«практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка (английский)

Практикум по культуре общения

Тема: «Конфликты в нашей жизни»

8-9 классы.

Цель : учащиеся должны изучить понятия «спор», «конфликт», инцидент», «конфликтная ситуация», развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Оснащение: листы чистой бумаги для учащихся, участвующих в тестировании.

Ход практикума.

Если твой друг станет врагом тебе,

то люби его,

чтобы вновь зацвело древо дружбы,

любви и доверия,

завядшее из – за того,

что его не поливали водой дружбы

и не ухаживали за ним.

Мухаммед ибн Али… –

персидский поэт,..

Притча. Гнев. Притча в изложении Ошо.

Когда вы чувствуете гнев, не выбрасывайте его на кого – то еще, но и не подавляете его. Гнев – это прекрасное явление, которое может трансформировать вас в положительном направлении. В следующий раз, как только вы почувствуете раздражение, выйдите и осмотритесь вокруг дома, а затем сядьте под дерево на скамеечку, и наблюдайте где находится гнев. Нет ни какой нужды подавлять его или контролировать, или выбрасывать его на кого – либо. Просто станьте более осознанным. Состояние гнева – это прекрасный феномен, это похоже на электричество в облаках. Если вы станете осознающим в состоянии гнева, гнев пройдет.

Один дзэн - ученик пришел к Банкею со словами

Мастер, у меня неуправляемый характер. Как я могу вылечиться от этого?

Ага! Давай, прояви мне свой характер – сказал Банкей, - его проявление очаровательно.

Я не могу сделать это прямо сейчас – сказал ученик. – Сейчас я не могу показать вам это.

Ну, хорошо, потом, - тонко улыбнулся Банкей, - Доставь мне его, когда сможешь.

Но я не смогу принести это сразу же вам, когда это произойдет, - запротестовал ученик. – Это всегда происходит неожиданно. И можно быть уверенным, что я утрачу это пока дойду до вас.

В таком случае это не может быть неотъемлемой частью твоей натуры. Если это есть, то ты можешь показать мне это в любое время. Когда ты родился, ты не имел этого. Таким образом, это должно было прийти к тебе извне.

Вы больше не отождествляете себя с гневом. Телу необходимо немного времени, чтобы остыть. Но в глубине вас, в центре, все спокойно. А когда вы спокойны. Вы можете наслаждаться всем миром. Когда же вы разгорячились. Вы теряете себя, путаетесь. Как в таком состоянии можно радоваться?

  1. Информационная справка.

Для того чтобы мы друг друга понимали, предлагаю вам следующую терминологию понятий.

Спор – это словесное состязание, обсуждение чего- нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. В повседневной жизни между людьми возникают противоречия больше в силу того, что все люди разные.

Противоречия – это рассогласования:

  • мотивов, потребностей
  • взглядов, убеждений
  • ожиданий и позиций
  • оценок и самооценок
  • знаний, умений, способностей
  • эмоциональных и психических состояний
  • способов достижения целей, осуществления деятельности.

Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Инцидент – это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.

Конфликты бывают различными – деловые, семейные, производственные и т.д., но нужно помнить, что конфликты между людьми могут быть конструктивные, направленные на развитие отношений, осуществление деятельности и деструктивные, когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний. Следует избегать не только деструктивных, но и пустых конфликтов, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

Существуют правила поведения в конфликтной ситуации:

  • Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте.
  • Во всем надо знать меру.
  • Сказать правду тоже надо уметь.
  • Будьте независимы, но не самонадеянны.
  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
  • Не превращайте настойчивость в назойливость.
  • Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
  • Чаще улыбайтесь.

Уважение к людям, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты, но есть еще и специальные правила предупреждения конфликтов:

  • Не говорите со взвинченным, возбужденным человеком
  • Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  • Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место».
  • Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
  1. Тестирование

Прошу Вас искренне ответить на вопросы теста.

Тест: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» .

Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО – 3 балла

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла

РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС:

«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста . Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 – это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, то узнаем характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации, и вы сможете определить свой стиль.

  • Тип «А» - сумма баллов под номерами 1,6,11
  • Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2,7, 12
  • Тип «В» - сумма баллов под номерами 3,8, 13
  • Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14
  • Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5,10,15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это жесткий тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это демократичный стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые бы удовлетворили обе стороны.

«В» - это компромиссный стиль. С самого начало вы согласны на компромисс.

«Г» - это мягкий стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль. Ваше кредо – вовремя «уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Желающие могут обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками и соотнести их с самооценкой своего поведения.

  1. Беседа

Предлагаю Вам обсудить следующие вопросы:

  • В анкете часто встречались слова «спор», «конфликт». В чем сходство и различие этих понятий?
  • Что такое конфликтная ситуация?
  • Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
  • С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
  • Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
  • Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства всех людей, задействованных в конфликте?
  • Были ли вы свидетелями успешного разрешения конфликта?
  • Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?
  1. Тестирование

Предлагается ответить на вопросы еще одного теста, который поможет понять некоторые причины возникновения конфликтов между людьми.

Тест «Уровень конфликтной личности»

При ответе на вопрос выберете один варианта ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

  1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?

А) нет

Б) когда как

В) да

  1. Есть вы в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?

А) да

Б) ответить затрудняюсь

В) нет

  1. Кто вы в большей степени?

А) пацифист

Б) принципиальный

В) предприимчивый.

  1. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

А) часто

Б) периодически

В) редко

  1. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

А) разработал(а) бы программу развития коллектива на год вперед и убедил(а) бы членов коллектива в ее перспективности

Б) изучил(а) бы, кто есть кто, и установил(а) бы взаимодействие с лидерами.

В) чаще советовалась(-ся) бы с людьми.

  1. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?

А) пессимизм

Б) плохое настроение

В) обида на самого себя.

  1. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

А) да

Б) скорее всего да

В) нет

  1. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать.

А) да

Б) скорее всего да

В) нет

  1. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе

А) раздражительность

Б) обидчивость

В) нетерпимость критики других

  1. Кто вы в большей степени?

А) независимый

Б) лидер

В) генератор идей.

  1. Каким человеком считают вас ваши друзья?

А) экстравагантным

Б) оптимистом

В) настойчивым

  1. С чем вам чаще всего приходится бороться?

А) с несправедливостью

Б) с бюрократизмом

В) с эгоизмом

  1. Что для вас наиболее характерно?

А) недооцениваю свои способности

Б) оцениваю свои способности объективно

В) недооцениваю свои способности.

  1. Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми?

А) излишняя инициатива

Б) излишняя критичность

В) излишняя прямолинейность.

Обработка результатов тестирования. Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

  • 14 -17 баллов – очень низкий
  • 18 – 20 баллов – низкий
  • 21 – 23 балла – ниже среднего
  • 24 – 26 баллов – ближе к среднему
  • 27 – 29 баллов – средний
  • 30 – 32 балла – ближе к среднему
  • 33 – 35 баллов – выше к среднему
  • 36 – 38 баллов – высокий
  • 39 – 42 балла – очень высокий.
  1. Рефлексия.

Соотнесите результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности. Какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми?

В завершении практического занятия, пожалуйста, прослушайте еще одну притчу.

В одном селении жил известный мастер. Люди приходили и приезжали к нему за десятки, сотни и тысячи километров: он знал ответ на любой вопрос.

Неподалеку от него жил другой человек, который считал себя тоже мастером. Люди же к нему практически не ходили. И обуяла его черная зависть:

И он подумал,задам я вопрос этому мудрецу, на который он не сможет ответить. Поймаю и зажму бабочку в кулак. Спрошу его, бабочка в моей руке мертвая или живая.

Если ответит, что мертвая – раскрою ладонь, и она улетит.

Если же ответит, что живая, то сожму кулак сильнее и покажу всем, что он не прав.

Поймал бабочку. Зажав ее в кулаке, пришел во двор мастера. Там как всегда толпились люди. Он громко при всех заявил:

Мастер, если ты действительно мастер и мудрость твоя велика, ответь мне на простой вопрос – бабочка в моей руке мертвая или живая?

Мастер, взглянул ему в глаза и сказал лишь одно:

- Все в твоих руках!!!

  1. Литература
  • Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М. 1991.
  • Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М. 1986.
  • Шедервы Персидской Мудрости. Москва. ООО. «Дом Славянской книги.» 2012.

Классный час о культуре общения, 9 класс

Методическая разработка конспекта классного часа

для 9 Д класса кл. рук. Корганбаева А.С.

Тема: «Умей общаться со всеми и всегда» (ситуативный практикум по культуре общения)

Цели:

развитие культуры общения коммуникативных навыков школьников;

привитие этических норм бесконфликтного общения с младшими, ровесниками и со взрослыми.

Ситуация 1. «Умеешь ли ты управлять конфликтом?»

Правила, которых следует придерживаться в разговоре:

- необходимо вести разговор вежливо и ровным голосом;

- должно быть желание разговаривать;

- следует смотреть в глаза собеседнику;

- не надо перебивать или прерывать собеседника;

- не следует излишне увлекаться жестикуляцией;

- не следует излишне усложнять свою речь, используя иностранные слова или научные термины;

- старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормотать и не глотать окончаний слов;

- интонация не должна быть оскорбительной или обидной для человека.

1. Надо знать, как развивается конфликт:

- возникновение разногласий; возрастание напряженности в отношениях;

- осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;

- собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

- исход (разрешение) конфликта. Разрешением конфликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление нормальных отношений между людьми.

2. Выяснение скрытых и явных причин конфликта, определение, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.

3. Определение проблемы в категориях целей, а не решений. Нужно проанализировать не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция - это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы - это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них ключ к решению проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8. Придерживайтесь правила эмоциональной выдержки. Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические. При обсуждении конфликта важно избежать следующих серьезных ошибок:

- партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный промах;

- поведение партнера диктуется исключительно тактическими соображениями;

- партнер укрывается за «производственной необходимостью»;

- партнер настаивает на признании его власти;

- используются самые уязвимые места партнера;

- припоминаются старые обиды;

- в конце концов выявляются победитель и побежденный.

Возможные и другие ошибки, допускаемые собеседниками:

- отключение внимания: отвлечь внимание может все, что действует необычно или раздражает. Например, наружность говорящего, его голос или произношение;

- высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому когда кто-либо говорит, наш мозг большую часть времени свободен и отвлекается от речи говорящего;

- антипатия к чужим мыслям. Мы больше ценим свои мысли, для нас приятнее и легче следовать этим мыслям, нежели заставить себя следить за тем, что говорит другой;

- избирательность внимания. С детских лет мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. В порядке самозащиты мы приучаемся попеременно выбирать то, что представляет интерес сейчас. Эта привычка переключаться затрудняет фиксирование внимания на чем-то одном;

- потребность реплики. Слова другого могут вызвать у нас потребность ответить. Если это происходит, то мы уже не слушаем, что нам говорят. Мысли заняты формулированием «разгромных» аргументов и комментариев.

Задание 1. Со всеми ли «правилами» вы согласны?

Задание 2 . Приходилось ли вам в какой либо жизненной ситуации применять некоторые из приведенных в тексте «правил»?

Ситуация 2. «Что такое такт?»

Под тактом прежде всего понимается чувство меры, умение ориентироваться в тех или иных обстоятельствах. Как поступить в данный момент? Что следует сказать, а о чем лучше промолчать? Остаться в комнате или выйти? Сделать вид, что не заметил неудачной реплики, или обратить ее в шутку?

Такт - это чуткость, скромность в поведении, результат воспитания, в основе его - уважение к окружающим, уважение чужого мнения, бережность в отношении к близким, друзьям, коллегам.

Бестактным считается:

- своим поведением обращать на себя внимание в общественных местах (в музее, театре, библиотеке и т. п.);

- говорить в публичном месте о личных делах своих или близких (друзей, родственников и др.);

- навязывать свои вкусы и представления.

Задание: Дополните своими предложениями понятие «бестактным считается...».

Ситуация 3. «Как заставить человека принять вашу точку зрения?»

Убеждать человека в чем-либо не значит спорить с ним: единственный способ победить в споре - это избегать его. Недоразумения нельзя устранить спором, их можно устранить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.

Уважайте мнение других людей, никогда не говорите человеку резко, что он не прав, особенно при людях. В таких условиях человеку трудно согласиться с вами.

Если человек высказывает какую-то мысль, а вы уверены в ее ошибочности, лучше обратиться к нему со словами: «Я могу ошибаться. Давайте разберемся в фактах». Это заставит собеседника быть столь же справедливым, заставит его признать, что он также может ошибаться.

Если вы не правы, признавайте это быстро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или недостатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы знаете, что другой человек думает или хочет сказать о вас что-то отрицательное, скажите это сами, раньше, этим вы его обезоружите.

Не начинайте важных разговоров с требования сказать «да» или «нет». Если человек сказал «нет», его принципы требуют оставаться до конца последовательным. Позднее он может почувствовать, что «нет» было неверным, но вы сами отрезали ему пути к отступлению. Поэтому очень важно повести разговор так, чтобы собеседнику не было необходимости и возможности сказать «нет».

Если хотите убедить людей в чем-либо, старайтесь смотреть на вещи глазами этих людей. Вы сэкономите много времени и сохраните свои нервы.

Задание 1. Согласны ли вы с приведенными правилами?

Задание 2. По вашему мнению, эти правила всегда «срабатывают»?

Ситуация 4. «Помогут ли вам приведенные рекомендации по ускорению процесса разрешения конфликта?»

Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.

Стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

Стороны должны демонстрировать взаимное уважение.

Участники переговоров должны стремиться превратить скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного, равноправного обмена мнениями.

Все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу. Особое значение имеет заключительная, послеконфликтная стадия. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность и прекращена любая борьба.

Задание : Согласны ли вы с данными рекомендациями?

Ситуация 5. «Как надо приветствовать встретившегося знакомого человека?»

Задание:

1. Какие способы приветствия вы знаете?

2. Отличается ли приветствие в среде молодежи от приветствия взрослых?

3. Вы выбираете данный способ приветствия со знакомыми только по возрастным признакам или по личностным качествам этого человека?

4. Примите к сведению приведенную ниже информацию.

«Почему люди здороваются за руку?»

Существуют и многие другие способы приветствовать друг друга. В кинофильмах вы, вероятно, видели, как придворные отвешивают поклоны, благовоспитанные девицы и дамы делают реверансы, а джентльмены приподнимают при встрече шляпу.

Известны и более экзотические формы приветствия: у некоторых народов, например, при встрече было принято... тереться носами или даже исполнять особый танец. Однако одно только рукопожатие пережило все времена и получило широкое распространение. Случилось так потому, что это самый миролюбивый, самый дружеский жест, понятный каждому.

Протягивая открытую ладонь, человек как бы показывал другому, что у него нет оружия, что намерения его чисты. И если эти намерения не отвергались, следовал точно такой же ответный жест. А обмениваясь рукопожатием, люди убеждались в том, что в руке другого действительно не спрятано оружие. Поэтому и принято снимать перед рукопожатием перчатку - ладонь должна быть открытой.

Из очень древних времен дошло до нас и стойкое предубеждение: нельзя здороваться за руку через порог. Смысл же его таков - у себя дома человек надежно защищен стенами, а за порогом таятся опасности, неизвестность. Так что если кто-то приходит в дом, пусть сначала войдет внутрь, на свет, где можно хорошо рассмотреть пришедшего и вовремя распознать угрозу, если она есть. А если нет - обменяться крепким рукопожатием.




Эпиграфы: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми» А. Пьерон. «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибаются еще сильнее» Ф. де Ларошфуко. «Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение» Дж. Свифт. «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать» И. Лафатер.


Анкета Умеете ли вы общаться? – Да, конечно. С кем вы общаетесь чаще всего? – Со своими знакомыми. С кем вы не общаетесь? – С незнакомыми. Для чего вы общаетесь? – Чтобы поговорить, узнать что-нибудь новое. Что такое «общение»? – Беседа, разговор. Сколько времени (примерно, в среднем) вы общаетесь ежедневно? – Часа два – три. Бывает больше. Читали ли вы что-нибудь (в книге, статье) по поводу общения? – Нет, не помню. Считаете ли вы, что нужно учиться общению или это умение приходит само? – Все общаются без специального обучения. Не случалось ли, что вам было трудно наладить общение с кем-нибудь? – Случалось. Не случалось ли, что вас не понимали или понимали неверно? – Еще бы! Сколько угодно. Кто был виноват в том, что общение не наладилось или прервалось? – Тот, кто не понял меня. Считаете ли вы себя интересным собеседником? – Не мне судить. Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому? – Не думал об этом. Вероятно. Если вы встретились с незнакомым, кто обычно начинает разговор – вы или он? – Когда как. Точно не помню. Допускаете ли вы, что книга по проблемам общения могла бы вас заинтересовать? – Допускаю, но не уверен (а).






«Да» или «нет» Смеетесь ли вы наедине с собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное? Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций? Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида? Часто ли вы смеетесь над шутками своих друзей? Рассказывают ли вам ваши сверстники анекдоты, веселые истории? Если вы находитесь в компании, то являетесь ли вы центром внимания? Когда вы в плохом настроении, раздражает ли вас смех окружающих? Из всех жанров вы предпочитаете… комедию?

Конфликты в нашей жизни

, учитель математики

Цель: Учащиеся должны усвоить сущность понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», правила предупреждения конфликтов; развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.

Для подготовки: Культура поведения в конфликте - как её формировать

Основополагающее значение для успешной человеческой деятельности имеют умения и навыки общения. К сожалению, их формированию в современной школе уделяется недостаточно внимания. В результате наблюдаются увеличение числа межличностных конфликтов в системе «ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – родители», нарастание их остроты и усугубление негативных последствий.

Согласно данным исследования, проведенного нами в IX – XI классах нашей школы (общее количество опрошенных составило), основными причинами межличностных конфликтов с одноклассниками школьники считают:

· Недостаток времени на «качественное» общение

· Отсутствие какой-либо близости с одноклассниками

· Неумение устанавливать и поддерживать отношения друг с другом

· Агрессивность и грубость со стороны одноклассников

В ходе исследования было выделено шесть уровней конфликтности старшеклассников.

1. Элементарный уровень конфликтности характеризуется отсутствием у старшеклассника каких-либо знаний о конфликте и способах взаимодействия в нем. Для ученика конфликт – это ссора, порождающая отчуждение, противоборство, а во многих случаях полный разрыв отношений и вражду между сторонами – участниками конфликта. Старшеклассник не считает нужным анализировать причины конфликта и его последствия. Эмоциональное состояние школьника не всегда подвластно ему. Оно демонстрирует подчеркнуто ироничное отношение к оппоненту, не проявляет сочувствия и сопереживания к нему, а подавленное состояние одноклассника вызывает у него чувство удовлетворенности. При этом ученик не дифференцирует сферу возникновения конфликта и противостояние, возникшее в одной сфере отношений, переносит на остальные. Психологически подавляя партнера, он снижает его социальный статус. Он не способен рефлексировать собственные поступки, самоконтроль и самокритичность у него отсутствуют. Школьник не хочет и не умеет переоценивать свою систему ценностей.

2. Формальный уровень конфликтности указывает на наличие у старшеклассника некоторых знаний о природе конфликта, его видах, возможных причинах и способах разрешения, но эти знания носят формальный характер. Возможность сохранения отношений после конфликта представляется ему маловероятной. Вместе с тем школьник испытывает желание быть признанным и оцененным окружающими. Способность рефлексировать собственные действия у него слаборазвита. Старшеклассник способствует разрастанию конфликта, так как пытается вовлечь в его орбиту других учеников.

3. Конформный уровень конфликта предполагает наличие у старшеклассника системы знаний о природе конфликта, его возможных причинах и способах разрешения, но он не применяет их на практике, сознательно отдавая предпочтение безоговорочным уступкам или компромиссу. Школьник не пытается критически осмыслить сложившуюся ситуацию в конфликтном взаимодействии. Страх и неуверенность в себе способствуют развитию конфликта, вызывая чувство психологического дискомфорта. Ученик осознанно отказывается от выбора поступка по внутреннему убеждению и избегает риска, связанного с принятием решений.

4. Уровень соблюдения нейтралитета указывает на то, что старшеклассник имеет систему представлений о природе конфликта, его возможных причинах и способах конструктивного разрешения. Однако эти знания не побуждают его к позитивному разрешению конфликтов – он предпочитает нейтралитет. Находясь в конфликтном взаимодействии, испытывает неуверенность в себе, страх и как следствие – желание во что бы то ни стало выйти из конфликта. Школьник пассивно принимает нормы поведения, навязываемые другими. Он стремится к достижению личной автономии, даже в ущерб собственным интересам, и не использует приобретенный в конфликте опыт.

5. Достаточный уровень конфликтности характерен для старшеклассника, обладающего целостной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах его разрешения. Он осознает необходимость умения находить и применять конструктивные способы разрешения конфликта. Ученика отличает развитая эмпатия, он ориентирован на установление позитивных эмоциональных связей. Школьник использует имеющиеся знания для прогнозирования, предупреждения и успешного разрешения конфликтов. Рефлексирует чувства и установки оппонента, стараясь не допускать эскалации напряженности и постконфликтного противостояния. При благоприятном разрешении конфликта испытывает положительные эмоции и впоследствии успешно использует приобретенный опыт.

6. Оптимальный уровень конфликтности является отличительной чертой старшеклассника со сформированной системой знаний о природе конфликта, его динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения. Эти знания позволяют школьнику не только успешно разрешать межличностные конфликты и анализировать их последствия, но и предупреждать их. Ученик осознает невозможность бесконфликтного существования и признает значимость умения находить оптимальные способы разрешения конфликта. Он расценивает конфликт как возможность для саморазвития и развития коллектива. Чувство собственного достоинства и способность уважать оппонента обеспечивают благоприятное эмоциональное состояние во время конструктивного разрешения конфликта. Школьник стремится к цивилизованному взаимодействию в конфликте. Он создает и поддерживает атмосферу партнерства, рефлексируя установки и чувства оппонента. Он становится способным противостоять чужому влиянию, отстаивать свои интересы и, не унижая оппонента, сознательно избегать постконфликтного противостояния.

При переходе на оптимальный уровень формируется конфликтная компетентность , которая позволяет человеку своевременно предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в соответствии с собственными целями, ценностями ориентациями и конкретными социально-коммуникативными условиями. Старшеклассник воспринимает конфликт как неотъемлемую и естественную часть жизни людей, предоставляющую возможность для саморазвития и гармонизации межличностных отношений.

Работа по формированию конфликтной компетентности старшеклассников может осуществляться с помощью различных методов и форм воспитания, в том числе и конфликтологических тренингов.

Игра «Орех»

Задачи: Осознать собственную уникальность и принять неповторимость каждого человека.

Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый участник берет себе один орех.

Задание: в течении одной минуты надо рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытается найти среди орехов свой.

Обсуждение. Что вам помогло найти свой орех? В толпе все люди одинаковые, как орехи, когда они лежали вместе. Чтобы разглядеть человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, вкусным. Так и о человеке нельзя судить только по внешнему виду. Ведь не зря говорят: «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа. Она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто как бы прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Для того чтобы им открыться должно пройти время.

Результаты тестирования «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров» Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы готовы на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Я предлагаю вам проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнесите их с самооценкой своего поведения. Есть ли желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками.

Беседа

Предлагаю обсудить следующие вопросы:

1. В анкете часто встречались слова «спор» и «конфликт». В чем сходство и различие этих понятий?

2. Что такое конфликтная ситуация?

3. Приходилась ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

4. С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?

5. Что чаще всего является для вас причиной конфликта?

6. Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства достоинства всех людей, задействованных в конфликте?

7. Были ли вы свидетелями такого успешного разрешения конфликта?

8. Что мешает вам или другим людям разрешить конфликты с пользой для обеих сторон?

Результат тестирования «Уровень конфликтности личности»

Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14-17 баллов - очень низкий

18 -20 баллов - низкий

21-23 баллов - ниже среднего

24-26 баллов - ближе к среднему

27-29 баллов - средний

30-32 балла - ближе к среднему

33-35 баллов - выше среднего

36-38 баллов - высокий

39-42 балла - очень высокий

Предлагаю вам соотнести результаты тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.

Приложения Блок информации

СПОР – это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение. Это конфликт, где существует противоречие во мнениях и точках зрения. В жизни противоречий между людьми возникает больше в силу того, что все люди разные.

ПРОТИВОРЕЧИЯ – это рассогласования:

· Мотивов, потребностей, ценностных ориентаций людей;

· Взглядов, убеждений;

· Понимания, интерпретации информации;

· Ожиданий и позиций;

· Оценок и самооценок;

· Знаний, умений, способностей;

· Эмоциональных и психических состояний;

· Целей, средств, методов, способов достижения целей, осуществления деятельности.

Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего надо знать, что такое конфликт.

КОНФЛИКТ – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников. Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента.

КОНФЛИКТННАЯ СИТУАЦИЯ – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

ИНЦИДЕНТ – это действие или совокупность действий участников конфликта, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Конфликты бывают различными – семейные, деловые, производственные, политические и т. д. Но нужно помнить, что конфликты между людьми могут быть

КОНСТРУКТИВНЫЕ, направленные на развитие отношений, осуществление деятельности, и

ДЕСТРУКТИВНЫЕ, когда они направлены на удовлетворение личных амбиций, притязаний, самоутверждения какого-то человека за счет других людей, склоки, клевета, зависть, отлынивание от выполнения обязанностей и т. д. Следует избегать не только деструктивных , но и пустых конфликтов, когда раздражение или болезненное состояние человека делают его нетерпимым к другим людям.

Существуют правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

· Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.

· Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

· Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.

· Критикуйте, но не критиканствуйте.

· Чаще улыбайтесь

· Традиции хороши, но до определенного предела.

· Во всем надо знать меру.

· Сказать правду тоже надо уметь!

· Будьте не зависимы, но не самонадеянны.

· Не превращайте настойчивость в назойливость.

· Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

· Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

· Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

· Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции.

Упражнение «Прогноз»

Цель: развитие осознания личной ответственности за исход конфликта.

В ходе выполнения этого упражнения

Ситуация:

1. Вы безнадежно опаздываете и пытаетесь войти в транспорт, но сделать это не просто. Люди раздражены, они не понимают вашего стремления любой ценой вскочить в автобус.

2. Вас пытаются убедить в магазине, что вещь, которую вы очень хотите себе купить, вам совершенно не идет. Вы проявляете не согласие с мнением продавцов.

3. Родителям не нравится круг вашего общения, в котором вы проводите все свободное время . Вы пытаетесь объяснить, что люди, с которыми вы общаетесь, имеют право быть вашими друзьями.

4. Ваша бабушка и дедушка стараются помочь вам в жизни, щедро делясь своим жизненным опытом, но вас это раздражает, хотя вы очень любите своих родных.

Анализируя тактики поведения в конфликте и последствия их применения, школьники осознают необходимость сотрудничества, активного поиска различных решений той или иной ситуации, недопустимость «ухода» от конфликта или «подавления» своего оппонента.

Упражнение «Дом»

Школьникам предлагается вытянуть листок с именем своего одноклассника или одноклассницы и в течении нескольких минут попытаться вспомнить все, что этот человек когда-либо делал, говорил о себе, чем он отличился. Затем, используя кисти, краски и бумагу, надо нарисовать дом, который, с точки зрения «художника», стал бы идеальным жилищем ля этого ученика.

После завершения работы старшеклассники дарят друг другу свои рисунки и объясняют, почему они бы поселили одноклассника именно в таком доме. Человек, которому предназначался подарок, должен сказать, доволен ли он своим «жильем» или нет, и объяснить, почему. Анализируя рисунки, друг друга, старшеклассники получают возможность осознать то, какими их видят окружающие, и на основе этой информации корректировать свое поведение, стиль общения и т. д.

Воспитание человека, отличающегося высоким уровнем культуры поведения в конфликте, способного увидеть в оппоненте союзника по разрешению сложной межличностной ситуации и применять конструктивные тактики взаимодействия при урегулировании разногласий. Является важной задачей современной школы. Создавая благоприятные условия для формирования у учащихся таких качеств, как доброжелательность, уважительное отношение к другому, ответственность и потребность в самосовершенствовании, школа обеспечивает стабильность и нравственное благополучие общества.

Приложение№1

Тест «Уровень конфликтности личности»

Ребята, при выборе ответа на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других? А)нет, Б) когда как, В) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят? А)да, Б) ответить затрудняюсь, В)нет.

3. Кто вы в большей степени? А) пацифист (осуждающий любые войны) Б) принципиальный (придерживающийся твердых убеждений, взглядов на вещи) В) предприимчивый (умеющий предпринять что-нибудь в нужный момент).

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями? А) часто, Б) периодически, В) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый коллектив? А) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в её перспективности. Б) изучил, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами; В)чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно? А) пессимизм (мрачное мироощущение) Б) плохое настроение В) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива? А) да Б) скорее всего да В) нет

8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать? А) да Б) скорее всего да В) нет

9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боритесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе А) раздражительность Б) обидчивость В) нетерпимость критики других

10. Кто вы в большей степени? А) независимый Б) лидер В) генератор идей

11. Каким человеком считают вас ваши друзья? А) Экстравагантным (своеобразный, вызывающий) Б) оптимистом В) настойчивым

12. С чем чаще всего приходиться бороться? А) с несправедливостью Б) с бюрократизмом В) с эгоизмом

13. Что для вас наиболее характерно? А) недооцениваю свои способности Б) оцениваю свои способности объективно В) переоцениваю свои способности

14. Часто приводит вас к столкновению и конфликту с людьми? А) излишняя инициатива Б) излишняя критичность В) излишняя прямолинейность

Приложение№2

Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Постарайтесь искренне ответить на вопрос: « Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если вы подобным образом ведете себя

ЧАСТО – поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла

РЕДКО – 1 балл

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

Угрожаю или дерусь. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей. Ищу компромиссы. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. Избегаю противника. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет. Иду на компромисс. Сдаюсь. Меняю тему… Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону. Предлагаю мир. Пытаюсь обратить все в шутку.

Приложение№3

Каждому школьнику предлагается вытянуть листок с описанием межличностного конфликта, участником или наблюдателем которого он мог бы быть. Ученик должен спрогнозировать его развитие и последствия, если он:

· Полностью игнорирует мнение оппонента и подавляет его;

Вас пытаются убедить в магазине, что вещь, которую вы очень хотите себе купить, вам совершенно не идет. Вы проявляете не согласие с мнением продавцов.

Каждому школьнику предлагается вытянуть листок с описанием межличностного конфликта, участником или наблюдателем которого он мог бы быть. Ученик должен спрогнозировать его развитие и последствия, если он:

· Старается не замечать конфликт и всеми возможными способами пытается уйти от его разрешения;

Родителям не нравится круг вашего общения, в котором вы проводите все свободное время. Вы пытаетесь объяснить, что люди, с которыми вы общаетесь, имеют право быть вашими друзьями.

Каждому школьнику предлагается вытянуть листок с описанием межличностного конфликта, участником или наблюдателем которого он мог бы быть. Ученик должен спрогнозировать его развитие и последствия, если он:

· Принимает решение оппонента, не пытаясь критически осмыслить его;

Ваша бабушка и дедушка стараются помочь вам в жизни, щедро делясь своим жизненным опытом, но вас это раздражает, хотя вы очень любите своих родных.

Каждому школьнику предлагается вытянуть листок с описанием межличностного конфликта, участником или наблюдателем которого он мог бы быть. Ученик должен спрогнозировать его развитие и последствия, если он:

· Принимает активное участие в разрешении конфликта и берет на себя ответственность за исход.

Вы безнадежно опаздываете и пытаетесь войти в транспорт, но сделать это не просто. Люди раздражены, они не понимают вашего стремления любой ценой вскочить в автобус.

Учебное пособие состоит из двух частей и двух приложений. Часть «Грамматика» содержит десять грамматических тем, каждая из которых сопровождается грамматическими правилами русского языка, представленными в табличной форме. Данная часть пособия включает тестовые задания, позволяющие осуществить контроль сформированности у иностранных студентов лексико-грамматических навыков и умений в рамках каждой темы. Часть «Чтение» состоит из разделов «Страноведческие тексты», «Публицистические тексты», «Художественные тексты». Каждый раздел содержит шесть текстов для чтения и задания к ним: предтекстовые задания, облегчающие понимание текста и направленные на развитие у студентов-лингвистов страноведческой компетенции; послетекстовые задания, направленные на проверку понимания содержания, представленные в тестовой форме. Для успешной подготовки студентов к тестовой форме контроля знаний и умений в издание включен ряд тестовых заданий.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
error: Content is protected !!