Подводный фронт: лучшие подводные лодки Второй мировой войны. Подводные лодки Кондиционирование и регенерация воздуха в отсеках

Текущая страница: 3 (всего у книги 7 страниц)

На фото вверху: ПЛ «Growler» в феврале 1943 года столкнулась с японским транспортом. На фото 5.05.1943 лодка после восстановительного ремонта выходит на испытания.


Трое из 22 морских летчиков, спасенных лодкой «Tang» во время своего второго патрулирования. Спасательная операция в районе о.Тру к, апрель 1944 года.

Из 132 заказанных лодок «Balao» на последние 10 единиц заказ был отменен в связи с окончанием войны, 21 лодка находилась в стадии боевой подготовки и не приняла участия в боевых действиях. Все остальные 101 субмарина приняли участие в боях с Японией. Большинство из них вступили в строй слишком поздно, чтобы успеть совершить много боевых походов и добиться значительных результатов. В этом плане исключением стали SS-304 «Seahorse» и SS-306 «Tang». 10 лодок типа «Balao» были потеряны.

В конце войны было заказано 134 лодки типа «Tench». Но до конца боевых действий успели спустить на воду только 30, из них 11 успели закончить боевую подготовку и выйти в боевые походы. Ни одна лодка типа «Tench» потеряна не была.

Характеристики американских ПЛ Второй мировой войны


Рубка лодки «Dolphin» (типа N). Эта рубка светлого серо-голубого цвета типичной предвоенной окраски американских подводных лодок. Хорошо видны две радиоантенны по бокам рубки.


Три фотографии (1 вверху и 2 внизу) показывают с разных сторон рубку ПЛ «Bashaw», пришвартованную к своей плавбазе, Брисбен, 9 августа 1944 года. Обратите внимание на люк для обслуживания палубного орудия в носовой части рубки и ТВТ, смонтированный в коробчатом спонсоне по борту рубки (вместо носовой или кормовой оконечностей, как это практиковалось обычно). «Bashaw» окрашена по одной из двух серо-черных камуфляжных схем, принятых в июне 1944 г. Вероятно, это светлая схема Measure 32/3SS-B.


Подводная лодка.
Устройство и вооружение

Внутреннее устройство американских лодок мало отличалось от подобных кораблей других стран. Хотя послевоенное сравнение с трофейными японскими, немецкими и итальянскими лодками свидетельствует о лучших жизненных условиях, обитаемости американских субмарин (речь здесь, конечно, не идет о немецких лодках последних серий).


ПЛ SS-213 «Greenling», 1943 год


На фото вверху: Командир лодки наблюдает за целью в артиллерийский перископ. На переднем плане – по его докладам штурман ведет расчеты на круговой логарифмической линейке, на заднем плане – оператор вносит данные в автомат торпедной стрельбы.


На фото вверху: Кормовые двухярусные стеллажи запасных торпед.


Аппарат ТВТ (Target Bearing Transmitter).

На фото внизу: Жилое пространство для команды располагалось на лодках в носовой части между торпедным отсеком и аккумуляторным отделением. Обстановка была весьма спартанской, но и такие отсеки вызывали зависть у подводников других стран.


На фото справа внизу: Центральный пост подводной лодки. Большую его часть занимает штурманский стол с картами. Вокруг расположены приборы для прокладки курса.



На фото вверху: Два механика в дизельном отсеке у переключателей режима винт/зарядка.


На фото слева: Фото мостика ПЛ «Tinosa». В кадре: ТВТ (Target Bearing Transmitter – «устройство определения угла цели»), репитер компаса и переговорное устройство («squawk box»).


Американский подводник контролирует «Christmas tree» (панель индикации состояния забортных отверстий). Зеленые лампочки свидетельствовали о закрытии клапана, а красные – об открытии.


Центральный пост. Операторы управления рулями глубины и заполнением балластных цистерн.


На мостике ПЛ «Spadefish». Командир осматривает горизонт в бинокль, рядом прибор ТВТ и собака «Shakey» – талисман подводной лодки.

Перед каждым боевым походом проверялась шумность подводных лодок (если она превосходила нормы, устранялись ее причины, хотя японские шумопеленгаторы были малоэффективными), а корпуса размагничивались (после войны выяснилось, что магнитных мин японцы не ставили).


На двух фото вверху показан дизель Model 16-278А фирмы General Motors.

Энергетическая установка

Лодки «Gato» и «Balao» отличались своей энергетической установкой. Прежде всего, впервые после Первой мировой войны у американских субмарин паспортная мощность четырех 8-цилиндровых дизелей (каждый 1535л.с.) General Motors или Fairbanks-Morse соответствовала их реальной отдаче. Дизели могли привести в движение генераторы мощностью 1100kW. Вахта центрального поста регулировала мощность генераторов и могла использовать ее для того, чтобы привести в движение любой из двух гребных валов. В случае необходимости мощность генераторов могла быть использована для зарядки 252 элементов носовых и кормовых групп аккумуляторных батарей.


Внешний вид и устройство торпеды Мк-14.

Торпедный автомат

Существенной новинкой, способной повысить эффективность использования ПЛ стал на американских лодках автомат торпедной стрельбы (TDC), появившийся на субмаринах, начиная с серии С.

Данные из штурманской рубки получал лейтенант на TDC. Показатели сравнивались и получались усредненные данные, необходимые для управления торпедной стрельбой. Торпедный автомат стрельбы при помощи стрелки на экране, показывающей угол упреждения при торпедной атаке, обеспечивал схематичную диаграмму относительного положения «преследователя» и «цели».

Световой сигнал готовности предупреждал, когда будет достигнут оптимальный момент пуска торпед. В идеальном случае торпеды должны были выстреливаться в борт цели с расстояния от 920 до 1850 метров. Здесь же, на торпедном автомате стрельбы, рассчитывался угол установки гироскопа для управления торпедой. Эти данные передавались в торпедные отсеки, где они движением стрелки отмечались на картушке. А вторая движущаяся стрелка на другой картушке указывала гироскопический угол, который автоматически устанавливался на гироскопе торпеды. Это достигалось при помощи стального стержня, который чем-то напоминал гаечный ключ, проходящий через торпедный аппарат к гнезду с внутренней нарезкой в торпеде. Стержень автоматически отводился при выстреле.

В носовом и кормовом торпедных отсеках у аппаратов на боевых постах находились старшины-торпедисты 2-го класса. Каждый из них контролировал обе стрелки указателя. Если они не совпадали, старшина вручную устанавливал гироскопы торпед в торпедных аппаратах по одному из указателей.

Неудачные торпеды

Торпедный автомат TDC был хорош, но вот американская торпеда Мк-14 с неконтактным взрывателем довольно часто отказывала. В выявлении дефектов в американских торпедах нет ничего невероятного, особенно если учесть сложность техники и ее высокую стоимость. Торпеда Мк-14 стоила свыше 10тыс. долларов, и даже такая богатая организация, как Главное артиллерийское управление ВМС США, не могла себе позволить большого количества испытаний в условиях, приближенных к боевым.

Долгое время Главное артиллерийское управление оставляло многочисленные жалобы подводников без ответа. Скандал назрел после того, как в 1943г. подводная лодка SS-283 «Tinosa» выпустила 10 торпед по стоявшему без хода поврежденному японскому танкеру «Топап Маги III», американские акустики засекли 8 ударов в борт цели, но ни одного взрыва не последовало. Началась эпопея доделок и доработок. Меняли детали, проверяли технологию – все бесполезно.

24 июня 1943 года у командующего Тихоокеанским флотом США адмирала Нимица лопнуло терпение. Он приказал снять с торпед неконтактные взрыватели и заменить их усовершенствованными контактными. Главное артиллерийское управление выразило недоумение по этому поводу, но Нимиц остался непреклонен. Впрочем, с вооружения всех американских подводных лодок неконтактный взрыватель был снят лишь в марте 1944 года, когда попытки довести его потерпели крах.

В конце 1944г. в Перл-Харборе была принята к испытаниям новая американская акустическая торпеда на основе немецкой Т4 Zaunkonig. При испытаниях выяснилось, что торпеда, названная Cutie, содержит массу врожденных дефектов. А главное – она не в состоянии поражать цели, движущиеся быстрее 8,5 узлов. Серия экспериментов убедила военных, что использование Cutie с подводных лодок нецелесообразно. Более успешно ее применяли как авиационную противолодочную торпеду в Атлантике.

Еще одним важным недостатком основных американских торпед Мк-14 (MkXIV) и Мк-18 (MkXVIII) был малый вес боевой части. 500 фунтов (226,8кг) взрывчатки, размещавшейся в торпедах США, были меньше боевых зарядов остальных воюющих стран. Такого количества взрывчатки было мало как с точки зрения нанесения серьезного урона боевым кораблям противника, так и с точки зрения поражения танкеров, ставших основной целью американских субмарин с 1943 г.


На двух фото (вверху и внизу): процесс погрузки торпед в подводную лодку.


На фото внизу: Моряки на лодке «Spadefish» (на переднем плане) встречают ПЛ «Tinosa», возвращающуюся в Перл-Харбор из очередного похода.


Артиллерия

Артиллерийское вооружение американских подводных лодок в ходе Второй мировой войны претерпело значительные изменения. При этом прослеживаются две основные цели – защита лодки, вынужденной находиться в надводном положении, от самолетов противника и артиллерийское вооружение для атак незащищенных транспортов.

Первую задачу в начале войны предстояло решать с помощью 0,5-дюймового (12,7-мм) пулемета с водяным охлаждением, смонтированном на площадке рубки. Сомневаясь в эффективности подобных систем, подводные лодки стали вооружать 20-мм автоматами Oerlikon и 40-мм Bofors. Огневая мощь безусловно возросла, но надежды отбиться из такой зенитки от нескольких самолетов выглядели слишком оптимистично, хотя авиация в конце войны у японцев была уже не та, что в начале. К 1945 году «в моду» вновь вошли 12,7-мм пулеметы, правда, теперь «сухопутные» – с воздушным охлаждением, убиравшиеся внутрь корпуса при погружении.


Учебные стрельбы из 3" орудия (в боевой обстановке весь расчет орудия одевал каски).


5"/25са1 орудие.


20mm Oerlikon.


4"/50cal орудие.


40mm Bofors.


12,7мм пулемет с кожухом водяного охлаждения на ПЛ «Silverside». Фото 1942 года.


12,7мм пулемет воздушного охлаждения. При погружении пулеметы снимались и убирались внутрь лодки.

Артиллерийское вооружение хорошо зарекомендовало себя на немецких подлодках в Первую мировую. Пушки американских субмарин в начале Второй мировой войны имели явно недостаточный калибр – 3 дюйма. При расстреле транспортов лодке приходилось долго находиться на поверхности и тратить много снарядов. Постепенно 3 дюйма сменились на 4, потом на 5.

Лодки «Gato» и «Balao» оканчивали войну, вооруженные 5" орудием в носовой части палубы, 20-мм Oerlikon на балконе, 40-мм Bofors в кормовой части и парой переносных 12,7-мм пулеметов. Хотя вариантов размещения вооружения было несколько…

Мины

Мины, которые можно было ставить из торпедных аппаратов, появились в Германии в 1916 году. Оценив значимость такой идеи еще в 1921 году, флот США начал разработку якорной контактной мины торпедного калибра 21 дюйм. Созданный образец получил наименование Мк-10. Взрыватель – гальваноударный. Мина состояла на вооружении до середины 1950-х годов. Выпускали модели для постановки с воздуха, с торпедных катеров, модель 3 имела магнитный взрыватель и т.д. Основной плюс мины – весьма долгий срок боевой службы, но глубина постановки ограничивалась длиной минрепа.

Несколько позже начата разработка донной неконтактной мины (магнитной) на базе немецкой мины типа S с зарядом 1000 фунтов тринитротолуола. Мина выполнялась в цилиндрическом алюминиевом корпусе и просто выстреливалась из торпедного аппарата. Оружие получило название Мк-12. Удачно сконструированный образец только в 1957 году был признан устаревшим и снят с вооружения. У данной модели самым слабым местом был гарантийный срок жизнедеятельности аккумулятора – 90 дней. Правда, этот срок сильно зависел от местных условий и мог изменяться в сторону увеличения. Известен случай возможного подрыва на мине Мк-12 через 23 месяца после постановки. Хотя, конечно, сравнительно небольшой период работы электрооборудования снижал боевую ценность. Чтобы закончить о лодочных минах, следует отметить, что в 1945 году на вооружение приняли новый образец с приборами срочности и кратности, неконтактным взрывателем и т. д. Вес взрывчатки в мине Мк-17 увеличился до 1375 фунтов (623,7кг), но применить её в боевых условиях не успели.

Радиолокаторы

Пока другие флоты для увеличения ограниченного обзора с подводных лодок экспериментировали с самолетами, US NAVY поставил перед разработчиками противоположную задачу. В начале 1930-х годов проектный институт NRL (Naval Research Laboratory), сотрудничая с другими проектными и производственными подразделениями ВМФ, разрабатывал техническое устройство для направленного излучения радиоволн и приема сигналов, отраженных от цели. Это устройство получило название «Radio Detecting and Ranging», вскоре сокращенное до Radar. В конце 1938 года первый опытный образец смонтировали на линейном корабле «New York». Радар оказался громоздким и весьма ненадежным, но работоспособным. Начался процесс поэтапного совершенствования конструкции. С мая 1940г. новые, более компактные и надежные образцы стали устанавливаться на корабли основных классов.

Субмарины в этом списке были далеко не в первых рядах. Тем не менее в конце 1941г. поисковые зенитные локаторы уменьшились до таких размеров, что их размещение стало возможно на подводных лодках. Первым типом «лодочного» радара стал SD, локатор ненаправленного излучения с 6-10-мильным радиусом. Его достаточно мощное излучение, могло приниматься радиопеленгаторами противника. Тем не менее, это была огромная помощь в обнаружении самолетов – главных противников подводных лодок. Субмарина SS-179 «Plunger» вышедшая из Перл-Харбора 13.12.1941, имея на борту одну из первых радарных установок, стала первой американской подлодкой, испытавшей свой радар в боевом походе. Вскоре, по мере возможности, и другие подлодки стали оснащаться локаторами SD.


Только совсем небольшое число подлодок получили полный комплект радиолокационных антенн, как показанная на фото «Mingo», 17.06.1945г. Зенитный радар SS последних лет выпуска заменил прямоугольную антенну SD большой овальной, предстваленной на снимке. Подъемная антенна теперь использовалась для дальней связи и заменила штыревую антенну, которая прежде использовалась для дублирования SD.


Ранний вариант SD


Поздний вариант SD


Ранний вариант SJ


Поздний вариант SJ



ПЛ «Searaven» оснащена системой антенн, характерной для середины войны. На лодке установлена поздняя овальная антенна радара SJ, а на заднем плане видны тонкие антенны SD. Также видны 3 постоянно поднятые штыревые антенны. Та, что спереди – для SPR-1, средняя – для VHF и кормовая – для IFF. Снимок от 6 февраля 1945 года.


Радиоантенна


Гидрофон JP

В июле 1942-го SS-231 «Haddock» получила радары следующего поколения – SJ, установку для обнаружения надводных кораблей. Это позволило вести определение одновременно азимута (направления) и дистанции до цели на поверхности воды с точностью, допускающей стрельбу торпедами по данным SJ с хорошими шансами на успех. По мере того, как первые образцы были испытаны и откалиброваны, а операторы РЛС соответствующим образом обучены, командиры-подводники и впрямь поверили, что с помощью радаров они могут ориентироваться в обстановке за пределами человеческого зрения.

В сентября 1943 г. лодка SS-279 «Snook» первой была оборудована новым типом радара с круговым индикатором с радиальной разверткой. На нем в легкодоступной форме отображалась обстановка с азимутами и расстояниями. Этот новый экран, названный PPI (Plan Position Indicator – индикатор позиционного проецирования), заменил прежние индикаторы, отображавшие информацию о цели как импульсную отметку на горизонтальной шкале. Экраны PPI сделали результаты радиолокации доступными всем.

В ходе войны радары постоянно совершенствовались. Внедренная в начале модель SD постепенно была заменена типом SS. Радар превратил американские лодки в грозное оружие, способное видеть в темноте и в непогоду, сохранив немало жизней американских подводников.

Гидролокаторы

На фоне успехов радиолокации как-то «затерялись» достижения гидролокации. Но сонары также улучшались, и модель FM конца войны могла уже почти безопасно проводить американские лодки по минным полям.

Гидролокаторы могли обнаруживать якорные мины на расстояниях до 3,5 каб. По утверждению американских специалистов, их гидролокатор работал более скрытно, чем английский «Asdic», и позволял точно отличать якорные мины от других подводных объектов.

Был случай использования американцами ПЛ для разведки минных заграждений на подходах к побережью Японии в целях обеспечения безопасного маневрирования своих надводных кораблей в этом районе. С его помощью 13-14 марта 1945 года SS-282 «Tunny» обнаружила в Восточно-Китайском море 222 якорные мины японцев. Несмотря на это, на японских минах погибло несколько подводных лодок США.

13.08.1944 американская лодка SS-250 «Flier», следуя в надводном положении, подорвалась на мине и затонула в проливе Балабак. Спастись удалось 13 офицерам и матросам. Этот пример подрыва мало связан с гидролокатором, зато следующий – непосредственно по теме данной главы. 7.11.1944 японский сторожевой корабль отметил подводный взрыв в пределах минного заграждения у о.Хоккайдо в районе патрулирования подводной лодки SS-218 «Albacore». Эта лодка пропала без вести. Вероятно, она подорвалась на мине и затонула.

Американские ПЛ, добившиеся наибольших успехов в годы Второй мировой войны

ПЛ потопл. судов тоннаж

SS-222 Bluefisli 12 50.839

SS-291 Crevalle 9 51.814

SS-260 Lapon 1 1 53.443

SS-257 Harder 16 54.002

SS-239 Whale 9 57.716

SS-254 Gurnard 10 57.866

SS-229 Flying Fish 15 58.306

SS-213 Greenling 15 59.234

SS-230 Finback 13 59.383

SS-281 Sunfish 16 59.815

SS-311 Archerfish 2 59.800

SS-238 Wahoo 20 60.038

SS-223 Bonefish 12 61.345

SS-208 Gray back 13 61.655

SS-266 Pogy 16 62.633

SS-283 Tinosa 16 64.655

SS-200 Tresher 17 66.172

SS-287 Bowfin 16 67.882

SS-19S Sealion 1 1 68.297

SS-211 Gudgeon 12 71.047

SS-304 Seahorse 19 71.564

SS-197 Seawolf 18 71.609

SS-199 Tautog 25 71.641

SS-217 Gardfish 19 72.424

SS-279 Snook 17 75.473

SS-259 Jack 15 76.687

SS-228 Drum 15 80.580

SS-237 Trigger 18 86.552

SS-411 Spadefish 21 88.091 + 17.05.45 «Трансбалт»

SS-236 Silversides 23 90.080

SS-306 Tang 24 93.824

SS-220 Barb 17 96.628

SS-269 Rasher 18 99.901

SS-249 Flasher 21 100.231

Американские подводные лодки в годы Второй мировой войны
Организация управления

Подводные лодки США на Тихом океане были сведены в два соединения: подводные силы Тихоокеанского флота и подводные силы Азиатского флота – с соответствующими командующими и штабами. В начале 1942г. подводные силы Азиатского флота были подчинены командующему подводными силами Тихого океана. На Атлантическом ТВД подводные лодки США были сведены в подводные силы Атлантического флота.

Штабы подводных сил включали отделы оперативного планирования, разведки, боевой подготовки и кадров. В составе штабов были научно-исследовательские группы, вырабатывавшие рекомендации по выбору наивыгоднейших дистанций залпа, углов растворения торпед в залпе, тактики ПЛ, приводящих к наибольшим потерям противника. Эти рекомендации не реже раза в месяц публиковались в «Бюллетене подводника».


Подводные лодки «Grouper» и «Сего» представляют 2 варианта типичных лодок типа «Gato» 1945 года.

На фото вверху: У лодки-ветерана «Grouper» (11 патрулирований) 5-дюймовая пушка размещена пред рубкой, 40-миллиметровые автоматы Bofors на «балконе» и на мостике.

На фото внизу: Лодка «Сего» в 1945 году. 5" орудие позади рубки, 40-мм автомат на «балконе». Видны антенны SS и SJ радаров.



Три американские лодки в гавани Окленда в 1945 году. Слева – направо: «Cabrilla», «Bluefish» и «Cod».

Связь с лодками, находящимися в море, осуществляли командные пункты. На них имелись карты, с нананесенными местами и маршрутами ПЛ, а также данные обстановки, полученные по радио от ПЛ и других сил. С командных пунктов по радио на лодки передавались данные обстановки, приказы командующего, информация о поощрениях отличившихся. Но на донесения подводных лодок командные пункты часто несвоевременно давали квитанции о приеме их радиограмм (задержки доходили до 1 часа и более), что вынуждало лодки подолгу находиться над водой. Эффективной воздушной разведки у американцев не было.

Для обеспечения взаимодействия между ПЛ, надводными кораблями и авиацией американцы создали зональную систему. Были определены зоны:

1-я – для небоевой деятельности ПЛ и 2-я – коридоры безопасности ПЛ (в этих зонах атаковать подводные лодки запрещалось, кроме случаев однозначного опознавания противника);

3-я – для боевой деятельности ПЛ (заход в зону надводным кораблям был запрещен);

4-я – воздушно-надводная – для действий надводных кораблей и самолетов (ПЛ не имели права заходить в нее без разрешения);

5-я – объединенная – для одновременных действий ПЛ, надводных кораблей и самолетов, которые, находясь в ней, руководствовались правилами взаимной безопасности;

6-я – неограниченного бомбометания – для действия самолетов (лодкам заходить в зону запрещалось).

Однако, несмотря на наличие этой системы, были случаи боевых соприкосновений и столкновений американских ПЛ друг с другом и своими кораблями. SS-217 «Guardfish» 24.01.1945 потопила спасательное судно (буксир) «Extractor», случайно оказавшееся в 3-й зоне, приняв его за подводную лодку противника.

Опознавание у американцев было отработано плохо. Подача опознавательных сигналов с ПЛ нередко расценивалась на надводных кораблях и самолетах как хитрость противника. До конца войны американское командование так и не смогло организовать оповещение о местонахождении своих ПЛ при подходе к ним авиации или надводных кораблей, в результате чего весьма большую опасность для подводников представляли свои же самолеты и надводные корабли. Приведем конкретный пример.

3.10.1944 японская подлодка Ro-41 атаковала американское соединение из эскортных авианосцев CVE-63 «St. Lo» (до 15.9.1944 – «Midway»), CVE-70 «Fanshaw Bay» и четырех эскортных эсминцев («Shelton», «Richard M.Rowell», «Eversole», «Edmonds») к севе– ро-востоку от острова Моротаи. Торпеды попали в эскортный миноносец «Shelton», который затонул через четырнадцать часов при буксировке (02°33"с.ш., 129°18"в.д.). Эскортный эсминец «Richard M.Rowell» атаковал подводную лодку глубинными бомбами, но Ro-41 ушла от него и вскоре возвратилась в Куре.

Но поиск японской подлодки продолжался. Примерно через 3 часа после того, как был атакован «Shelton», самолет авианосца «St. Lo» обнаружил подводную лодку. Через некоторое время ее атаковал и потопил миноносец «Richard M.Rowell». В результате флот Соединенных Штатов лишился субмарины SS-197 «Seawolf». Все это произошло в «коридоре безопасности» (2-я зона)…


ПЛ «Trout» в декабре 1943 года. Лодка будет потоплена японским эсминцем 25.02.1944г. при атаке конвоя.


ПЛ S-20 во время сдаточных испытаний в Нью-Лондоне в 1920г.


ПЛ «Pike» выходит из базы Мэр-Айленд. На лодке вооружение и.рубка периода начала войны. С установкой радиолокаторов силует подлодок сильно изменился.

В течение войны 28 ПЛ были атакованы своими самолетами, 5 – надводными кораблями; две – потоплены, девять поврежденных возвратились в базы для ремонта.

Подводные лодки ВМФ России

Про деятельность организации Naval Analyses слышали уже многие, кому небезразличны вопросы, связанные с флотом. Ее специалисты анализируют как вопросы современных военно-морских сил, так и все, что касается кораблей прошлого. Пожалуй, одним из самых интересных графиков, созданных Naval Analyses, стала инфографика, демонстрирующая состав подводных сил современного ВМФ РФ. Речь идет как об атомных, так и о дизель-электрических подлодках (как известно, в отличие от США, Россия совмещает два типа энергетических установок на подводном флоте). На графике можно видеть ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН), атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК), многоцелевые атомные подводные лодки, а также субмарины специального назначения.

Специалистам Naval Analyses можно простить некоторые спорные моменты и неточности. Например, то, что в число представленных стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей» они внесли атомную субмарину «Князь Владимир», которая в действительности войдет в состав флота не ранее 2019-го. По имеющимся данным, сейчас лодка проходит заводские и государственные испытания. Аналогичное можно сказать в отношении новейшей многоцелевой лодки К-561 «Казань» проекта 885 «Ясень». Субмарина может быть включена в состав флота в 2019 году. В целом график наглядно показывает, что российский подводный флот занимает по общему потенциалу второе место в мире. Сразу после подводных сил США.

Подводные лодки ВМС США

Сам собой, обойти стороной ВМС США в Naval Analyses не могли, и одна из работ показывает все субмарины, которые имеются в распоряжении американского флота. На графике можно видеть основу ядерной триады США - стратегические субмарины типа «Огайо». В варианте ПЛАРБ каждая из них несет на борту 24 баллистические ракеты Trident II D5. АПЛ типа «Огайо» даже сейчас можно назвать самым разрушительным кораблем в . Стоит, впрочем, отметить, что часть этих субмарин была переоборудована под носители крылатых ракет, перейдя таким образом в разряд ПЛАРК.

Однако фанатам ВМС США, вероятно, интереснее численный состав новейших многоцелевых субмарин четвертого поколения. Речь идет про «Вирджинию» и «Сивулф». И если последних американцы построили лишь три штуки, то «Вирджинии» США намерены произвести большой партией в 30 кораблей. Таким образом, общий потенциал подводного флота США будет находиться на очень высоком уровне даже после окончательного вывода из состава флота заслуженных многоцелевых субмарин типа «Лос-Анджелес». Последних, к слову, за все время произвели 62 единицы.

Подводные лодки ВМС Китая

Многим, наверное, самой интересной работой серии покажется график, демонстрирующий состав подводного флота КНР. Это неудивительно, если учесть, как редко в русскоязычных СМИ представляется информация о китайских подводных лодках. Поднебесная в обозримом будущем нацелилась на то, чтобы иметь военно-морские силы, которые будут занимать как минимум второе место в мире по совокупному потенциалу. Нужно полагать, это касается также и атомных подводных лодок с баллистическими ракетами.

При этом конкретно сейчас подводные силы Китая выглядят скорее странно, нежели угрожающе. Это вызвано в том числе слишком сильно заметными заимствованиями у Советского Союза/России. Например, ПЛАРБ проекта 094 «Цзинь» сложно визуально отличить от привычного советского ракетоносца проекта 667БДРМ «Дельфин». По имеющимся данным, субмарины типа 094 несут по 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия до 12 тыс. км. Данные ракеты считают подводным вариантом китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31.

Стратегические субмарины проекта 092 «Ся», также представленные на графике, очень сильно устарели, однако Китай продолжает их эксплуатировать. Отметим, что усилить морскую составляющую ядерной триады КНР призваны перспективные стратегические субмарины проекта 096 «Тэнг». Каждая из них, по имеющимся данным, будет нести 24 баллистические ракеты, что можно сравнить разве что с уже упомянутыми американскими АПЛ типа «Огайо». Хотя вряд ли у Китая будут ракеты с характеристиками Trident II D5.

Подводные лодки Евросоюза

Еще более сложно все обстоит с составом подводных флотов стран Евросоюза. Достаточно сказать, что сейчас он формально включает в себя подводные лодки Великобритании, но это пока. Ожидается, что страна покинет Европейский союз 29 марта 2019 года. В целом британский флот часто преследуют серьезные трудности. В 2017 году сообщалось, что из строя вышли все новейшие британские многоцелевые АПЛ типа «Астьют». Источник также рассказал о проблемах с «предшественницами» данных лодок - «Трафальгардами».

Не считая Великобританию, мощнейшими подводными силами в Европе располагает Франция. Напомним, последняя имеет в своем составе четыре ракетных подводных крейсера стратегического назначения «Триумфан». Что касается многоцелевых лодок, то здесь Пятая республика может похвастаться шестью атомными подводными лодками «Рюби», построенными в 1976-1993 годах. Стоит отметить, что АПЛ класса «Рюби» являются самыми маленькими стоящими на вооружении атомными подводными лодками в мире. Каждая из них имеет подводное водоизмещение в 2607 тонн.

Немецкий подводный флот на фоне британского и французского выглядит бледно, хотя в годы Второй мировой действия немецких подводников вселяли ужас в сердца бывалых американских и британских моряков. Современная Германия вообще не имеет атомных субмарин, а дизель-электрических подлодок, которые есть в распоряжении Deutseche Marine, всего шесть. Впрочем, это весьма современные субмарины проекта 212А, которые заинтересовали ряд иностранных заказчиков.

Достаточно мощным флотом, состоящим из дизель-электрических субмарин, также может похвастаться Италия.

Весьма многочисленным подводным флотом, как следует из графика, обладают греческие ВМС.

Стоит отметить, что представленные нами графики - далеко не единственные из числа созданных Naval Analyses. Посетив сайт организации, вы сможете, в частности, ознакомиться с численным составом флотов стран Латинской Америки, надводным потенциалом стран ЕС и многими другими интересными фактами, касающимися современных (и не только) флотов мира.

Россия и США всегда были военными флагманами мира. Америка даже объединила в альянс НАТО многие государства. А конструировать подводные лодки штаты начали и вовсе раньше всех.

Первые в мире под водой

В 1775 году в Америке бушевала война за независимость и в её период Дэвид Бушнелл построил «Черепаху», первая субмарина, которая применялась в боевых действиях. Но сама история подводного флота началось почти на 100 лет позже, в 1862 году, когда USS «Alligator» была зачислена в строй флота. Строительство началось в первый день ноября 1861 года, правительство предъявило требование: построить судно за 40 дней. Несмотря на это, строительство затянулось и первый спуск на воду состоялся лишь 1 мая 1862 года. Если обратить внимание на современное достояние американцев в этом роде войск, то невозможно даже представить насколько малы были размеры «Аллигатора», длина/ширина/высота составляли 14/1,37/1,83 метров. А вооружена субмарина была лишь двумя шестовыми минами.

Так и не было войны

Сэмюель Дю Пон был заинтересован в использовании «Аллигатора», поэтому попросил отбуксировать подлодку в Южную Каролину. За эту миссию взялся пароход USS «Sumpter», за время плавания случился непредсказуемый инцидент, погода резко ухудшилась и начался шторм. Привязанная субмарина могла потопить корабль, который её буксировал, таким образом, было принято решение оборвать все тросы и бросить корабль на волю морской пучине. 2 апреля 1863 года подлодка утонула не далеко от мыса Хаттерас, именно там она лежит и в настоящем времени. «Аллигатор» не прошел боевое крещение, так как за время своей жизни, так и не поучаствовала в военных действиях. Но несмотря на это, судно множество раз привлекало художников и писателей, о которых были написаны несколько произведений искусства.

Боевое крещение

Впервые, американцы успешно применили подводный флот в 17 февраля 1854 года. Тогда подводная лодка «H. L. Hunley» атаковала вражеский корабль, разбив его, после чего экипаж подлодки подал сигнал на землю о возвращении, но после долгих ожиданий субмарина так и не вернулась. Она затонула на том же месте, где осуществила нападение. До сей поры идут споры о том, что же случилось с «Ханли». Основная версия гласит, что все члены экипажа погибли от ударной волны мины, которая взорвалась не далеко от судна.

Первая мировая война

Соединённые штаты Америки проявляли небывалую активность в расширении своего подводного флота на самом начальном этапе 20 века, в дальнейшем все подлодки поступили на вооружение на время Первой мировой.

В самом начале 20 века американцы заказывали следующие субмарины:

  1. Тип В – 3 лодки «Wiper» (1905)
  2. Тип С – 5 лодок «Octopus» (1906)
  3. Тип D – 3 лодки «Narwhall» (1907)
  4. Тип Е – 2 лодки «Salmon» (1908)
  5. Тип F – 4 лодки «Сагр» (1909)

«Сагр» (1909)

В самый последний момент перед Первой мировой войной, которая проходила с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918 года, Америка решает выпустить ещё несколько субмарин «Seawolf› (SS-28), «Nautilus» (SS-29) и «Garfish» (SS-30), которые составили тип Н. Обозначение (SS) в американском флоте соответствовало тому, что судно имеет дизельный двигатель, в последующем штаты и вовсе убрали их из своего арсенала. Выступая на стороне Антанты, на время войны американский флот придерживался оборонительных позиций. Это определило довольно позднее вступление Америки в военный конфликт, до него все описанные судна служили в Тихом океане, а после ввязывания в мировое противостояние были переброшены в Атлантику. Тем не менее расцвет всего подводного флота пришелся не на этот период.

Много лодок, мало пользы

Все построенные субмарины имели лишь теоретический успех, так как послужили примерами для заказов на постройку подлодок для 8 стран. А за времена Первой мировой так и не имели боевых столкновений с противником. Многие судна тонули, погибая в авариях.

25 марта 1915 года война уже бушевала на просторах Европы, но США в это время проводили учения своей новой подлодки, где её ждала погибель. SS-23 F-4 неподалеку от Гавайских островов погрузилась в воду, оставив за собой пятно из масла. Как оказалось, потом произошло полное потопление корабля. Глубина в том районе оказалась 90 метров, что не позволило спасти команду и саму подлодку. Её подняли на поверхность только через 5 месяцев. 29 августа этого же года, как спасатели показали исследователям вытащенное судно, начался анализ трагедии и восстановление картины событий. К сожалению, тайна так и не была разгадана, так как все отверстия были задраены, а корпус не поврежден.

Ещё один представитель военного семейства подлодок, также закончил свою жизнь, без какого-либо постороннего вмешательства со стороны противников Антанты. «SS-30 Н-3» 14 декабря 1916 года неподалеку от Калифорнийского побережья села на мель. Весь экипаж корабля уже начинал терять сознание от выброса хлора, но спасатели с берега добрались до команды и успели вытащить всех матросов. К счастью, пострадало лишь немного людей.

Вторая Мировая Война

Перед самым большим военным конфликтом 20 века многие государства стали модернизировать свою армию, вооружение, в том числе и . Американцы не остались в стороне и уже в 1930-х годах начали учитывать ошибки прошлого, готовясь к Второй мировой. На вооружении стояли следующие субмарины:

  • Тип R и Barracuda, первых было 17, а вторых 3 штуки, они стали не самыми удачными проектами, а также они были очень старые. Это становится понятно, когда видишь, что судна не дослужили даже и до конца войны, а перестали эксплуатироваться в середине 1942 года. Но и использовались они лишь для патрулирования Панамского канала.
  • Тип S был более распространен и уже их насчитывалось 36 экземпляров. Из участвующих в самой войне лодок, именно этот вид был самым старым, также он стал модернизацией типа R, в основном их направляли патрулировать Атлантику, а также с ними проводили исследования по переоборудованию их в носители аэропланов, на S даже построили необходимую палубу, но эта затея не оправдала ожиданий и эту модернизацию так и не осуществили в жизнь.
  • «Argonaut» SS-166 была оборудована двумя трубами, в которые помещалось по 30 мин, которые были разработаны специально для неё. Но зачислен во флот он также был довольно рано в 1928 году, несмотря на столь раннее рождение, субмарина, построенная Портсмутской военно-морской верфи, держала рекорд самого крупного подводного судна плоть до появления первых атомных подлодок. Её подводное измещение составляло 4164 тонн. Была вооружена 16 торпедами и 4 торпедными аппаратами. Именно «SS-166» замышлялся, как лидирующий флагман всего военного подводного флота, но с ним возникали некоторые проблемы. Во-первых, из-за большой массы его скорость была слишком низкой, планировался 21 узел, а в итоге лодка могла разогнаться только до 14 и 8 узлов, таким образом за весь период до войны она оказалась самой медленной субмариной. Во-вторых, она очень трудно управлялась. В-третьих, планировалось минирование пространства с чем она также не справилась в 1942 году вернулась на базу даже не пройдя заявленные 90 суток автономности. 10 января 1943 года она была потоплена 3 японскими эсминцами. Многие связывают подобную неудачу с слишком высоким уровнем издаваемого шума и маленькой скоростью.
  • Тип «Narwhal», 2 подводных представителя составили: «Narwhal», «Nautilus».
    Первый – «Narwhal» SS-167. Подлодка было готова к 1930 году, после этого вместо минных труб были установлены 2 торпедные установки, а разгонялась до 17 узлов с водоизмещением 2915 тонн. Данная подлодка также не оправдала ожиданий в качестве скорости и их двигатели не могли набрать необходимую мощь, для разгона до нужного количества узлов. Представитель же «Nautilus» обладал довольно странным силуэтом и водоизмещением около 3000 тонн. В конце войны, в начале 1945 года обе лодки перешли в статус резервных, накопив за свою жизнь 29 боевых походов. «Narwhal» потопил 6 вражеских судов за 15 вылазок, а «Nautilus» уничтожил 5 противников за 14 походов.
  • «Dolphin» был построен в единственном экземпляре и с водоизмещением 1560 тонн был в 2 раза меньше «Narwhal». Таким образом, он был гораздо маневреннее, но вместе с этим заимел слабее корпус, что уменьшило уровень погружения, а также уменьшился радиус действия до 9000 миль. За время работы отметился только тремя боевыми подходами, где не принёс полезных действий, после чего его «разжаловали» в учебные судна.
  • Тип «Cachalot» породил 2 подводные лодки «Cachalot», «Cuttlefish». В целом они ничем на войне не запомнились, кроме одного подбитого танкера, но благодаря нововведению, которое использовали американцы они обогнали любой флот мира. Контроллер устанавливал угол цели, опережение и глубину торпед в автоматическом режиме, данная система носила название – Torpedo Data Computer.
  • Тип Р имел 10 представителей, которые начали проектироваться в 1933 году. Если сравнивать их с типом С, то водоизмещение увеличилось до 1310 тонн, также их длинна увеличилась на 8 метров, а скорость была увеличена до 19 узлов. Не удивительно, что с такими характеристиками они использовались на протяжении всей войны до 1944 года, каждый представитель сходил 8 раз в боевой поход, а SS-178 и вовсе патрулировал заданные зоны 14 раз.

  • Тип «Salmon» США представила 6 подлодок. После успешной эры «P», ВМС Америки стремилось улучшить свою подводную технику. «Salmon» обладал даже улучшенными характеристиками, их длинна составляла 94 метра, а водоизмещение 1450 тонн. А скорость над водой и под ней составляла 20 и 9 узлов соответственно. Также подлодка была оснащена дополнительными двумя торпедными аппаратами. При всех преимуществах у «Salmon» был весомый недостаток, его вентиляционный люк закрывался не самым надежным образом и несмотря на то, что эту причину можно было легко устранить, она привела к аварии на одной из подлодок, где погибло 23 человека. Все подлодки провели не более 8 походов, исключение «Stingray», который стал лидером среди всех субмарин и совершил 16 вылазок.
  • Тип «Gato» был представлен большим количеством субмарин в количестве 73 штук, больше представителей было только у очень схожего типа «Balao», который мог погружаться на 100 футов глубже. Они были также продолжением линейки «P». Основные характеристики были следующие, длинна составила 82 метра, а водоизмещение 1825 тонн. Лодка могла погружаться на глубину 300 футов. Вообще данный тип подлодок ощутил на себе всю тягость войны, именно на их долю выпала служба с 1942 года и до самого её конца. А за всё время удалось потопить лишь SS-248 «Dorado» в Карибском море, а 18 представителей было утеряно в Тихом океане.

АПЛ (атомные подводные лодки) США

Если Россия обладает и атомными, и дизельными подводными лодками, то штаты отказались от дизельного двигателя и на данный момент имеют в своём арсенале только АПЛ.

Первая такая субмарина появилась у США в 1959 году, и носила название «Джордж Вашингтон» в честь первого президента Америки. С тех пор штаты строили свои субмарины только с атомными реакторами. А 28 июня 1960 года впервые в мире был осуществлен запуск баллистических ракет из-под воды. Именно они и были главным видом вооружения подлодки в количестве 16 штук. Также для самообороны были установлены торпедные аппараты с боезапасом в 18 торпед. Пускай и глубина погружения подлодки была 220 метров, но главный козырь «Вашингтона», запуск баллистических ракет можно было выполнять не глубже 25 метров, а скорость во время этого не должна была превышать 5 узлов. Когда максимальный разгон под водой/над ней составлял 25/20 узлов. Длина и ширина были 116,3 и 9,9 метров.

Самая сильная подводная лодка

В настоящее время США обладает субмаринами класса «USS Virginia», при спуске этого хищника в глубину стало ясно, что равных ему практически нет. Крылатые ракеты она посылает на расстояние до 1500 км, а «нырять» она способна на глубину 250 метров. ВМС США развиваются в этом направлении довольно давно и не меняют вектор. Вирджиния - это не просто новая вершина в подводном флоте мира, это громадные возможности страны-производителя. Она полна сенсоров и современных решений. К примеру, субмарина может на безопасном расстоянии замечать и обезвреживать мины, благодаря атомному реактору её срок плавания ограничен 30 годами. При разработке подлодки инженеры сначала создали трехмерную модель, а затем воплотили в реальность, что стало беспрецедентным способом моделирования подводного судна. Также техническому совершенствованию подвергся перископ, его убрали, заменив на камеры и маску-мультисенсор. В бурном течении судно может оставаться неподвижным также благодаря сенсорам, а его винт, который спрятан в трубе, позволяет передвигаться по глубинам почти бесшумно. На сегодняшний момент уже спущено пять субмарин класса, а в дальнейшем планируется спуск на воду ещё тридцать представителей класса. На данный момент у американцев 72 подводные лодки, но ориентир развития задан, и он определенно идет на усовершенствование класса «Virginia», а также увеличение количества его представителей.

Будущее ВМС США в самой современной подводной лодке США класса «USS Virginia » оснащенной новейшими технологиями, способной подплывать к самому берегу и тайно следить за сведениями потенциальных врагов и быть в готовности нанести ответный удар несокрушимой силы. Атомные подводные лодки класса «USS Virginia » представляют совершенно новый класс подводного флота США. Самые современные и самые разносторонние субмарины в мире и обладают ошеломляющими способностями. Первая подводная лодка в серии под названием «USS Virginia » (SSN-744) была заложена в сентябре 2000 года, спущена на воду 16 августа 2003 года, а введена в эксплуатацию 23 октября 2004 года.

Это один большой склад оружия. Подлодка « USS Virginia » может устраивать разрушительные атаки , используя торпеды, может посылать крылатые ракеты на расстояние до 1500 км с высокой точностью, а чтобы избежать встречи с потенциальным противником современная подводная лодка способна погружаться под воду на глубину до 250 м. Этот класс подводной лодки стоит на голову выше других за счет потрясающей способности следить. Ее прозвали «идеальным наблюдателем» и на то есть причина подводные лодки США класса «USS Virginia » обладают самыми сложными сенсорами, которые когда-либо устанавливались на американские субмарины.

Атомные подводные лодки оснащены новейшей системой навигации, которая позволяет точно проходить по мелководью и определять точные координаты. Субмарина «USS Virginia » это морской обитатель внушительных размеров. Такое «морское чудовище» спокойно передвигается под водой благодаря динамической силе, которую придает ядерный реактор. План его работы держится в строжайшем секрете. Известно то, что двигатель вырабатывает колоссальное количество энергии. Компактный ядерный реактор превращает морскую воду в пар. Перегруженный пар вращает массивные турбины, которые в свою очередь заставляют субмарину двигаться вперед. Кроме этого ядерная энергетическая установка вырабатывает электроэнергию всем приборам и оборудованию на этом подводном корабле оснащенным самой современной техникой. Реактор рассчитан на 30 лет работы, а это значит, что за весь срок службы современную подводную лодку не надо будет заправлять.

Сегодня атомные подводные лодки класса «USS Virginia » это история поразительного успеха. Подводный флот США располагает двумя основными видами субмарин: глубоководные океанские баллистические подводные лодки, у которых одна стратегическая задача доставлять ядерный заряд в любую точку мира; другой вид это лодки-охотники созданные для нападения и молниеносного уничтожения силы противника. Последние созданы передвигаться быстро и поражать вражеские корабли и суда, доставлять в место военных действий крылатые ракеты и миротворческий контингент.

современная подводная лодка «USS Virginia»

проект современной подводной лодки

строительство 774 « USS Virginia »

современная подводная лодка « USS Virginia » испытания

первая атомная подводная лодка класса « USS Virginia »

USS New Hampshire»

современная подводная лодка « USS North Carolina»

перед боевым походом


До атомной подводной лодки «USS Virginia » вершиной военного кораблестроения считалась субмарина класса «Seawolf ». Подводный боевой корабль был разработан во времена холодной войны для потенциальных глубоководных сражений против мощного советского флота, но в начале 90-х политический климат драматически изменился, и почти за одну ночь рухнуло государство под названием СССР. Главный враг США просто исчез, дорогостоящая гонка вооружений между двумя сверхдержавами больше не была актуальна. В этом новом смелом мире совершенно естественным оказалось то, что военный бюджет стран был урезан и атомные подводные лодки класса «Seawolf » были уже не нужны. Но к концу 90-х у США и их союзников появились новые враги - маленькие террористические группировки. Они заставили заново пересмотреть военное руководство о выделении средств из бюджета. А какой смысл в многочисленном подводном флоте , если у террористов нет морской силы. Сегодня военно-морские силы должны быть лучше информированы о возникновении врага из не откуда. Поэтому в 1995 году правительство США пришло к выводу о создании нового класса атомных подводных лодок. Но подводный флот поставил жесткие условия разработчикам субмарины. Новый класс подводной лодки должен обладать исключительными способностями слежения, они должны преодолевать мелководье с исключительной точностью, они должны оставаться в неподвижном состоянии несколько дней в независимости от подводных течений и положения плавучего якоря. Современная субмарина должна обладать хитроумной маневренностью и исчезать под водой на период до трех месяцев без всплытия. Этим требованиям соответствуют атомные подводные лодки класса «USS Virginia » и первые образцы были построены за меньшие бюджетные средства, чем «Seawolf ».

Современная подводная лодка «USS Virginia » стала первой конструкцией разработанная в трехмерном изображении на компьютерах, которое потом превратилось в морское судно. Программа, которая сделала возможным реализацию этого проекта, была уже проверена на предыдущих работах и применялась при разработке авиалайнеров «Боинг». Все конструктора имеют доступ к трехмерной компьютерной модели, что позволяет работать инженерам в одном и том же виртуальном пространстве одновременно. Компьютерный дизайн оказывает помощь в этом аспекте.

Будущее приемов ведения войн совершенно не четко, поэтому современная субмарин а способна адаптироваться к новым условиям. Современная тактика войны меняется, и атомные подводные лодки новых классов должны меняться вместе с ней, чтобы всегда быть на высоте. Для создания такой возможности адаптации конструкторы субмарины создали так называемый модульный дизайн, который включил в себя открытую систему архитектуры, т. е. основная конструкция состоит из больших открытых пространств. В эти пространства могут быть помещены заранее созданные модули: такие как системы оружия или гидролокационная станция. Эти модули могут быть установлены как единые системы. Они позволяют брать на борт усовершенствованные системы, при этом конструкцию подводной лодки не надо заново проектировать. Это сэкономило средства и атомные подводные лодки класса «USS Virginia » получили право на жизнь. Также благодаря беспрецедентному поступку - объединение двух судостроительных гигантов возле одного проекта «General Dynamics Electric Boat » и «Northrop Grumman Newport News » дало возможность строить атомоходы.

на борту подводной лодки « USS Virginia »

«Virginia » самая современная атомная подводная лодка в мире с технической точки зрения. Она была построена с использованием революционных методов, в результате чего было сэкономлено много средств и времени. На подлодке «Virginia » нет перископа. Вместо него она получила маску-мультисенсор и камеры, которые передают изображение со всех сторон подводного корабля. Эти сенсоры подключены к дисплею на пункте управления и впервые в истории подводного флота все кто находится на нем, могут наблюдать за происходящим на поверхности. Современная подводная лодка оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Уникальность атомных подводных л одок класса «Virginia » состоит в том, что они могут адаптироваться к мелководью. Это осуществляется благодаря точности управления. Все балластные отсеки подключены к одной центральной программе. Также благодаря этой специальной программе управления, подлодка может оставаться неподвижной, даже не смотря на течения. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Первая подводная лодка настолько прекрасно прошла все ходовые испытания, что она поступила на вооружение на год раньше запланированного срока. На сегодняшний день в строю находится пять подводных лодок этого класса: « USS Virginia », « USS Texas», « USS Hawaii», « USS North Carolina», « USS New Hampshire», но всего запланировано к спуску тридцать единиц, это название некоторых из них: « USS New Mexico», « USS Missouri », « USS California», « USS Mississippi», « USS Minnesota», « USS North Dakota», « USS John Warner», «SSN-786», «SSN-787», «SSN-788», «SSN-789», «SSN-790», «SSN-791».

Атомные подводные лодки «USS Virginia » стали ярким событием в истории подводного флота США. Новые возможности позволяют этому классу подлодок быть больше чем просто военным судном для морских сражений с врагом в открытом океане. Конфликты и операции, в которых придется им участвовать, возможно, никогда не станут достоянием общественности, потому что всегда будут военные тайны.

торжественный спуск очередной подводной лодки на воду

Технические характеристики атомной подводной лодки « USS Virginia » (SSN-774):
Длина - 115 м;
Ширина - 10 м;
Водоизмещение - 7800 тонн;
Судовая силовая установка - ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость - 25 узлов;
Глубина погружения - 250 м;
Экипаж - 134 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk » -12;
Торпедных аппаратов 533 мм - 4;

Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны Кащеев Л Б

Типы американских подводных лодок

В конце 1930-х в мире ощущалось приближение войны. И в этот раз Америка, безусловно, не могла остаться в стороне. Потому рассмотрим все типы американских подводных лодок, которыми обладали США накануне и в годы войны.

Подводная лодка R-6 (SS-83).

Типы R и «Barracuda» (тип R – 17 шт.; тип Barracuda – 3 шт.: Barracuda, Bass, Bonita)

Два наиболее старых и неудачных типа американских подлодок, они находились в боевом строю до середины 1942 года. Их использовали для патрулирования у Восточного побережья и охраны Панамского канала, а после переклассифицировали в учебные единицы.

Спуск на воду ПЛ S-5. Portsmouth Navy Yard 10.11.1919.

Тип S (тип S – 36 шт.)

Лодки типа S были самыми старыми из американских подводных лодок, принявших непосредственное участие во Второй мировой войне. Они были призваны в «первую линию» не от хорошей жизни, а потому, что не хватало боевых лодок, чтобы закрыть все районы, куда направлялись лодки на патрулирование. В принципе, это были второстепенные направления – Алеутские и Соломоновы острова.

Конструктивно тип S представлял собой развитие типа R периода Первой мировой, чуть увеличенного аналога (900т, 5000 миль дальности) германской подлодки типа VIIA. Лодки разрабатывались для Атлантики с соответствующим радиусом действия.

Американская лодка типа «S» (S-20) в Панамском канале. Фото 1920-х годов.

ПЛ S-1 с бортовым гидросамолетом.

В 1920-е годы морские теоретики многих стран мира размышляли о целесообразности размещения на подводных лодках легких разведывательных аэропланов. Не миновала эта волна и американских подводников. В 1923г. подводная лодка S-1 (SS-105, 1918г. постройки) была оборудована цилиндрическим палубным ангаром. На лодке базировался специальный сборной биплан Martin MS-1. Испытания не выявили каких-либо преимуществ подлодки с гидросамолетом, дальнейшие эксперименты в этом направлении прекратили.

«Argonaut» (Argonaut – 1шт.)

Стремясь еще раз убедиться в правильности поговорки «Лучшее – враг хорошего», американцы решили «скрестить» потомка U-140 с минным оборудованием U-117. На вновь проектируемой лодке в корме поставили две минные трубы емкостью по 30 мин каждая. В итоге на свет появился первый и последний в американском подводном флоте минный заградитель SS-166 «Argonaut», сданный флоту в апреле 1928 года Портсмутской военно-морской верфью.

Подводная лодка «Argonaut».

Для лодки разработали специальный образец мины Mk-10 mod.II, на палубе разместили два шестидюймовых орудия. При подводном водоизмещении 4164т, лодка оставалась самой крупной в американском флоте до появления атомных субмарин. Вооружение – 4 торпедных аппарата в носу и 16 торпед (для сравнения: последняя модификация американских подводных лодок океанского класса, которая успела повоевать, – «Tench» при подводном водоизмещении 2428 тонн несла 24 торпеды или 40 мин).

«Argonaut» представляла собой развитие типа «Baracuda» и строилась специально для действий в Тихом океане. Она задумывалась как океанский истребитель торговли и одновременно разведчик с самолетом на борту и большим радиусом плавания. По идее такой корабль при генеральном сражении должен был идти впереди линейных сил и одновременно мог поставить в ходе боя минное заграждение на пути следования врага. В итоге получилось что-то среднее со способностью погружаться под воду. Под водой лодка очень трудно управлялась и не могла выдерживать запланированную скорость. Вообще SS-166 получилась самой тихоходной среди всех американских подводных лодок предвоенного периода – 14/8 узлов (вместо 21 планируемого). Чтобы закончить о подводном минзаге, можно отметить, что он выполнил неудачный боевой поход и вернулся в базу в январе 1942 года при планируемой автономности 90 дней. Лодка не поставила ни одной мины в боевых условиях, а после первого похода её использовали в транспортных операциях. Многочисленные изменения в специализации выразились в смене бортовых номеров: V-4, А-1, SM-1, APS-1. Самой яркой страницей в биографии неудавшегося минзага стал рейд на атолл Макин в августе 1942 года.

Погибла лодка в Коралловом море на подходах к Рабаулу, потопленная японскими эсминцами «Akizuki», «Hamakaze» и «Yukikaze» из состава охранения конвоя, когда попробовала атаковать транспорты. Вероятно, медвежью услугу оказали малая скорость и большая шумность американского подводного крейсера-минзага. Случилось это 10.01.1943.

ПЛ «Argonaut», окрашенная в светло-серые цвета мирного времени (Standard Navy Gray). В районе мостика едва различима довоенная надпись V4.

Тип «Narwhal» (тип Narwhal – 2 шт.: Narwhal, Nautilus)

Идея крейсерской лодки получила свое дальнейшее продолжение в субмарине SS-167 «Narwhal», вошедшей в строй 15.05.1930. Она лишилась минных труб, зато было добавлено 2 ТА, торпедный запас увеличился до 24 ед., скорость возросла на 3 узла. Всего у американцев было 9 подводных крейсеров, и все они получились неудачными, абсолютно не оправдав тех надежд, какие на них возлагались при строительстве. Две лодки типа «Narwhal» представляли собой лишь незначительно усовершенствованные модели по сравнению с 4 предшествующими лодками типа V. Как и остальные V-лодки, они были большими, медленными и трудноуправляемыми, хотя имели и несколько улучшенные эксплуатационные качества (17 узлов) при немного возросшем водоизмещении (2915т). Как и у предшествующих лодок, их дизели никогда не достигали объявленной мощности, и корпуса измучили экипажи постоянными протеканиями.

ПЛ «Nautilus» (V-6) с нетрадиционным силуетом – приподнятой палубой в средней части корабля. При своем водоизмещении около 3000т лодка была наибольшей субмариной США вплоть до появления одноименной ядерной лодки в 1954 году.

В годы войны «Narwhal» и «Nauyilus» использовались для самых разных задач. Лодки прошли довооружение, на них добавили по 4 торпедных аппарата. Два дополнительных аппарата разместили в носу, а два – в районе миделя (они были ориентированы назад для стрельбы в корму).

«Narwhal» выполнил 5 боевых патрулирований, потопив 6 вражеских судов. SS-168 «Nautilus» за 5 патрулирований потопил 5 судов. После этого «Nautilus» совместно с S-166 «Argonaut» перевозил морскую пехоту на Макин, а вместе с «Narwhal» высаживал десантную партию на Атту. После этого обе лодки использовались исключительно в специальных транспортных операциях по перевозке грузов филиппинским партизанам. В начале 1945г. обе лодки были выведены в резерв. Всего за годы войны «Narwhal» совершил 15 боевых походов, «Nautilus» – 14.

«Dolphin» (Dolphin – 1 шт.)

Признав очевидную неудачу в проектировании последних 6 подводных лодок, ВМФ США предприняли попытку координально пересмотреть свои установки на проектирование. Первоначально SS-159 «Dolphin» проектировался как очередная лодка типа V (V7), но по мере ухода от «родительского» проекта индекс лодки сменили на D1. При водоизмещении 1560т он был почти вдвое меньше «Narwhal», но нес то же вооружение при примерно таких же скоростных показателях. Меньший по размеру «Dolphin» был гораздо более маневренным и легко управлялся.

Идея проекта в целом была продуктивной, но, к сожалению, на уровне технологий 1930-х годов в США построить лодку средних размеров, не пожертвовав чем-либо существенным в проекте, было невозможно. При создании «Dolphin» конструкторы прежде всего почти вдвое уменьшили радиус действия (9000 миль), пришлось немного ослабить корпус, что уменьшило возможную глубину погружения.

В конце 1930-х годов ПЛ «Dolphin» была окрашена в черный цвет. В годы войны лодка выполнила 3 боевых патрулирования, а после использовалась как учебная. В конце второго боевого похода к берегам Японии на лодке обнаружили серьезную утечку соляра. Во время возвращения ее командир «Маш» Мортон разработал план, как при встрече с противником спасти команду, а потом взорвать лодку вместе с японцами. План этот назвали «deathtrap» (смертельная ловушка), но, к счастью, до его реализации дело не дошло.

Будучи примерно тех же размеров, что и основные лодки военных лет «Gato», «Dolphin» в боевых действиях себя никак не проявил, и после трех безрезультатных походов был переведен в учебные лодки.

ПЛ CI «Cachalot» (SS-170) в немодернизированном виде (как она была спущена на воду).

Тип «Cachalot» (тип Cachalot – 2шт.: Cachalot, Cuttlefish) Лодки SS-170 «Cachalot» (V8, CI) и SS-171 «Cuttlefish» (V9, C2) стали дальнейшей попыткой выпуска малых легких подводных лодок для использования в Тихом океане. При 1170 тонн водоизмещения они оказались меньше, чем лодки класса «Dolphin», и отличались от предшественника во многих параметрах. Конструктивные особенности лодок сделали их более скоростными, правда, за счет радиуса действия. И в конечном итоге по боевым параметрам новые лодки оказались почти эквивалентными предшествующему классу «Dolphin». Очевидно, что их дальность в 12000 миль не позволяла лодке выйти из Перл-Харбора, провести патрулирование у берегов Японии и вернуться назад.

Отличительной особенностью типа С стало широкое использование сварки, особенно в конструкциях прочного корпуса и топливных емкостей. Утечки, особенно из топливных танков, были существенно выше, чем у лодок предыдущих типов. (Например, за 30 дней учебных походов в 1941г. в общей сложности «Narwhal» потеряла 20 тысяч галлонов топлива из-за утечек). Причем, что было еще хуже потерь, за лодкой тянулся заметный след нефтяной пленки, позволявший легко обнаруживать субмарину противолодочной авиации. Хотя, в общем, применение сварки на типе С можно считать вполне целесообразным: она позволила существенно снизить вес при увеличении прочности. А проблему с герметизацией со временем удалось решить.

Учебная ПЛ SS-171 «Cuttlefish». Фото 15.11.1943.

Учебная ПЛ SS-170 «Cachalot». Фото 31.05.1944. При модернизации в бортах добавлены отверстия, чтобы увеличить скорость погружения.

Вторым важным нововведением стала установка на лодках TDC (Torpedo Data Computer). Это был механический аналоговый контроллер, автоматически устанавливающий угол цели, опережение и глубину погружения торпед по данным, переданным с мостика на гироскопы торпед. В этих двух нововведениях американский флот на несколько лет опередил все остальные флоты мира.

Лодки типа С оказались малыми для реального использования в Тихом океане. Совершив три почти безрезультатных боевых похода (один поврежденный танкер) подлодки С были переведены в учебные.

Тип Р (тип Р – 10 шт.: Perch, Permit, Pickerel, Pike, Plunger, Pollack, Pompano, Porpoise, Shark, Tarpon) С началом проектирования в 1933г. лодок типа Р американский подводный флот начал развитие новой линии подводных лодок, которая совершенствуясь от серии к серии (если не брать в расчет двух небольших лодок М) привела сначала к военной серии «Gato» и завершилась в 1951г. лодками типа «Tang». По сравнению с типом С прирост водоизмещения составил 140т, что в итоге привело к водоизмещению 1310т. Они были на 8м длиннее, что составило 92м длины. Скорость возросла до 19 узлов при радиусе 10000 миль.

Подводные лодки этого типа использовались в течение всей войны. С Перл-Харбора и до начала 1944г. их посылали на боевые операции. Четыре из десяти лодок Р были потеряны в ходе боев. Все пережившие войну лодки совершили примерно по 8 боевых походов каждая, и только SS-178 «Permit» выходила на боевое патрулирование 14 раз.

ПЛ SS-172 «Porpoise». Фото 20.07.1944.

Лодка «Stingray» представляет типичную модификацию лодок «Salmon»/«Sargo» 1942 года. Внешние отличия: вырезана площадка на рубке, добавлен SD или S J радар, две дополнительные торпедные трубы на носу.

Тип «Salmon»/«Sargo» (тип Salmon – 4 шт.: Salmon, Seal, Snapper, Stingray; тип Sargo -10 шт.: Sargo, Saury, Sculp in, Seadragon, Sealion, Searaven, Seawolf, Spearfish, Squalus/Sailfish, Sturgeon)

После вполне успешного типа Р американский флот принял решение о коррекции кораблестроительной программы в условиях кризиса. Дополнительно к 6 лодкам типа «Salmon» сразу же были дозаказаны 10 лодок типа «Sargo». Тип «Salmon» представлял собой улучшенный вариант лодок типа Р. Новые лодки были длиннее (94м) и больше (1450т). При этом конструкторам удалось увеличить их скорость хода на 1 узел как на поверхности, так и под водой (20/9 узлов). Удвоенная емкость батарей вдвое увеличила подводную дальность до 85 миль. Для увеличения наступательной мощи лодки «Salmon» оснащались парой дополнительных торпедных аппаратов (на родительском типе Р в последующем тоже установили два торпедных аппарата вне прочного корпуса). Запас торпед составлял 24 торпеды. При модернизации на SS-186 «Stingray» установили 2 внешних торпедных аппарата, доведя общее число аппаратов до 10 – число, которое Локвуд и его сторонники считали минимально необходимым для современной ПЛ.

Вполне удачный во многих отношениях тип «Salmon», однако, страдал одной роковой конструкторской недоработкой. Вентиляционный люк, через который осуществлялась подача воздуха к работающим дизелям, закрывался недостаточно надежно. Инциденты с этой автоматикой случались на SS-185 «Snapper» и SS-187 «Sturgeon», но должным образом сработала индикация на центральном посту. А вот «Squalus» затонул (история его описана выше), погибло 23 человека. Этот дефект был, в принципе, легко устраним, но репутация подлодок типа «Salmon» была подорвана. Несмотря на свою непопулярность в среде моряков, лодки этого типа активно использовались в годы войны. Как и лодки типа Р, большинство из них совершило не более 8 боевых походов. Исключение представляет лодка «Stingray», выполнившая 16 боевых походов – лидер среди субмарин США.

ПЛ «Sculpin», которая уже упоминалась в истории о гибели лодки «Squalus». Снимок 1.05.1943., до гибели лодки еще 6,5 месяцев.

ПЛ SS-182 «Salmon». Фото 1938г.

Тип «Tambor» (тип Tambor – 12 шт.: Gar, Grampus, Grayback, Grayling, Grenadier, Gudgeon, Tambor, Toutog, Thresher, Triton, Trout, Tuna)

Лодки типа T стали следующим логическим шагом в эволюции американских субмарин. 12 лодок типа «Tambor» имели увеличенную ударную силу (10 торпедных аппаратов), хотя и сохранили особенности конструкции лодок типа «Salmon». Таким образом, они представляли собой давно ожидаемые флотом лодки. Субмарины были достаточно дальнодействующими, чтобы достичь берегов Японии, и достаточно сильными, чтобы нанести на таком удалении противнику весомый урон. Оборудованные TDC, эти лодки могли успешно взаимодействовать с надводными силами. Но… Принимая на вооружение эти лодки, руководство подводными силами вынуждено было согласиться и на производство двух явно неудачных, не укладывающихся в стратегическую концепцию применения, малых подводных лодок М. В декабре 1941- го об этой уступке немало пожалели, поскольку лодок с большим радиусом действия явно не хватало.

ПЛ «Gar» выходит из Перл-Харбора 31.05.1944. в свое 12 боевое патрулирование. Лодка вооружена 5"/25са1 орудием.

ПЛ SS-201 «Triton» сфотографирована на выходе из Датч- Харбора в мае 1942 года.

«Tambor» стали последними подводными лодками, принятыми на вооружение до начала войны. С началом боевых действий они представляли основную ударную силу, пока с конца 1942г. их не стали теснить новые субмарины типа «Gato». Тем не менее лодки Т продолжали служить в первой линии до конца 1944г., после чего были переведены в учебные центры и на второстепенные направления. Из 12 лодок типа Т погибло 7. Лодка SS-199 «Toutog» лидирует по числу потопленных кораблей и судов.

Тип М (тип М – 2 шт.: Mackerel, Martin) В известной книге Д.Инрайта говорится: «Обучение в море проводилось на борту американских подлодок – «Mackerel» (SS-204) или «Marlin» (SS-205). Это были новые малые подводные лодки ВМС США с самым современным оборудованием. Их радиус действия не позволял использовать лодки в боевых походах в Тихом океане, но зато они вполне подходили для обучения и тренировок. Учения проводились в проливе Лонг-Айленд. Эсминцы, базирующиеся в Ньюпорте, служили «целями».

Типы «Gato», «Balao» и «Tanch» (тип Gato – 54 шт.: Albacore, Amberjack, Angler, Barb, Bashaw, Blackfish, Bluefish, Bluegill, Bonefish, Bream, Cavalla, Cero, Cobia, Cock, Cod, Corvina, Croaker, Dace, Dorado, Drum, Finback, Flasher, Flier, Flounder, Flying Fish, Gabilan, Gato, Greenling, Grouper, Growler, Grunion, Guardfish, Gunnel, Gurnard, Haddo, Haddock, Hake, Halibut, Harder, Herring, Hoe, Jack, Kingfish, Lapon, Mingo, Muskallunge, Paddle, Pargo, Peto, Pogy, Pompon, Puffer, Rasher, Raton, Ray, Redfin, Robalo, Rock, Runner, Sawfish, Scamp, Scorpion, Shad, Silversides, Snook, Steelhead, Sunfish, Tinosa, Trigger, Tullibee, Tunny, Wahoo, Whale

тип Balao – 120 шт.: Archerfish, Aspro, Atule, Balao, Bang, Barbero, Batfish, Baya, Becuna, Bergall, Besugo, Billfish, Blackfin, Blenny, Blower, Blueback, Boardfish, Bowfin, Brill, Bugara, Bumper, Burrfisli, Caberon, Cabrilla, Caiman, Capelin, Capitaine, Carbonero, Carp, Catfish, Charr, Chivo, Chopper, Chub, Clamagore, Cobbler, Cochino, Corporal, Crevalle, Cubera, Cusk, Dentuda, Devilfish, Diodon, Dogfish, Dragonet, Entemedor, Greenfislt, Guavina, Guitarro, Hackleback, Halfbeak, Hammerhead, Hardhead, Hawkbill, Icefish, Jallao, Kraken, Lamprey, Lancetfish, Ling, Lionfish, Lizardfish, Loggerfish, Macabi, Manta, Mapiro, Menhaden, Mero, Moray, Pampanito, Parche, Perch, Picuda, Pintado, Pipefish, Piper, Piranha, Plaice, Pomfret, Queenfish, Quillback, Redfish, Roncador, Rouquil, Rozorback, Sabolo, Sablefish, Sandlance, Scabbardfish, Seacat, Seadevil, Seadog, Seafox, Seahorse, Sealion, Sea Owl, Sea Peacher, Sea Robin, Segundo, Sennet, Skate, Spadefisli, Cutlass, Diablo, Irex, Medregal, Odax, Pomodon, Quillback, requin, Runner, Sea Leopard, Sirago, Spinax, Tench, Thornback, Tirante, Того, Torsk, Trutta)

ПЛ SS-212 «Gato», давшая название целому типу. Фото 29.11.1944.

ПЛ «Barb» 20 июня 1942 года. Лодки, построенные Electric Boat Co., отличались формой и расположением отверстий в легком корпусе.

ПЛ «Scabbardfish» – типичная лодка типа «Gato» поздних серий выпуска. Выход в первый боевой поход 30.05.1944.

Лодка SS-249 «Flasher», лидер no потопленному тоннажу в американском подводном флоте. Фото 4.11.1943.

Первой лодкой типа «Gato» стала подлодка SS-228 «Drum», принятая в состав ВМФ 1.11.1941, но в момент нападения на Перл-Хар- бор только «Gato» считалась боеготовой. Она стала первой из 73 подводных лодок этого типа, заказанных в 1940г. и ставших основными лодками США в разразившейся войне. После нападения на Перл-Харбор было заказано еще 132 лодки близкого типа «Balao».

«Gato» стала увеличенной версией предпоследней серии «Tambor». Эти лодки были на 350т больше (1825т) и на 1,2м длиннее (92м). Большая часть избыточного веса приходилась на усовершенствованные дизели и аккумуляторные батареи. Остальные изменения коснулись вопросов обитаемости (например, были увеличены танки для пресной воды).

Тип «Balao» был очень близок к «Gato» и иногда не рассматривался как отдельный тип. Основных отличий было два: во-первых, ряд корпусных элементов сделали более технологичными для серийного производства, во-вторых, силовые элементы корпуса перепроектировали под более значительное давление, что позволяло лодке погружаться на 100 футов глубже, итого – 400 футов. Эти лодки были очень популярны и не раз доказывали свою высокую живучесть.

«Gato» вынесли на себе всю тяжесть войны с 1942г. и до ее конца. Из 73 принятых в состав ВМФ лодок одна (SS-248 «Dorado») потоплена в Карибском море американским самолетом по пути к Панамскому каналу и 18 были потеряны в Тихом океане в результате противодействия противника. Наиболее известными лодками, имена которых прославились в годы войны, были ПЛ типа «Gato» – SS-249 «Flasher» (лодка, лидирующая по потопленному тоннажу), SS-220 «Barb», SS-215 «Growler», SS-236 «Silversides», SS-237 «Trigger», SS-238 «Wahoo» и многие другие, которым не хватило совсем чуть-чуть, чтобы попасть в группу лидеров.

На фото вверху: ПЛ «Growler» в феврале 1943 года столкнулась с японским транспортом. На фото 5.05.1943 лодка после восстановительного ремонта выходит на испытания.

Трое из 22 морских летчиков, спасенных лодкой «Tang» во время своего второго патрулирования. Спасательная операция в районе о.Тру к, апрель 1944 года.

Из 132 заказанных лодок «Balao» на последние 10 единиц заказ был отменен в связи с окончанием войны, 21 лодка находилась в стадии боевой подготовки и не приняла участия в боевых действиях. Все остальные 101 субмарина приняли участие в боях с Японией. Большинство из них вступили в строй слишком поздно, чтобы успеть совершить много боевых походов и добиться значительных результатов. В этом плане исключением стали SS-304 «Seahorse» и SS-306 «Tang». 10 лодок типа «Balao» были потеряны.

В конце войны было заказано 134 лодки типа «Tench». Но до конца боевых действий успели спустить на воду только 30, из них 11 успели закончить боевую подготовку и выйти в боевые походы. Ни одна лодка типа «Tench» потеряна не была.

Характеристики американских ПЛ Второй мировой войны

Рубка лодки «Dolphin» (типа N). Эта рубка светлого серо-голубого цвета типичной предвоенной окраски американских подводных лодок. Хорошо видны две радиоантенны по бокам рубки.

Три фотографии (1 вверху и 2 внизу) показывают с разных сторон рубку ПЛ «Bashaw», пришвартованную к своей плавбазе, Брисбен, 9 августа 1944 года. Обратите внимание на люк для обслуживания палубного орудия в носовой части рубки и ТВТ, смонтированный в коробчатом спонсоне по борту рубки (вместо носовой или кормовой оконечностей, как это практиковалось обычно). «Bashaw» окрашена по одной из двух серо-черных камуфляжных схем, принятых в июне 1944 г. Вероятно, это светлая схема Measure 32/3SS-B. Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Кто из американских президентов был изобретателем? Единственным из американских президентов, кто получил патент на изобретение, был и остается Авраам Линкольн (1809–1865). Он придумал устройство, состоящее из поплавков, для приподнимания судна над мелями. Патент и модель

Из книги Зоопарк диковин нашей планеты автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

13 САМОЛЕТЫ ДЛЯ подводных лодок И ЛЕТАЮЩИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ Идея использовать гидросамолеты с подводных лодок впервые возникла у немцев во время Первой мировой войны. В 1915 г. самолет FF 29, установленный поперек палубы в носовой части подводной лодки U-12, был доставлен к

автора Кащеев Л Б

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Тактика подводных лодок В первые годы войны, когда США потеряли свои базы в юго-западной части Тихого океана. В результате лодки оказались единственными боевыми американскими кораблями, действовавшим на японских коммуникациях.Несмотря на то, что океанские и морские

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Из книги 100 великих праздников автора Чекулаева Елена Олеговна

Праздник лодок-драконов Весна прошла, наступило лето. Воздух напоён пряным ароматом зелени и цветущих растений, оживают насекомые и ядовитые твари. Жара временами стоит такая, что кажется, будто скоро всё вокруг увянет и земля превратится в пустыню. Жизнь в многолюдных

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

автора

НА ПОДВОДНЫХ БРОВКАХ Многие как хищные, так и нехищные рыбы предпочитают добывать себе пропитание на различного рода подводных бровках. Поэтому, чтобы добиться хороших результатов в ловле, нужно тщательно изучать эти места.Иногда некоторые виды хищных рыб устраивают

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

НА ПОДВОДНЫХ «СТОЛАХ» В принципе поведение озерного леща в начале осени вполне предсказуемо. Необходимо только учитывать ряд факторов как при поиске стоянок этой рыбы, так и относительно тактики и техники ловли.Даже принимая в расчет некоторые отличительные

Из книги Парихмахерское дело: Практическое пособие автора Константинов Анатолий Васильевич
error: Content is protected !!