слово) (выражает профессиональную компетентность медицинского работника);

Внешний вид (выражает отношение к себе и к окружающим людям).

На процесс реализации педагогической функции врача оказывает влияние его педагогическая культура. Педагогическая культура врача в индивидуально-личностном плане рассматривается как сущностная характеристика целостной личности, представляющая собой динамическую систему сформированных ценностей деятельности и профессионального поведения. Отличительными чертами педагогической культуры врача являются: активная личностная позиция, широкий профессиональный кругозор, современное медицинское мышление, высокий уровень компетентности в профессиональной и педагогической деятельности, истинный профессионализм в комплексном решении духовно-физиологических проблем, творческое отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию. В педагогической культуре в противовес авторитарно-бюрократическим отношениям с пациентами, проявляется интеллигентность врача, которая формирует восприятие страдающего человека как субъекта врачевания, а не объекта медикаментозного воздействия.

1. Медицина относится к одному из следующих типов знания :

1) естественно-научному

2) гуманитарному

3) междисциплинарному =

2. Философским основанием медицинской профессии является:

1) экономическое

2) познавательное (гносеологическое) =

3) моральное =

3. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека =

2) уважение своих коллег

3) материальная выгода

4. Отличительным признаком медицинской этики является :

1) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения =

2) безусловное подчинение личных интересов корпоративным =

3) приоритет интересов медицины над интересами больного

5. Медицину и этику объединяет :

1) человек как предмет профессионального воздействия на него =

3) приемы преодоления конфликтов в человеческих отношениях

4) достижение финансового благополучия человека

6. Правильным определением этики как науки является:

1) этика - наука об отношении живых существ между собой

2) этика - наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов =

3) этика - наука об умении правильно себя вести в обществе

7. Соотношение этических учений и биоэтики имеет характер:

1) регулятивный =

2) определяющий

3) информативный

8. Нравственность – это понятие, определяющее :

1) совокупность индивидуальных форм поведения человека =

2) способность переносить все тяготы и лишения в повседневной жизни

3) стремление человека оказывать помощь другому человеку

9. Этикет - это форма поведения, означающая

1) опору на гуманные правила при общении с другими людьми =

2) народный обычай уважительного отношения ко всем людям =

3) воспитанную условную вежливость =

10. Мораль –это формы общественного сознания и поведения :

1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” =

2) особое философское учение

3) форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное в поведении 11. Мораль и право по Канту находятся в соотношении :

1) мораль подчиняется праву

2) мораль и право не противостоят друг другу, ибо это – родственные сферы духа

3) мораль противостоит праву =

12. Ценность жизни людей в биомедицинской этике определяется:

1) возрастом (количество прожитых лет)

2) психической и физической полноценностью

3) уникальностью и неповторимостью человеческой личности =

13. Долг - то, что предписывается личности для исполнения в силу:

1) профессиональных обязанностей

2) требования совести и следствия морального идеала =

3) идеологического понимания общественного прогресса

14. Нравственный идеал – это:

1) образ высшего личного совершенства и высшего блага людей =

2) образец профессионального мастерства

3) герой, пожертвовавший собой ради спасения другого человека

15. Благотворительность – это:

1) бескорыстная деятельность в целях удовлетворения интересов людей, нуждающихся в содействии =

2) проявление равенства в жизнедеятельности

3) языческая добродетель

16. Проявление милосердия заключается в следующем:

1) обладании чувством и способностью к состраданию =

2) готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается =

3) готовности выполнить любую просьбу человека =

17. В гиппократовской морали основным принципом является:

1) «не навреди» =

2) «не убий»

3) приоритет интересов врача перед пациентом

18. Для деонтологической морали основным принципом является:

1) исполнение своего профессионального долга =

2) сохранение врачебной тайны

3) принцип невмешательства

19. Вмешательство в организм человека осуществляется :

1) на основании информированного согласия пациента =

2) на основании медицинских показаний

3) на основании требования родственников

20. Моральной санкцией для искусственного прерывания беременности являются следующие факторы:

1) желание женщины =

2) личные этические убеждения врача =

3) медицинские показания =

21. Этическая неприемлемость применения «аномальной техники деторождения» связана :

1) с нарушением права ребенка быть рожденным в традиционном браке естественным путем =

2) с уничтожением “лишних” человеческих эмбрионов =

3) с обесцениванием ценности и значения материнства и материнской любви в случаях легализации “суррогатного материнства” =

22. Медицинская неприемлемость идеи эвтаназии определяется:

1) шансом на выздоровление и возможностью изменения решения пациента =

2) нарушением предназначения врача спасать и сохранять человеческую жизнь =

3) нарушением моральной заповеди “не убий” =

23. Активная эвтаназия отличается от пассивной:

1) отсутствием согласия пациента о лишении его жизни =

2) приоритетностью решения врача перед решением пациента о прекращении жизни пациента =

3) активным, деятельным вмешательством врача в процесс прекращения жизни по просьбе пациента =

24. Решение о допущении пассивной эвтаназии зависит от :

1) определения мотивов деятельности и поступка врача

2) объективной картины заболевания

3) универсального права человека распоряжаться своей жизнью =

25. Этичность изъятия органов от мертвого донора предполагает:

1) отсутствие моральных и законодательных ограничений =

2) условие высказанного при жизни и юридически оформленного согласия донора =

3) отсутствия высказанных донором при жизни возражений против забора органов у его трупа =

26. Формирование современных медицинских критериев смерти человека обусловлено:

1) морально-мировоззренческим пониманием сущности человека =

2) развитием медицинской техники =

3) уважением чести и достоинства человека =

27. При выявлении наследственного заболевания у развивающегося плода судьбу этого плода (продолжение беременности или аборт) вправе решать:

1) только врачи-профессионалы =

2) только родители

3) только мать

28. Генная терапия должна осуществляться:

1) только в лечебных целях =

2) для построения здорового общества здоровых граждан

3) в целях изменения генома наследников пациента

29. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть универсальным по причине существования:

1) юридического положения об информированном согласии =

2) моральной заповеди “не лжесвидетельствуй” =

3) разнообразия психо-эмоциональных характеристик личности =

30. Максима “решение пациента - закон для врача” нравственно оправданна только в том случае, если это решение:

1) не приводит к ухудшению состояния пациента (предоставление медицинских средств, противопоказанных пациенту) =

2) мотивировано “информированным согласием” и не угрожает другим человеческим жизням (аборт, принудительная эвтаназия по желанию родственников пациента) =

3) вписывается в нормы поведения, провозглашаемые средствами массовой информации =

31. Оказание медицинской помощи является формой проявления:

1) привилегии для определенных слоев общества

2) милосердия и социальной справедливости =

3) экономической заинтересованности профессионалов

32. Идея справедливости в медицине реализуется в форме:

1) милосердия врачей =

2) безвозмездной помощи больному человеку =

3) одинаково высокого уровня медицинской помощи всем людям =

33. К проявлению справедливости как идее равенства и милосердия относятся две формы организации здравоохранения:

1) добровольное (частное, коммерческое) медицинское страхование

2) формы государственного страхования

3) национально-государственная система здравоохранения и обязательное (всеобщее) медицинское страхование =

34. В чем заключается особенность оказания психиатрической помощи:

1) некомпетентность многих пациентов =

2) не адекватное поведение некоторых пациентов =

3) возможность недобровольного обследования и лечения =

error: Content is protected !!