Международные стандарты экологического менеджмента. Международные стандарты экологического менеджмента Международные стандарты iso 14000 направлены на

В последние годы всё более пристальное внимание бизнес уделяет вопросам, связанным с экологией. Именно их решение является главной задачей, для оптимального решения которой на предприятиях создаётся и внедряется система СЭМ (экологического менеджмента).

Требования к её разработке и созданию сформулированы в серии международных стандартов и российских аналогов упомянутых нормативов, которые объединяет блок стандартов .

Ваш бизнес выйдет на новый уровень качества, если получить легитимный Сертификат ISO с помощью опытных специалистов.

Какие вопросы регламентируются упомянутыми нормативами

В серии ISO 14000 на сегодняшний день 29 действующих сертификатов. Наиболее важные из них адаптированы к российскому законодательству путём разработки и принятия нормативов серии ГОСТ Р ИСО стандарта 14000. Содержание данных нормативных документов максимально аутентично оригиналам.

Ключевые стандарты ИСО 14000, широко используемые в России, посвящены рассмотрению следующих вопросов (смотри таблицу).

Таблица № 1

Единственным стандартом, на соответствие которому можно сертифицировать СЭМ, имеющуюся в компании, является ISO 14001:2015. Российским аналогом этого сертификата в настоящее время является стандарт 14001-2007. Данный ГОСТ Р ИСО действует до 01.03.17, после чего в силу вступит его обновлённая версия, адаптированная к новому международному стандарту, зарегистрированная под номером 14001-2016. Этот стандарт 29.04.16 был принят Росстандартом (смотри приказ № 285-ст).

Основные требования, неукоснительное следование которым юридически подтверждает наличие сертификата ИСО 14001.

Направление экологическое ИСО (ISO) реализовало в блоке стандартов серии ISO 14000. факт получения соответствующего сертификата СЭМ свидетельствует о том, что предприятие:

  • Выработало собственную политику в области экологии и документально оформило её в перечень принципов и намерений организации, сопроводив заявлением о стремлении к максимально полному соблюдению всех требований, касающихся вопросов экологии, которые действуют на территории России;
  • В ней выработаны и соблюдаются необходимые процедуры, определяющие значимые воздействия предприятия на природную среду;
  • Определены экологические цели и сформулированы экологические задачи;
  • Выработана программа ЭМ;
  • Для успешной реализации СЭМ выделяются достаточные средства и ресурсы;
  • Осуществляется регулярное обучение персонала;
  • Выполняется мониторинг выполнения мероприятий, которые могут оказать негативное влияние на экологию;
  • Проводится аудиторская проверка СЭМ;
  • Периодически выполняются корректировки действующей СЭМ с учётом эффективности и адекватности последней сложившимся условиям.

Серия рассматриваемых стандартов может быть внедрена любой компанией, стремящейся разработать, внедрить и в дальнейшем поддерживать и периодически улучшать СЭМ, вне зависимости от существующих нормативов и законодательной базы по упомянутому вопросу.

Какие преимущества получает организация, прошедшая сертификацию на соответствие положениям стандарта ИСО 14001-2007 (ГОСТ Р)

Процедура создания и внедрения СЭМ является достаточно трудоёмкой, длительной по времени и весьма затратной. Действующим законодательством она отнесена к добровольным.

В чём же тогда выгода для бизнеса?

  • Наличие ИСО 14001 демонстрирует партнёрам, потенциальным клиентам и инвесторам, что в организации действует СЭМ, полностью отвечающая требованиям сегодняшнего дня. Упомянутый факт существенно упрощает продвижение продукции на рынках, особенно промышленно развитых стран. Поэтому именно стремление к обладанию соответствующим сертификатом становится главным аргументом в пользу внедрения СЭМ. Т.к. это даёт ощутимый рост прибыли;
  • Экологическая сертификация способствует улучшению имиджа компании;
  • Наличие СЭМ позволяет добиться реальной экономии ресурсов и энергии, за счёт оптимизации и повышения эффективности управления;
  • Пройденная сертификация повышает оценочную стоимость предприятия (его основных фондов);
  • Повышается качество системы управления организацией и т.п.
  1. ISO разработала стандарты, которые помогают организациям придерживаться активного подхода к решению экологических вопросов: серия стандартов ISO 14000 по экологическому менеджменту , которые могут быть внедрены в организации любого типа, в государственном или частном секторе - от компаний, до административных и коммунальных организаций.
  2. ISO помогает решить проблему изменения климата, устанавливая нормы выбросов газов, влияющих на парниковый эффект, контроля и торговли квотами на выбросы, а также измерения углеродного следа продукции.
  3. ISO разрабатывает нормативные документы, облегчающие согласование деловых и экологических интересов, поощряя включение экологических характеристик при проектировании (разработке) изделий.
  4. ISO предлагает весомый перечень стандартов по отбору проб и методам исследований для решения конкретных экологических вопросов. Этой организацией разработано около 570 международных стандартов для мониторинга ситуации в сфере качества воздуха, воды и почвы, а также шума, радиации, контроля над перевозкой опасных грузов. Они также служат в ряде стран в качестве технической основы для экологического законодательства.

Охрана окружающей среды и устойчивость

Организации по всему миру, и их участники, все больше осознают необходимость рационального природопользования, социально ответственного поведения, а также устойчивого роста и развития.

Соответственно, так как предупреждающее управление экологическими вопросами сливается воедино с управлением рисками в целом на предприятии, корпоративным управлением, оперативной и финансовой практикой и управлением, международные стандарты приобретают особое значение для организаций, работающих в направлении общих и сопоставимых экологических целей в сфере обеспечения устойчивости самой организации, ее продуктов и услуг.

Кроме того, правительственные и др. регулирующие органы все чаще нуждаются в стандартах ISO для создания основы для обеспечения согласованности и последовательности на национальном и международном уровнях.

Международные стандарты ISO и связанные с ними нормативные документы обеспечивают потребителей, регулирующие органы и организации в государственном и частном секторах, экологическими инструментами со следующими характеристиками:

  • техническая надежность - стандарты ISO аккумулируют в себе знания широкой группы международных специалистов и заинтересованных сторон;
  • удовлетворение потребностей заинтересованных сторон - процесс разработки стандартов ISO строиться на международном вкладе и консенсусе;
  • содействие разработке единых требований - процесс разработки стандартов ISO строиться на участии всех заинтересованных национальных институтов со всех регионов мира;
  • способствование повышению эффективности - одни и те же стандарты внедряются на разных рынках, секторах и / или сферах;
  • способствование законодательной согласованности - используемые стандарты удовлетворяют рыночным и нормативным требованиям;
  • повышение доверия со стороны инвесторов - стандарты могут быть использованы для оценки соответствия, например, аудит, инспектирование или сертификация. Это повышает доверие к продукции, услугам и системам, что демонстрируется подтверждением соответствия стандарту ISO и обеспечивает практическую поддержку нормативного регулирования.

Обзор стандартов серии ISO 14000

Принятые стандарты

ISO 14001 - признанная в мире основа для построения системы экологического менеджмента (СЭМ) - внедренная от Аргентины до Зимбабве. Внедрение этого стандарта помогает организациям одновременно наилучшим образом управлять их воздействием на окружающую среду и демонстрировать рациональное природопользование.

Стандарт ISO 14001 был принят в качестве национального стандарта более чем в половине стран из 160-ти национальных членов ISO и его использование поощряется правительствами во всем мире. Хотя сертификация соответствия стандарту не является обязательным требованием стандарта ISO 14001, в конце 2007 года, по крайней мере, 154 572 сертификатов было выдано в 148 странах.

Другие инструменты экологического управления, разработанные ISO / ТК 207 : ISO 14004 , который дополняет ISO 14001 путем предоставления дополнительных руководств и полезных разъяснений.

Экологические аудиты являются важными инструментами для оценки того, насколько правильно внедрена и поддерживается СЭМ. Стандарт по аудиту ISO 19011 одинаково полезен для проведения аудитов системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента. Он регламентирует принципы аудита, управление программами аудита, проведение аудита и требования к компетентности аудиторов.

ISO 14031 предоставляет руководство для организации по оценке экологической результативности. Стандарт также касается выбора подходящих показателей результативности, тем самым обеспечивая возможность оценки результативности на основе критериев, установленных руководством организации. Эта информация может быть использована в качестве основы для внутренней и внешней отчетности о результативности экологической деятельности.

Обмен информацией по экологических аспектам продукции и услуг является важным способом использования рыночных рычагов для улучшение состояния окружающей среды. Правдивая и точная информация предоставляет основу для принятия потребителем обоснованного решения о покупке.

Серия стандартов ISO 14020 нацелена на целый ряд различных подходов к экологической маркировке и заявлениям, в том числе экомаркировку (знак одобрения), самодекларирование соответствия экологическим требованиям, и количественно выраженной экологической информации о товарах и услугах.

ISO 14001 касается не только экологических аспектов процессов, происходящих в организации, но также ее продуктов и услуг. Поэтому ISO / ТК 207 разработал дополнительные средства для содействия в решении таких вопросов. Оценка жизненного цикла (LCA) является инструментом для выявления и оценки экологических характеристик продукции и услуг "от колыбели до могилы": от определения входящего потока ресурсов до конечного использования продукта или его отходов. Стандарт ISO 14040 устанавливает руководящие принципы, правила проведения исследований жизненного цикла, которые обеспечивают организацию с информацией о том, как сократить общее экологическое воздействие продукции и услуг.

ISO 14064, части 1, 2 и 3 - стандарты по учету и контролю международных парниковых газов (ПГ), которые устанавливают перечень четких требований к поддержке организаций и инициаторов проектов сокращения выбросов ПГ.

ISO 14065 дополняет ISO 14064 специальными требованиями к аккредитации или признанию органов, которые осуществляют валидацию и верификацию расчетов ПГ, с использованием ISO 14064 или других соответствующих стандартов или технических документов.

ISO 14063 - руководство по экологическому обмену с примерами, помогает компаниям устанавливать важные связи с внешними заинтересованными сторонами.

Руководство ISO 64 служит ориентиром для отражения экологических вопросов в стандартах на продукцию. Хотя в первую очередь этот документ ориентирован на разработчиков стандартов, он также полезен для разработчиков продукции и производителей.

Ожидаемые новые стандарты

Политика и практика в области устойчивого развития в последние 15 лет привлекла существенное внимание и вызвала серьезные дискуссии. Наше понимание и озабоченность по поводу окружающей среды и устойчивого развития, также развиваются с течением времени. Подобно тому, как существующие стандарты серии ISO 14000 поддерживают организации в решении приоритетных на сегодняшний день задач, так и будущие стандарты помогут решать задачи, которые станут приоритетными в будущем.

Неотъемлемой частью системы экологического менеджмента организации, является приверженностью к непрерывному совершенствованию. ISO / ТК 207 придерживается этого принципа как основного, и постоянно совершенствует процесс выявления и реагирования на новые потребности стандартизации. Успех ISO / ТК 207 складывается из постоянной работы над соответствующими стандартами, о чем свидетельствует разработка следующих новых стандартов:

ISO 14045 - установит принципы и требования к оценке экологической эффективности. Экоэффективность измеряется отношением экологической результативности к создаваемой стоимости. Стандарт установит международно стандартизированную методологическую основу для оценки экологической эффективности, поддерживая тем самым масштабность, ясность и прозрачность измерений экологической эффективности.

ISO 14051 - позволит разработать руководство по общим принципам и структуру учета затрат материальных потоков (MFCA). MFCA является инструментом управления эффективным использованием ресурсов, главным образом в производстве и дистрибуции, в целях уменьшения относительного потребления ресурсов и материальных затрат.

MFCA измеряет поток и запас материалов и энергоресурсов в рамках организации, выраженных в физических единицах (масса, мощность, объем и т.д.) и оценивает их в соответствии с производственными затратами. Этот фактор, как правило, пропускают при обычном учете затрат. MFCA является одним из основных инструментов учета экологического управления (ЕМА) и ориентирован на внутреннее использование в пределах организации.

ISO 14067 , регулирующий измерение углеродного следа продуктов, предусматривает требования к количественному определению и передачи парниковых газов (ПГ), связанных с продуктами. Каждая часть стандарт регулирует следующие вопросы: количественное определение углеродного следа (часть 1); гармонизация методология обмена информацией об углеродном следе, а также руководство по такому обмену (часть 2).

ISO 14069 будет регламентировать правила расчета углеродного следа продукции, услуг и всей цепи поставок.

  • размещено в разделе: Нормирование качества
  • найти еще статьи

    Международные стандарты ИСО серии 14000.

    Одним из основополагающих стандартов ИСО серии 14000 является МС ИСО 14001 "Системы менеджмента качества окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию" . В России в качестве национального действует ГОСТ Р ИСО 14001 - 98.

    Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 14001-96 "Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению".

    Стандарт предназначен для целей сертификации системы менеджмента качества окружающей среды предприятий и организаций всех типов и размеров с учетом различных географических, культурных и социальных условий.

    Рисунок 2.4. Модель менеджмента качества окружающей среды

    Стандарты по управлению окружающей средой "дают возможность организациям создать элементы эффективной системы управления качеством окружающей среды (СУКОС), которые могут быть интегрированы с другими требованиями по управлению организацией, что будет способствовать достижению экологических и экономических выгод" . Однако они не предназначены для создания неценовых барьеров в торговле либо увеличения, либо изменения обязательств организации, налагаемых на нее законом.

    Данный стандарт содержит требования к системе менеджмента качества окружающей среды модель, которой представлена на рис. 2.5 (модель взята из описываемого стандарта).

    Основные требования стандарта ИСО 14001.

      активное участие в работах руководства предприятия;

      разработка экологической политики, доведение ее до широкой общественности;

      создание фонда законодательных, правовых и других требований к охране окружающей среды, которые должны соблюдаться предприятием;

      установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды;

      разработка и реализация программы (программ) для достижения целей экологического менеджмента;

      создание, внедрение и обеспечение функционирования системы менеджмента качества окружающей среды, включая обучение персонала, документальное оформление, контроль над процессами и подготовку мер на случай аварийных ситуаций;

      проведение мониторинга и измерений результатов воздействия производственной деятельности на окружающую среду;

      разработка процедур, обеспечивающих предупреждение и исправление любых потенциальных несоответствий в рамках системы;

      периодическое проведение экологического аудита системы;

      анализ системы со стороны руководства предприятия.

    Сертификация системы на соответствие ИСО 14001 осуществляется путем проверки документации на систему менеджмента качества окружающей среды и выхода на объект. Поэтому ИСО 14001 содержит только те требования, которые могут быть действительно объективно проверены.

    ИСО 14004 "Системы менеджмента качества окружающей среды. Руководство по созданию и методам обеспечения функционирования", как и ИСО 9004, носит рекомендательный характер и предназначен для внутреннего менеджмента качества окружающей среды. Стандарт также содержит рекомендации предприятиям, как эффективнее инициировать разработку, совершенствовать и обеспечивать устойчивое функционирование системы при координации с другими системами управления.

    В стандарте установлено, что система менеджмента окружающей среды - является частью общей системы управления и включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, внедрению, процедуры управления процессами и ресурсами для разработки, внедрения, достижения целей, оценки достигнутого в рамках реализации экологической политики.

    Этапы внедрения системы менеджмента качества окружающей среды во многом сходны с внедрением системы менеджмента качества предприятия .

    Система менеджмента окружающей среды должна соответствовать следующим принципам:

      Обязательства и экологическая политика. Организация должна определить экологическую политику и требования к СУКОС.

      Планирование. Необходимо спланировать программу реализации экологической политики.

      Внедрение. Организация должна разработать необходимый и возможный механизм обеспечения достижения целей и задач экологической политики

      Измерения и оценки. Организация должна проводить мониторинг, контроль и проверку характеристик окружающей среды

      Анализ состояния и совершенствования системы. Организация постоянно должна улучшать свою СУКОС в соответствии с поставленными целями по улучшению общих характеристик окружающей среды.

    Внедренная система менеджмента окружающей среды должна быть сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ИСО 14001.

    2.5. Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000

    Система экологического управления, являясь частью общей системы административного управления предприятия, имеет много общего с системой управления качеством. Это определяет сходство методологий управления, что отражается в сходстве стандартов ИСО серии 14000 и 9000. Различие систем заключается в том, что в управлении качеством окружающей среды заинтересовано все общество, а в стандартах ИСО серии 9000 определены отношения производителей и потребителей продукции и услуг .

    Многие элементы системы качества окружающей среды совпадают с элементами системы качества, установленными ИСО 9001. Прямая связь между отдельными разделами и параграфами стандартов свидетельствуют об их совместимости и наличии многих аналогий при внедрении на предприятии.

    Таблица 2.4. Взаимосвязь стандартов ИСО 9001 и ИСО 14001

    Элемент ИСО 9001

    Требования ИСО 14001

    Ответственность руководства

      Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества окружающей среды

      Определение требований к ресурсам

      Анализ менеджмента качества окружающей среды со стороны руководства

    Система качества

      Документирование процедур менеджмента качества окружающей среды

    Анализ контракта

    Анализ контракта с позиций охраны окружающей среды

    Управление всеми документам и данными предприятия, относящимися к качеству окружающей среды

    Идентификация продукции и прослеживаем ость

    Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду

    Управление процессами

    Управление процессами, непосредственно влияющими на окружающую среду

    Контроль и испытания

    Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики

    Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием

    Калибровка оборудования для мониторинга и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологической политики

    Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и др.)

    Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на окружающую среду

    Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране окружающей среды

    Внутренние проверки качества

    Аудит системы менеджмента качества

    Подготовка персонала

    Обучение и повышение квалификации персонала, деятельность которого связана с возможным воздействием на окружающую среду

    Таблица 2.5. Взаимосвязь ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001 (продолжение)

    Код эл-та 9001

    Наименование элемента ИСО 9001

    Требования ИСО 9001

    Требования 14001 ИСО

    Ответственность руководства

      Разработка политики в области качества

      Создание и утверждение структуры организации работ

      Определение ответственности должностных лиц и их полномочий

      Предоставление средств и ресурсов, определение и назначение необходимого персонала

      Назначение от дирекции лица, ответственного за всю работу по качеству

      Оценка системы качества со стороны руководства

      Разработка экологической политики

      Установление целей и задач предприятия в области охраны окружающей среды

      Установление ответственности и полномочий в менеджменте качества ОС

      Обеспечение ресурсами

      Анализ менеджмента ОС со стороны руководства

    Система качества

      Для обеспечения качества д. б. создана система и документация:

      • применяемые методы должны быть письменно зафиксированы и должны поддерживаться в современном состоянии, т. е. актуализироваться

        установленные требования должны быть подробно описаны в методологических инструкциях по вопросам обеспечения качества; рабочих инструкциях; инструкциях по испытаниям

      Обеспечение эффективного применения документированных процедур и инструкций

      Документирование процедур менеджмента качества ОС

      Планирование работ по реализации экологической политики

    Анализ контракта

    Разработка и поддержание в рабочем состоянии процедур, необходимых для проведения периодического контроля и анализа контрактов, а также для координации этой работы как внутри предприятия - поставщика, так и с заказчиком.

    Анализ контракта с позиции ООС

    Управление документами и данными

    Действующая документация должна быть вовремя предоставлена, рассмотрена и принята полномочным персоналом, а также имелась в распоряжении персонала на рабочих местах, изымалась, если она устарела или потеряла силу.

    Управление всеми документами и данными предприятия

    Идентификация продукции и прослеживаемость

    Обозначение изделия и возможность определения его пути во время производственного процесса и/или оказания услуг

    Идентификация и прослеживаемость деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на ОС

    Управление процессами

    Процессы работы и предоставления услуг должны управляться, контролироваться и документироваться в соответствии с действующими методиками

    Управление процессами, непосредственно влияющими на ОС

    Контроль и испытания

      Подтверждение выполнения заданных требований к продукции

      Необходимые виды контроля, испытаний и регистрации должны быть подробно изложены в документированных процедурах или рабочих инструкциях

      Контроль операций и деятельности, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики.

      Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированную процедуру периодического оценивания соответствия действующим природоохранному законодательству и регламентам

    Управление контрольным измерительным и испытательным оборудованием

    Организация должна обеспечить, чтобы все средства измерений и оборудование, применяемые при проведении испытаний, калибровки и т. д. были обозначены, аттестованы (поверены) и замаркированы в установленном порядке.

    Калибровка оборудования и мониторинга и регулярного измерения параметров операций, которые связаны с экологическими аспектами и согласуются с целями и задачами экологич. политики

    Управление несоответствующей продукцией

    Любые продукция, работы или услуги, оказываемые клиентам с нарушением установленного порядка и несоответствующие требованиям нормативов, должны быть выявлены. При необходимости отделены от соответствующих нарушений и проанализированы таким образом, чтобы можно было определить целесообразные средства исправления или изъятия.

    Управление продукцией, представляющей экологическую опасность (химические вещества, жидкие и твердые отходы и т. д.).

    Корректирующие и предупреждающие действия

    Система качества должна содержать методики направленные на прогрессивное улучшение качества продукции, работ и услуг посредством сбора информации о нарушениях и их анализа

    Корректирующие и превентивные действия по устранению или уменьшению вредных воздействий на ОС.

    Управление регистрацией данных о качестве

    Должна создаваться система учета и хранения зарегистрированных данных о качестве.

    Идентификация, обслуживание и размещение (хранение) протоколов (записей) о деятельности по охране ОС.

    Внутренние проверки качества

    Аудит качества включает проверку всех элементов качества и их оценки с учетом состояния и важности проверяемой деятельности.

    Аудит системы менеджмента качества.

    Подготовка персонала

    Подготовка и переподготовка всего персонала, влияющего на качество.

    Обучение и повышение квалификации персонал, деятельность которого связана с возможным воздействием на ОС.

    Значительное сходство систем экологического управления и систем качества свидетельствует о возможности распространения накопленного опыта и инструментария в области управления систем качества продукции на сравнительно новую предметную область - экологическое управление .

    Система экологического менеджмента — это часть общей системы менеджмента, которая включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки.

    Международные стандарты серии ISO 14000 — стандарты, устанавливающие требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.

    В настоящее время разработан ряд стандартов серии 14000, в том числе:

    ISO 14001 — «Системы экологического менеджмента — спецификация и руководство по использованию». Стандарт содержит требования, которые можно проверить в ходе аудиторской проверки, проводимой в целях сертификации соответствия стандарту ISO 14000. В настоящее время именно соответствие стандарту ISO 14001 является предметом этой сертификации. Таким образом, стандарт ISO 14001 является центральным в системе стандартов ISO 14000.

    ISO 14004 — «Системы экологического менеджмента — общее руководство по принципам, системам и методам».

    ISO 14010, 14011/1, 14012 являются руководствами по экологическому аудиту.

    ISO 14050 — «Глоссарий».

    В России стандарт ISO 14001 действует в виде ГОСТа Р ИСО 14001-98.

    Стандарт ISO 14001 не оперирует точными величинами и не устанавливает каких-либо абсолютных требований к экологической эффективности предприятия. Основное требование - руководство предприятия должно принять на себя обязательство в соответствии со своими возможностями постоянно улучшать экологическую эффективность предприятия. Для этого на предприятии должны быть выделены аспекты его деятельности, влияющие на окружающую среду, и построена система управления такими аспектами.

    Основные требования, соответствие которым означает соответствие стандарту ISO 14001, таковы:

    1. Организация должна выработать экологическую политику - документ о намерениях и принципах организации. Экологическая политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию экологическим нормативам, принятым в данной стране, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента.
    2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду.
    3. Организация должна выработать экологические цели и задачи.
    4. Организация должна выработать программу экологического менеджмента.
    5. Для обеспечения работы системы экологического менеджмента должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы.
    6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала.
    7. Организация должна осуществлять мониторинг основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду.
    8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента.
    9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.

    Соответствие данным требованием проверяется в ходе аудиторских проверок, регламент которых описан в стандартах ISO 14010, 14011/1, 14012.

    Как следует из вышесказанного, стандарты ISO 14000 применимы для любой организации, желающей внедрить, поддерживать и улучшать систему экологического менеджмента, независимо от официально действующих в данной стране экологических требований и нормативов.

    Наряду с преимуществами такого подхода имеется и недостаток - стандарты ISO 14000 создают благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны.

    ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЯМ СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ISO 14000

    Сертификация на соответствие стандартам серии ISO 14000 - это нередко длительная, трудоемкая и дорогостоящая процедура. К тому же она является добровольной. Для чего она нужна предприятиям, которые как правило испытывают нехватку квалифицированных кадров и которые умеют считать деньги?

    Соответствие стандартам ISO 14000 используется в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Это все больше становится условиям для успешного маркетинга продукции на международных рынках. Таким образом, движущей силой, заставляющей предприятия внедрять у себя системы экологического менеджмента, в основном является необходимость получения формальной сертификации.

    Однако построение системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001 дает и другие преимущества:

    • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований;
    • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
    • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
    • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
    • улучшение системы управления предприятием;
    • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

    В России первым был сертифицирован по ISO 14001 Вологодский подшипниковый завод. В настоящее время такие сертификаты имеют более двадцати российских предприятий.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ФИРМЫ «ИНТЕГРАЛ» ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    В первую очередь перечислим приоритетные экологические проблемы в порядке убывания их значимости в мировом масштабе - в соответствии со стандартами ISO 14000.

    Уменьшение озонового слоя.

    1. Глобальное потепление.
    2. Исчезновение биологического разнообразия.
    3. Загрязнение атмосферы.
    4. Загрязнение воды.
    5. Токсические химические вещества.
    6. Ядерные отходы.
    7. Истощение природных ресурсов.
    8. Качество жизни.

    Использование программных продуктов фирмы «Интеграл» является значимым компонентом в построении системы экологического менеджмента для решения следующих экологических проблем: загрязнение атмосферы, загрязнение воды, и отчасти — токсические химические вещества в области их безопасного размещения. Это соответствует положениям ГОСТ Р ИСО 14001-98:

    П. 4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации. При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать требования законодательных актов и другие требования.

    Для выполнения положений этого пункта необходимо использование программных средств, с помощью которых фактические и плановые показатели можно получить расчетным путем:

    • унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) «Эколог»;
    • программа «ПДВ-Эколог» в части планирования природоохранных мероприятий совместно с расчетным модулем, проводящим расчеты по ОНД-86;
    • программы, реализующие методики по расчету выбросов загрязняющих веществ;
    • программы, позволяющие определить количественные характеристики образующихся на предприятии отходов;
    • программа «ПДС-Эколог» для расчета предельно-допустимых сбросов;
    • программа «Расчет поверхностного стока» для расчета прогнозируемого объема поверхностного стока;
    • программа «Эколог-pollution» для расчета разбавления загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, в водоемы, водотоки и прибрежные зоны морей.

    П. 4.4.5. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:

    а) их можно было найти;

    б) они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;

    в) текущие издания соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой;

    г) устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения или каким-либо другим способом предотвращалось их непреднамеренное использование;

    д) любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и/или для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.

    Природоохранная документация установленной формы должна, очевидно, быть частью документации по экологическому менеджменту. Для формирования, анализа и оперативной корректировки этой документации удобно использовать следующие программные средства серии "Эколог":

    • программа «ПДВ-Эколог» — формирование и печать таблиц проекта нормативов предельно-допустимых выбросов;
    • программа «2-тп (воздух)», 2-тп (отходы)», "2-тп (водхоз)» — формирование и печать форм статистической экологической отчетности для предприятия или объединения;
    • программа «Отходы» — формирование и печать пояснительной записки и таблиц проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

    П. 4.5.1. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым экологическим показателям организации.

    П. 4.5.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде.

    Для осуществления мониторинга изменения характеристик операций могут быть использованы:

    • программы, содержащие базы данных по источникам выделений и выбросов загрязняющих веществ (УПРЗА «Эколог», «ПДВ-Эколог»);
    • программа, содержащие данные по операциям с опасными отходами «Отходы»;
    • программы по водной среде, позволяющие вести компьютерные базы данных по характеристикам воды и другим параметрам.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Несмотря на то, что система стандартов ISO 14000 не предъявляет к предприятию определенных точных требований, использование специализированных программных средств в системе экологического менеджмента является удобным и целесообразным.


    Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, подготовлены соответствующие документы и назначен ответственный за некоторую область. Основной документ серии – ISO 14001 – не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

    Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции (например, концепция «глобального управления качеством» – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

    Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

    – организационный – через улучшение экологического «поведения» корпораций;

    – национальный – через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики;

    – международный – через улучшение условий международной торговли.

    Философия стандарта ISO 14000 – «через организацию высокого уровня качества собственного производства и вовлечение в этот круг все большего числа партнеров повышать качество жизни общества в целом».

    Стандарты ISO 14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

    Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, такие как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

    По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту такой страны, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации (для России это Госстандарт), а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

    Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента. Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность «двойной» сертификации для уменьшения общей стоимости. «Сертификация в рамках ISO 9000 – это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000» – утверждает одна из консультационных фирм.

    Сегодня международная организация по стандартизации ISO проводит политику внедрения интегрированных систем качества, которая регламентируется стандартами ISO 9000 (качество), ISO 14000 (окружающая среда), GMP (безопасность жизнедеятельности). Эти стандарты имеют общую область: новая версия стандартов ISO 9000/2000 уже включает в себя ряд вопросов экологии, стандарт ISO 14000 базируется на системе менеджмента качества.

    Наличие сертификата ISO 14000 сейчас становится таким же необходимым условием для предприятий экспортеров, как раньше сертификат ISO 9000. Особенно важно, когда экспортируемая продукция является сырьем для производств, расположенных в странах- получателях экспорта: это минеральные удобрения как сырье для сельского хозяйства, нефтепродукты как сырье для производства упаковок, посуды, других предметов, непосредственно используемых человеком и т.д.

    Подготовку к экологической сертификации так же, как и к сертификации систем качества значительно эффективнее и дешевле проводить силами самого предприятия. Обладатели сертификата аудитора могут участвовать в аудиторских проверках при проведении сертификации российских предприятий на международный сертификат ISO 14000, проводимых пока исключительно зарубежными сертификационными органами (поскольку Россия еще не принята в IQNet) и поэтому очень дорогими.

    IQNet является международной сетью сертификационных органов. Члены ее – организации, проводящие сертификацию предприятий на соответствие их систем управления качеством международным стандартам ISO 9000 или 14000, выдают единый международный сертификат с логотипом IQNet.

    Сертификат IQNet для предприятия может быть получен при проведении совместных сертификационных работ с органами, входящими в сеть IQNet.

    Необходимо отметить, что сертификат менеджера дает возможность вести работы только внутри предприятия и не позволяет быть членом международной команды аудиторов.

    Наряду с IQNet существует IAF – международная сеть национальных аккредитационных органов, которые проводят аккредитацию сертификационных органов в своих странах. Сертификаты на системы качества, выдаваемые сертификационными органами, аккредитованными национальными аккредитационными органами-членами IAF, все разные, но между членами IAF существует договор о взаимном признании этих сертификатов. В России, например, известен отечественный орган по сертификации – Центросерт, имеющий право выдавать немецкий сертификат TGA по ISO 9000, так как он получил аккредитацию немецкого аккредитационного совета DAR, являющегося членом сети IAF.

    Наличие собственных аудиторов с признаваемыми IQNet документами позволит предприятию сэкономить не только большие деньги, но и время, являющееся не менее важным фактором в борьбе за рынки экспорта.

    Ситуация в России. Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

    Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

    – популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

    – популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

    – подготовка специалистов-аудиторов;

    – развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

    – внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага – официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

    Сертификация систем управления качеством предприятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым условием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения государственных заказов.

    В настоящее время на территории Российской Федерации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой – ГОСТ Р ИСО 14000, где и прописаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководство по использованию систем экологического менеджмента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014, можно определить «начальный уровень» экологической эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление об экологическом аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической маркировки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

    Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, направлена не на количественные показатели и не на изменение в технологии производства (хотя и не исключает их), а на управленческий потенциал организации.

    Согласно стандарту, результатом внедрения системы экологического менеджмента является последовательное улучшение (рис. 3.2), т.е. процесс развития, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой.

    Система экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связывать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от текущей ситуации.

    error: Content is protected !!