Управление проектами в социальной сфере. Социальное проектирование Текст научной работы на тему «Основы управления социальными проектами бизнеса»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Объективные предпосылки возникновения методов управление проектами. Общее определение и основные признаки проекта. Многопроектное управление, его сущность и преимущества. Примеры критериев выполнения проекта. Жизненные циклы организации и проекта.

    презентация , добавлен 25.01.2014

    Основные понятия проектного менеджмента. Становление направления "Управление проектами" в Республике Казахстан и Российской Федерации. Планирование как основа управления ресурсами. Основные концепции управления персоналом. Управление разработкой проекта.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

    Сущность и требования к проектам в социальной работе. Фазы жизненного цикла проекта. Анализ создания и системы управления основными функциями проекта на примере проекта ГБОУ ЦВР "Раменки". Основные пути эффективного внедрения социального проекта.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2016

    Уроки американского менеджмента. Исследование факторов среды, в которой функционирует международный бизнес. Социальная ответственность и этика, отношения организаций с общественной средой. Оперативное управление производством, управление проектами.

    учебное пособие , добавлен 09.01.2009

    Теория и практика управления социальными коммуникациями внутри организации. Понятие, сущность и основные функции коммуникационного менеджмента, основные направления его развития. Определение последовательности, сроков и способов решения задач.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2011

    Сущность и актуальность управления проектами. Методы исследования и обоснования инвестиций в проекте. Управление рисками и стоимостью проекта. Организация финансирования проекта, торги и контракты. Планирование и формы структуры управления проектами.

    реферат , добавлен 14.02.2011

    Управление проектами как творческий процесс. Методология проектного менеджмента. Технологии управления проектом. Основные виды проектов, их цели и реализация. Формирование бюджета проекта, риски и жизненный цикл, особенности организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

Статья также доступна (this article also available):

Скопин Олег Викторович

Место и роль проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг// Современные технологии управления . ISSN 2226-9339 . — . Номер статьи: 1507. Дата публикации: 2012-03-08 . Режим доступа: https://сайт/article/1507/

Введение

Проектное управление занимает значительное место в решении проблем социальной сферы. Например, Гейзер А.А. отмечает, что реализация национального проекта «Образование» в 2006 г. стала катализатором деятельности государственных структур по решению наиболее острых проблем развития в этой сфере, выделению дополнительных финансовых ресурсов. Можно привести и другие примеры.

Но в настоящее время в недостаточной мере разработаны вопросы, связанные механизмом реализации проектов и построении на данной основе логично выстроенной системы, позволяющей поднять социальную сферу на качественно новый уровень. В сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как составляющем элементе социальной сферы, проектный подход в управлении научно обоснованного применения практически не находит, не смотря на то, что реализуется много мероприятий, и все они решают, как правили текущие задачи.

Подходы к управлению, используемые в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

Как показали результаты исследований , многосторонний характер причин возникновения проблем в сфере физкультурно-оздоровительных услуг в России предопределяет необходимость комплексного использования различных подходов в управлении программно-целевого, проблемно-ориентированного, планового подходов, которые базируются на традиционных методах управления: экономических, организационно-административных и социально-психологических, а также проектного подхода, базирующегося на методах управления ресурсами, сроками, результатами.

Следует отметить, что наибольшее применение в России в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг получил программно-целевой подход, позволяющий сконцентрировать финансовые ресурсы при проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Данный метод обеспечивает эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. Однако программно-целевой подход слабо ориентирован на конкретные проекты и, в частности, на последовательность действий в программе в целом и в отдельных проектах, что часто приводит к недостижимости поставленных целей в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.

Значительным потенциалом в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг, как показали результаты исследований обладает процессный подход, способствующий более качественно осуществлять деятельность в данной отрасли, а тем самым удовлетворять потребности населения. Но данный подход четко выстаивает последовательность действий, но глубокая их детализация часто препятствует решению задач нахождения оптимальных вариантов решений в цепочке ресурсы – сроки – результат. Эта проблема может быть решена с помощью использования проектного управления, что подчеркнуто и в трудах ряда авторов научных работ, например в работах Ганиевой А.А. , Герасимова В.В., Кругловой Э.В. , Давлетшина Т.Ф. , Кораблева М.М. , Первушина В.А. , Соловьевой Т.В. .

Проектное управление в социальной сфере

По мнению Антропова Ю.Ю. , управление проектами в системе социального обслуживания населения – это не только и не столько дань моде, а скорее, проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они бы не происходили. Успешно реализованные проекты являются фундаментом, на котором учреждение может строить свое будущее в условиях формирования регионального рынка социальных услуг, в условиях постоянных изменений внешней среды и высокой вероятности появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методология, технология и система управления должны создаваться в кратчайшие сроки.

В своей работе автор отмечает, что особенности проектного подхода заключаются в неразрывности проектов, обусловленных не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему – «портфель» – позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.

Для принятия решений об использовании проектного управления, как отмечает Смолыгин И. , необходимо:

  • оценить, является ли цель, поставленная перед проектом, трудоемкой и технически сложной, являются ли задачи разносторонними, и есть ли необходимость соединить их в обобщенную систему, есть ли необходимость в управлении несколькими ресурсами;
  • знать, есть ли возможность у организации материальные средства выделить отдельную структуру, подразделение или лицо, ответственное за реализацию конкретного проекта;
  • знать, требует ли проект установления строгих рамок бюджета, времени, является ли необходимым условием быстрое реагирование на изменения, происходящие в ходе реализации проекта;
  • оценить, следует ли применять методы проектного управления в случае, если в реализации поставленных задач требуется использование разноплановых знаний и специалистов;
  • рассмотреть, возможно ли применение методов проектного управления при решении задач в условиях жесткой конкурентной среды, в случаях, где сроки и время их решения играют главную роль.

Довольно неординарное видение использования проектного подхода в управлении представляет Пурдехнад Д. . В методологию проектного подхода он вводит понятие интерактивного планирования, представляя его как синтетический подход к проблемам, который предполагает:

  • использование проектирования вместо исследования, как способ работы с системой взаимосвязанных проблем (mess – проблемным месивом);
  • «растворение» (dissolving) проблемного поля в целом вместо решения входящих в него проблем по отдельности.

Как подчёркивает Пурдехнад Д. , интерактивное планирование избегает недостатков традиционных методов планирования. Оно состоит в том, чтобы спроектировать желательное настоящее (не будущее!) и изобрести или найти способы как можно более тесного приближения к нему. Интерактивное планирование осуществляет шесть взаимосвязанных действий, происходящих одновременно, так как весь процесс ведется непрерывно.


Рисунок – Процесс интерактивного планирования

Несмотря на достаточную разработанность методологии проектного управления, в отдельных отраслях социальной сферы он используется фрагментарно. Например, в сфере образования, как отмечает Гейзер А.А. , Ассорина Г.Ю. , Маркова С.М., Седых Е.П. , в большинстве случаев управление образовательным учреждением представляет собой функциональную систему, в рамках которой обходятся без внутреннего планирования, ресурсной оптимизации, оценки эффективности инвестиций и других действенных инструментов.

Инвестирование в данной сфере, по мнению Гейзера А.А. , должно выполняться в формате инвестиционного проекта, отвечающего современным подходам к проектной деятельности. В рыночной экономике под проектно-ориентированным управлением понимают управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Такое управление увеличит гибкость и динамичность, децентрализует ответственность функциональных руководителей и обеспечит готовность компании к организационным изменениям.

Использование проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

В сфере физкультурно-оздоровительных услуг в настоящее время отмечаются значительные диспропорции, согласимся в этом вопросе с Доевым В.К. . Как правильно отмечает Доев В.К. , если в различных учебных заведениях занятия спортом в большинстве своем обеспечены за счет государства, то сектор услуг для взрослых является частным сектором, предлагающим ограниченный набор дорогостоящих услуг, т. е. существует разрыв в структуре предложения услуг массового спорта, в т. ч. и в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Среди субъектов физкультурно-оздоровительных услуг, как подчеркивает Карасёва М.В. , продолжает увеличиваться доля коммерческих предприятий, которые не могут быть управляемы только административными методами. Доев В.К. предлагает в сложившейся ситуации осуществление перехода от действующей системы управления к территориальной, предусматривающей приоритетность развития данной сферы. Он утверждает, что при соблюдении приоритета массового спорта, разделении спорта высших достижений и спорта-для-всех создаются условия для формирования адекватной спросу ресурсной базы.

Предпосылками активного использования проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как отмечают в своих работах Парфенова Т.Н. , Нестерова Е.В. , являются их особенности, которым присущи следующие компоненты и факторы:

  • наличие материальных средств и свободного от трудовой деятельности времени экономически активного населения;
  • разнообразие выбора видов отдыха;
  • относительная добровольность участия отдыхающих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
  • зависимость условий отдыха от особенностей национально-этнических и региональных традиций;
  • общекультурные, познавательные, социальные, профессиональные, бытовые и семейные интересы различных возрастных групп населения;
  • личностная направленность средств и форм отдыха;
  • степень отражения в физкультурно-оздоровительном сервисе индивидуальных потребностей и средств коллективного взаимодействия;
  • соответствие содержания профессиональной подготовки специалистов физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. отмечают обстоятельства, которые побуждают человека к активности действий в сфере физического развития, и в частности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, называя их факторами социализации. Они объединяют основные факторы социализации в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

Таблица – Факторы, влияющие на активность в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

Группы факторов Содержание групп факторов
Макрофакторы (гр. makros — большой, больших размеров) В данном случае влиять на группу людей будут международные физкультурные и спортивные объединения, которые культивируют тот или иной вид двигательной активности или вид спорта с присущими им ценностями. Также к этой группе можно отнести государственную политику, законодательное и нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта.
Мезофакторы (гр. mezzos — средний, промежуточный) Это условия социализации больших групп людей, которые выделяются по национальному признаку (этнос как фактор социализации) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, село), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и другие). Люди принимают элементы системы физического воспитания той или иной нации, адаптируются к среде, в которой происходит усвоение и реализация ею определенных программ взаимодействия с природой, формирования определенного типа сознания, а также соответствующих форм и методов жизнедеятельности. Природная среда обусловила также и возникновение типичных видов двигательной активности.
Микрофакторы (гр. mikros — малый) Социальные группы, которые непосредственно влияют на конкретных людей (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и другие). Микрофакторы влияют на развитие людей через агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит их жизнь. Этот тип факторов является для нас наиболее значимым.

Влияние данных факторов на физкультурно-оздоровительные услуги предопределяет целесообразность инициализации и реализации проектов, повышающих эффективность учреждений отрасли и достижения максимальной удовлетворенности клиентов. Значительное внимание данному вопросу посвящает Дубакин А.Н. .
Отмечая значимость проектного управления, Кушнер М.А. , Михайлов В.Ю. значительное внимание уделяют комплексности предоставления услуг и качеству проектов, предлагая рассматривать оценку эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг с нескольких позиций.

Рисунок – Показатели эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг
(по Михайлову В.Ю. )

Для оптимизации функционирования сферы деятельности в области физкультурно-оздоровительных услуг можно предложить как и в целом для массового спорта, как подчеркивают Доев В.К. , Захаров К.С. , в первую очередь разработать единую государственную стратегию, реализуемую на всех уровнях и во всех регионах, создающую благоприятные условия для распространения массового спорта.

Заключение

Целесообразно отметить, что в настоящее время назрела необходимость инициализации, разработки и реализации общенациональных проектов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как элемента массового спорта для различных категорий и групп населения. На федеральном уровне должны выполняться задачи создания правовой базы развития, формирования научно обоснованной системы физкультурно-оздоровительных услуг, реализации федеральных целевых программ и проектов. Задачей, требующей незамедлительных решений на уровне регионов является развитие эффективной системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг, основанной на методологических разработках в области управления проектами, учитывающей особенности данной отрасли. Использование проектного управления позволит выйти на более высокий уровень оздоровления и физического воспитания населения страны.

Библиографический список

  1. Антропова Ю.Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11. С. 164-168.
  2. Ассорина Г.Ю. Особенности программно-целевого и проектного подхода к управлению инновационной деятельностью вуза // IDO Science. 2011. № 1. С. 2-6.
  3. Ганиева А.А. Проектный подход в государственном управлении // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 2. С. 107-110.
  4. Гейзер А.А. Проектное управление инвестициями в сфере образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2008. № 2. С. 57-61.
  5. Герасимов В.В., Круглова Э.В. Проектное управление развитием человеческого капитала // Успехи современного естествознания. 2007. № 8. С. 93-93.
  6. Давлетшин Т.Ф. Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона (на примере республики Башкортостан) // Молодой ученый. 2009. № 3. С. 55-59.
  7. Доев В.К. Формирование региональной системы управления массовым спортом (спорт-для-всех) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. С. 270-277.
  8. Дубакин А.Н. Внедрение в управление спортивными мероприятиями технологий проектного менеджмента и особенности его использования в спортивной среде // Экономические науки. 2008. № 38. С. 263-266.
  9. Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. Социализация в физкультурно-оздоровительном образовании: трактовка понятий, проблемы, перспективы // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 12. С. 48-51.
  10. Захаров К.С. Механизм государственной поддержки сферы физкультурно-оздоровительных услуг // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 1. С. 75-77.
  11. Карасёва М.В. Педагогические и экономические факторы, обеспечивающие рентабельное функционирование коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 5. С. 100-105.
  12. Кораблев М.М. Развитие проектного подхода в государственном управлении // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 4. С. 228-235.
  13. Кушнер М.А. Комплексная методика оценки эффективности проектного управления развитием // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 63-71.
  14. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8-10.
  15. Михайлов В.Ю. Управление качеством проектов предоставления комплексных услуг в регионе // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 458-464.
  16. Нестерова Е.В. Принципы, факторы и компоненты развития физкультурно-оздоровительной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 6. С. 228-232.
  17. Парфенова Т.Н. Проектный менеджмент: организация педагогического обеспечения для физкультурно-оздоровительных клубов // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Малаховка, 2001
  18. Первушин В.А. Использование методологии проектного управления для реализации инфраструктурных проектов // Инициативы XXI века. 2010. № 1. С. 65-68.
  19. Пурдехнад Д. От теории к практике: проектный подход к решению проблем управления // Проблемы управления в социальных системах. 2009. Т. 1. № 1. С. 66-80.
  20. Скопин О.В. Иерархия уровней процессного подхода к управлению в сфере физкультурно-оздоровительных услуг // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2008. — №1 (13).
  21. Скопина И.В., Скопин О.В. Оценка эффективности системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С. 99-102.
  22. Смолыгин И. Социальные методы проектного управления // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 6. С. 25-29.
  23. Соловьева Т.В. К вопросу о применении проектного подхода в управлении региональной экономикой // Новые технологии. 2011. № 1. С. 126-129.

Социальное проектирование проявляет себя как научно-теоретическая и одновременно предметно-практическая деятельность, направленная на создание проектов развития разнообразных социальных объектов, их качеств, свойств и отношений, реализующих значимые потребности и интересы. Оно выражается в разработке проектов конкретных планов и программ социального развития территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и иных комплексов.

Социальное проектирование как самостоятельная отрасль социологической науки появилось во второй половине XX в. и на первых этапах своего становления было "производным" от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Сегодня складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко- машинных систем, экологическое, демографическое, инженернопсихологическое и др.

Проектирование как особый вид деятельности имеет свои методы, охватывая целостный процесс создания и отбора замыслов, их трансформацию в форме проектов и процедур, обеспечивающих его принятие и адекватное воплощение. Отметим, что проникновение методологии проектной деятельности из технической в социальную культуру и развитие основ социокультурного проектирования инициировало ее осознание и применительно к системе образования в формах проектирования образовательных систем и технологий преподавательской деятельности.

Социальное проектирование связано не столько с познанием реального мира, сколько с его преобразованием. Созидание новых социальных институтов, проектирование развития социальных явлений и процессов, помимо их "конструирования" в виде системы кодирования, воспроизводства и трансляции знаний и опыта, еще и некий "призыв к практическому действию".

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались Дж. Джонсом, Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, а также отечественными учеными: Г. А. Антонюк, Н. А. Аитовым, Т. М. Дридзе, Н. И. Лапиным, В. А. Луковым, И. И. Ляховым, Ж. Т. Тощенко, А. Г. Раппопортом, Г. П. ТЦедровицким и другими исследователями.

В настоящее время реально сложились следующие методологические подходы к раскрытию сущности социального проектирования:

  • 1) специфическая деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность;
  • 2) директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связанная с реализацией долгосрочных программ и планов развития;
  • 3) один из видов социального планирования;
  • 4) основной задачей социального проектирования является обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях.

Наиболее предпочтительным является первый подход, позволяющий в наибольшей степени учитывать специфические особенности социального проектирования. Речь идет прежде всего о том, что социальное проектирование должно рассматриваться в качестве базовой формы выработки и принятия решения, выступать "связующим звеном" между прогнозированием и последующими стадиями социально-управленческой деятельности – планированием и программированием. Кроме того, социальное проектирование должно допускать многовариантность решений по достижению социальных целей при заданных ограничениях по времени, ресурсам и качеству конечных результатов.

Таким образом, социальное проектирование можно характеризовать в качестве автономной созидательной деятельности по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений.

Проектировать – означает заниматься перебором схем будущего действия, вырабатывать механизм и формы реализации социального прогноза. Отметим, что в ряде случаев социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываться на примерных расчетах, без строгого временно́го ограничения.

Объективные условия разработки социальных проектов:

  • ориентация на конечный результат;
  • принцип минимума обязательств и концентрирование внимания на основной цели;
  • привлечение к выработке идей наибольшего числа творческих, профессионально подготовленных специалистов;
  • анализ причин несоответствия в решении поставленных задач;
  • оригинальность решений и эффективно организованная система поощрения инициатив;
  • научно обоснованное определение объектов социального проектирования (социальных институтов, явлений и процессов).

Субъективные условия: личность проектанта (умение грамотно и нестандартно мыслить, мастерство, заинтересованность и т.п.); гибкость руководителя-организатора (или лица, принимающего решение, – ЛПР) в восприятии новаторских идей и решений.

В методологии социального проектирования принципиальное значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, проявляющие себя посредством различных явлений и процессов. Соответственно этому, объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным основаниям, в качестве которых могут выступать проекты по совершенствованию определенных функций общественного развития в экономической, социально-политической и духовной жизни общества или через создание условий (проектов) для эффективной жизнедеятельности человека в конкретной сфере общественного развития, например в трудовой деятельности. Отметим, что социальное проектирование направлено на решение проблем, охватывающих в комплексе все социальные аспекты жизнедеятельности, и различаемо только лишь по уровням организации общественной жизни.

Предметно-проблемное поле социального проектирования охватывает объекты самой разнообразной природы:

  • 1) поддающиеся организованному воздействию – элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
  • 2) человек как общественный индивид, субъект конкретноисторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.;
  • 3) элементы и подсистемы социальной структуры общества – трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.;
  • 4) политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и иные общественные отношения;
  • 5) элементы и подсистемы образа жизни – жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.

При этом каждый объект социального проектирования должен восприниматься как организованная структура (система) социальных связей и отношений, включенных в проектно-созидательную деятельность, которые подвергаются воздействиям субъектов проектирования и выступают основанием для этого воздействия.

Назовем структурные уровни объектов проектирования.

Уровень социальной системы – различные возможные формы социального взаимодействия социальных институтов, социальных слоев, социальных организаций.

Уровень социальной организации – элемента социальной системы.

Уровень общей социальной жизнедеятельности – формы взаимодействия больших групп людей между собой и формы их взаимодействия с организациями.

Уровень межорганизационной жизнедеятельности – формы взаимодействия элементов социальной системы.

Уровень индивидуальной социальной жизнедеятельности – межсубъектные формы взаимодействия внутри уровня общей социальной жизнедеятельности.

Социальное проектирование на всех названных уровнях корреспондирует с предметно-объектными параметрами и выражается во взаимосвязи собственно социального проектирования и проектно-социального развития. Там, где доминируют объектные параметры, речь идет о проектно-субъектном развитии, а там, где доминируют предметные параметры, – о превалировании аспектов собственно социального проектирования. И в том, и в другом случае критерием различения служат характеристики предмета и объекта социального проектирования.

Перед социальным проектированием стоят задачи по разработке, во-первых, предметных структур различных социальных практик (конструкций) и, во-вторых, совокупности действий субъекта, обеспечивающих использование указанных структур в соответствии с их назначением (технологий создания и организации функционирования).

Кратко остановимся на наиболее распространенных направлениях (видах) социального проектирования.

Ключевые слова

МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИ АЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT / BUSINESS / SOCIAL PROJECT / SOCIAL PROJECT OF BUSINESS / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Зильберштейн О.Б., Шахнес Т.Ю.

В статье авторы раскрывают основные подходы к формированию теоретического фундамента управления социальными проектами бизнеса . Целью работы является обобщение теоретических основ управления проектами бизнеса , которые носят социальный характер. Логика изложения материала строится следующим образом. В водной части статьи авторы делают предположение о том, что в основе предмета исследования заложены три основных элемента: управление проектами , социальное управление и управление социальными проектами . Исходя из этого предположения в работе строятся дальнейшие рассуждения. Основная часть статьи содержит три подраздела. В первом подразделе статьи сформулировано определение понятия «управление проектами » и обобщены методологические подходы к управлению проектами (PRINCE2, PERT, Модель Agile, Лин-менеджмент, BRM). Во втором подразделе представлено авторское понимание сущности социального управления и рассмотрены основные методики социального управления, а также дана характеристика методологии управления социальными проектами . В третьем подразделе сформулирована авторская концепция сущности управления социальными проектами бизнеса . В заключительной части статьи авторы делают вывод о значимости управления социальными проектами бизнеса . Данная статья, в первую очередь, имеет теоретическое и методологическое значение для формирования эффективных методов и инструментов управления социальными проектами бизнеса , а также для развития теории и практики корпоративной социальной ответственности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Зильберштейн О.Б., Шахнес Т.Ю.

  • Влияние цифровизации экономики на методологии управления проектами

    2019 / Коваленко Б.Б., Гусейнова И.В., Гусарова Т.И.
  • Интеграция проектного подхода в модель бизнес-архитектуры предприятия

    2013 / Ильин Игорь Васильевич, Лёвина Анастасия Ивановна
  • Превентивный риск-менеджмент в ИТ-проектах

    2016 / Николаенко Валентин Сергеевич
  • The formation and Development of the concepts of Project Management and risk Management

    2018 / Никулина Ирина Евгеньевна, Николаенко Валентин Сергеевич
  • Тенденции развития проектного управления в России

    2018 / Прима Яна Геннадьевна
  • Совершенствование проектного управления в России

    2017 / Добросоцкий В.И.
  • Устойчивое развитие и управление проектами: задачи и результаты интеграции

    2015 / Верба Юлия Сергеевна, Иванов Игорь Николаевич
  • Модели зрелости управления проектами: критический обзор

    2019 / Николаенко Валентин Сергеевич, Мирошниченко Евгений Александрович, Грицаев Руслан Талгатович
  • Проектный менеджмент: проблемы и перспективы развития на отечественных предприятиях

    2018 / Аверин Александр Владимирович, Кобиашвили Нана Александровна
  • Офис управления проектами улучшения городской среды в городе Омске

    2016 / Катунина Ирина Владимировна, Фомина Юлия Андреевна

In article on wide material the author opens basic approaches to formation of the theoretical base of management of social projects of business . The purpose of work is generalization of theoretical bases of project management of business which have social character. The logic of a statement of material is under construction as follows. In water part of article authors do the assumption that at the heart of an object of research three basic elements are put: project management , social management and management of social projects. Proceeding from this assumption in work further reasonings are under construction. The main part of article contains three subsections. In the first subsection of article definition of the concept «project management » is formulated and methodological approaches to project management (PRINCE2, PERT, the Model Agile, Lean Management , BRM) are generalized. In the second subsection the author"s understanding of entity of social management is presented and the main techniques of social management are considered, and also the characteristic of methodology of management of social projects is given. In the third subsection the author"s concept of entity of management of social projects of business is formulated. In final part of article authors draw a conclusion about the importance of management of social projects of business . This article, first of all, has theoretical and methodological value for formation of effective methods and instruments of management of social projects of business , and also for development of the theory and practice of corporate social responsibility .

Текст научной работы на тему «Основы управления социальными проектами бизнеса»

JEL: P24, P30, P31, O32, M48

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ БИЗНЕСА

Олег Борухович Зильберштейн 1, Татьяна Юрьевна Шахнес 2

1-2 Негосударственное образовательное учреждение Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт) 109147, г. Москва, ул. Марксистская, 34, кор. 7

1 Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: [email protected]

2 Аспирантка кафедры менеджмента, директор по коммуникациям LG Electronics RUS E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 28.08.2015 Одобрена: 15.09.2015

Аннотация. В статье авторы раскрывают основные подходы к формированию теоретического фундамента управления социальными проектами бизнеса. Целью работы является обобщение теоретических основ управления проектами бизнеса, которые носят социальный характер. Логика изложения материала строится следующим образом. В водной части статьи авторы делают предположение о том, что в основе предмета исследования заложены три основных элемента: управление проектами, социальное управление и управление социальными проектами. Исходя из этого предположения в работе строятся дальнейшие рассуждения. Основная часть статьи содержит три подраздела. В первом подразделе статьи сформулировано определение понятия «управление проектами» и обобщены методологические подходы к управлению проектами (PRINCE2, PERT, Модель Agile, Лин-менеджмент, BRM). Во втором подразделе представлено авторское понимание сущности социального управления и рассмотрены основные методики социального управления, а также дана характеристика методологии управления социальными проектами. В третьем подразделе сформулирована авторская концепция сущности управления социальными проектами бизнеса. В заключительной части статьи авторы делают вывод о значимости управления социальными проектами бизнеса. Данная статья, в первую очередь, имеет теоретическое и методологическое значение для формирования эффективных методов и инструментов управления социальными проектами бизнеса, а также для развития теории и практики корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: менеджмент, управление проектами, бизнес, социальный проект, социальный проект бизнеса, корпоративная социальная ответственность.

В фундаменте управления социальными проектами бизнеса можно выделить три основных элемента. На взгляд диссертанта в их качестве выступают такие дисциплины как управление проектами, социальное управление и управление социальными проектами. Рассмотрим их подробнее.

Под управлением проектом (проект-менеджмент) сегодня понимают процесс и деятельность планирования, организации, мотивации и управления ресурсами, процедурами и протоколами, призванными достигнуть определенных целей в научных или повседневных проблемах. Это определение основывается на понимании проекта как временного усилия, призванного произвести уникальный продукт, услугу или результат с определенным началом и концом, обычно ограничиваемый временем, и зачастую, финансированием или конечным результатом .

В этих условиях, назначение проекта понимается как средство достижения позитивных изменений или повышения добавленной стоимости. Боль-

шую роль в организации управления проектом вообще играет его временный характер. Его отличие от обычного бизнеса или производственных операций, заключается в их повторности, где они являются постоянными, или полупостоянными функциональными действиями необходимыми для производства тиража идентичных продуктов или услуг.

Таким образом, на практике управление производством и проектом существенно отличается и требует развития отличных средств и методов. Основная проблема управления проектом состоит в том, чтобы достичь всех целей проекта, соблюдая установленные ограничения среди которых, как правило выделяют - объем, время, качество и бюджет. На втором месте, но от этого не менее важной, состоит проблема оптимизации распределения и объединения имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей .

Различные подходы к проект-менеджменту решают эти проблемы не одинаково. Так, классический подход разделение проекта по стадиям, где

МОДЕРНИЗАЦИЯ

выделяются следующие компоненты, а именно: инициация; планирование и дизайн; реализация и совершенствование; системы мониторинга и контроль; завершение. Каждой из указанных стадий соответствуют средства и методы, применяемые в ординарном бизнесе и не несущие никаких уникальных черт .

Несколько иным способом организовано управление проектами в рамках модели PRINCE2. Сам этот термин представляет собой аббревиатуру, расшифровывающуюся следующим образом, а именно, как «Проекты в контролируемой среде, версия 2» (англ. PRojects IN Controlled Environments, version 2). По сути дела, этот подход представляет собой систему, методология которой охватывает управление высокого уровня, контроль и организацию проекта, но не включает действия более низких уровнях, такие как планирование. PRINCE2 также используется для обучения и аккредитации уполномоченных практиков методологии, которые должны пройти специальные квалификационные экзамены, чтобы получить сертификат.

На практике PRINCE2 представляет собой процессный метод управления проектом. Он основан на 7 принципах: длящегося мотивирования бизнеса, обучения на опыте, определении ролей и обязанностей, управления по стадиям, управления путем исключений сосредоточиться на продукции и учитывать особенности окружающей среды проекта. Также выделяются семь тем: экономическое обоснование ситуации, организация, качество, планы, риск, изменения и прогресс и семь процессов: начало проекта; запуск проекта; управление проектом; контроль стадий; управление производством продукта; контроль границ стадий; завершение проекта; планирование .

Иной подход предлагает методология «Критических цепей управления проектами». Она базируется на методе критической цепи, предложенном Э. Голдраттом, и принципах теории ограничений, которая, в дополнение к традиционной технике оценки и анализа проектов PERT, опирается на расчёты по зависимостям ресурсов, рискам, неопределённостям. В частности, в методе широко применяются буферы для снижения проектных рисков и обеспечения устойчивости построенного плана-графика проекта, визуализации «трендов проникновения в буферы» (англ. fever chart), расчёт проекта от крайнего срока завершения (а не от начала, как в классическом PERT). В сути методологии находится ряд последовательных действий: Планирование; Выполнение; Контроль .

Модель управления проектами Agile, основывается на принципах управления взаимодействием между людьми, основанном на представлении о

любом процессе, как о сотрудничестве людей. Проект здесь понимается как серия относительно малых задач, задуманных и выполненных в итоге адаптивным способом, как требует ситуация, а не как предварительно запланировано .

В свою очередь Лин-менеджмент в центр методологии поставил вопросы производственной экономии при реализации проекта, сосредотачиваясь на достижении проектных целей с меньшим количеством затрат и сокращением времени.

Экстремальный проект-менеджмент констатирует, что использование сложных моделей для организации проектов охватывающих срок в несколько недель, как показала практика приводил к ненужным затратам и низкой маневренности в ряде случаев. Приложение экстремального управления к другим видам проектов - чрезвычайное управление проектом, которое может использоваться в сочетании с моделированием процесса и управленческими принципами управления взаимодействием людей.

Наконец, управление реализацией преимуществ (В1?М) повышает эффективность ординарных методов управления проектом через повышение внимания к результатам (преимуществам) проекта, а не к продукции. С обязательным измерением степени, до которой это обеспечивает развитие проекта. Такой подход может помочь снизить риск неудачного окончания проекта, обеспечивая соотношение цели проекта/продукция, но будучи не в состоянии обеспечить выгодность такого соотношения.

Переходя к характеристике социального управления, следует отметить, что существует множество подходов к его определению. Так в одну из групп таких подходов можно отнести зарубежных и отечественных авторов, считающих, что социальное управление есть разновидность управления вообще и, поэтому, его следует определять через общее определение управления. В эту группу войдут Ф. Тейлор, П. Друкер, В.Н. Иванов, В.И. Куценко .

В свою очередь, вторая группа полагает социальное управление уникальным явлением и, соответственно, дают ему определение, не сводимое к генеральному определению управления. В эту группу могут быть включены И.М. Слепенков и Ю.П. Аверин, Г.В. Осипов, В.И. Франчук .

При этом последний предложил обобщенное определение, заключающееся в следующем: Социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем. При этом под социальными проблемами по-

МИР МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3. С. 50-55

нимаются ситуации, несовместимые с ценностями большинства (или значительного числа) членов организации, или отклонения от общепринятых социальных норм. Понятие социальной проблемы служит для выражения соответствующей социальной потребности .

В этих условиях в социальном управлении существует весьма широкая методологическая база. Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические. Административные (директивные) методы характерны для формальных организаций, средствами их реализации являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Законодательные методы, в отличии от административных, основаны нормативном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов. Методы мотивации действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких результатов в своей работе. Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями. Социально-психологические методы основаны на моральном воздействии коллектива на своих членов, они включают средства формирование новых духовных ценностей или укрепление старых, такие как воспитание, моральное поощрение и взыскание.

Наконец, совсем недавно появилась методика управления социальными проектами. Управление социальным проектом (англ. Social project management) определяется сегодня как нетрадиционный способ организовать проекты и осуществлять управление ими. В наиболее простой форме управление социальными проектами можно сравнить с социальной сетью. Экстраполируя её принципы на управление проектами можно констатировать, что эта методика появилась как ответ на появление распределенной структуры проектов, где исполнители, используя современные средства телекоммуникаций, могут быть удалены друг от друга н огромные расстояния. В этих условиях парадигма управления социальными проектами основана на философии увеличения открытости и непрерывной коммуникации, внутри и снаружи команды. Реализация проекта, в этих условиях, осуществляется как потоковая деятельность, реализуемая через интеграцию с социальной сетью организации.

В основе построения методологи управления социальными проектами идея децентрализации системы управления и установление принципа равенства в деятельности команды. Однако, при реализации больших и глобальных проектов должности менеджеров все-таки вводятся, но их задача не руководить, а обеспечивать сотрудничество участников команды.

Давая характеристику методологии управления социальными проектами, следует отметить, что в ней могут быть выделены следующие черты:

Во-первых, методы управления социальными проектами органично входят в методологию управления организацией, которая их реализует. Их важным отличием выступает то, что они реализуются применительно к социальным проектам. Они составляют специальную платформу в системе управления организацией, которая задействуется тогда, когда начинается реализация социального проекта.

Во-вторых, в центре методологии управления социальным проектом находится формальный график проектных работ и все действия команды и её совместная функциональность связаны с этим графиком. При этом, в системе управления находятся скорее инструменты организации сотрудничества внутри проектной команды и между командой и сторонними субъектами, нежели чем инструменты директивного воздействия.

В-третьих, методика управления социальными проектами обеспечивает непрерывность деятельности, которая позволяет команде и заинтересованным сторонам формировать совместную заинтересованность в осуществлении проекта и достижении его целей .

Такая ситуация приводит нас к тому, что важнейшим элементом системы управления становится формирование команды и налаживание действенных связей между ее участниками. Генеральная цель здесь заключается в обеспечении ееё надлежащего функционирования в условиях многооперационной структуры проекта, где операции выполняются практически одновременно, а интегрируются последовательно. Это положение еще более актуализируется, если проект выполняется на межнациональном или, особенно, глобальном уровне.

Рассматривая вопрос управления социальными проектами бизнеса, необходимо отметить, что сегодня, по данным оглашенным на Всемирном экономическом форуме 2012 года наиболее эффективным средством управления социальным проектом является создание специального механизма управления целевым образом ориентированного на управление социальными проектами. Иные формы и модели управления, когда обязанности по управ-

лению социальными проектами бизнеса возлагаются на менеджмент или маркетинг предприятия.

В этих условиях можно констатировать, что механизм управления социальным проектом бизнеса может включать собственно элементы управления, системы мониторинга и сигнальные механизмы как средства сообщения о нарушении норм поведения.

Очевидно, что такой сложный механизм управления обусловлен тем, что социальные проекты бизнеса обращаются сегодня к самым неотложным проблемам, стоящим перед лицом общества или сообщества, будучи призванными решить их посредством использования масштабируемых, самоокупаемых и инновационных бизнес-моделей. Они должны уравновесить финансовую ответственность и социальное воздействие и скоординировать многочисленные группы заинтересованной стороны, включая инвесторов, сотрудников, надзорных органов, клиентов и бенефициариев. В результате процесс управления социальным проектом бизнеса выступает как процесс создания сложного компромисса.

В этих условиях, тщательно сформированный, хорошо разработанный и эффективно функционирующий механизм управления становится залогом наиболее полного достижения целей социального проекта бизнеса. Практика, однако, что высшее руководство многих предприятий и организаций, начинающих реализовывать социальные проекты, отказываются от формирования специального механизма управления, мотивируя это уверенностью в способностях уже имеющегося на предприятии менеджмента эффективно организовать исполнение социального проекта, либо не желая допускать дополнительных финансовых затрат на содержание специального механизма управления. В рамках такой политики происходит подмена цели управления социальным проектом, где на смену достижению социально-полезного результата приходит стремление менеджмента не допустить трат, сэкономить ресурсы и пр.

В действительности управление социальным проектом бизнеса должно нести в себе целый ряд ключевых черт и особенностей. Среди них согласованность проекта и управления им с миссией и политикой организации, стремление к удовлетворению требованиям различных заинтересованных сторон, ориентация на наиболее полное достижение социального результата. На практике специальный механизм управления социальным проектом в состоянии эффективно реализовывать следующие полномочия:

1. Оказывать стратегическую и экспертную поддержку, что обосновывается привлечением в

управление лиц, обладающих специальными и экспертными знаниями;

2. Обеспечить доступ к внешним сетям, через которые могут быть осуществлены или существенно облегчены сбор средств, продвижение информации о проекте и привлечение высоко талантливых исполнителей в проект;

3. Снизить коэффициент «ручного управления» со стороны учредителей проекта, гарантируя, что он будет реализовываться надлежащим образом без непосредственного привлечения руководящих усилий основателя или руководства;

4. Посылать «сигналы доверия» внешним заинтересованным сторонам, на основании которых инвесторы, подрядчики и клиенты могут доверять больше исполнителям проекта и всей организации в целом.

Рассматривая структуру механизма управления социальным проектом бизнеса, следует отметить, что в её составе могут быть выделены несколько компонентов, имеющих ключевую важность. Среди них могут быть выделены следующие:

Взаимоотношения с учредителем/основателем проекта;

Юридическая структура управления проектом;

Финансовая структура проекта;

Комплекс реакции на изменения внешней среды;

Комплекс изменений при достижении проектом следующей стадии жизненного цикла.

Инициативным элементом системы управления социальным проектом бизнеса выступает её взаимодействие с учредителем/основателем проекта. Переоценить важность этого элемента затруднительно по многим причинам. Тесная взаимосвязь с учредителем, в конечном итоге, призвана гарантировать гармонию и единое видение, с одной стороны, той миссии социального проекта бизнеса, которую в него закладывает основатель, а, вместе с тем, всех стратегических решений, которые будет принимать управление проектом.

В этих условиях, необходимо также отметить одну важную деталь, что тесное взаимодействие между основателем и управлением проектом не должно превращаться в бесконечный процесс. На определенном этапе основателю следует отойти в сторону, а образовавшуюся нишу занять органам управления проектом. Именно они на практике будут непосредственно реализовывать миссию, видение и ценности, заложенные основателем при учреждении проекта в стратегии, тактике и в конкретных операциях. Учитывая это управление должно запланировать последовательность мероприятий на всю перспективу реализации проекта строго в рамках выработанной стратегии.

МИР МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 201S. Т. б. № 3. С. S0-SS

Исходя из сказанного, ключевыми процессами, которые происходят во взаимодействии управления проекта с основателем, является определение руководителя проекта. Здесь, наиболее часто, реализуются две модели:

Руководитель проекта выбирается своих собственных сотрудников, который уже знаком с операциями по реализации социальных проектов и социальной стратегией бизнеса.

Для руководства проектом может быть привлечён внешний генеральный директор, которому, как правило, назначается консультант, задача которого ознакомить руководителя с миссией, философией и стратегией социальной составляющей бизнеса компании.

Социальные проекты могут адаптироваться к изменениям в окружающей среде, институциали-зируя новые методы работы и политику, которая автоматизирует совмещение проекта, входящих в него операций и процедур с новыми инструкциями и политикой. Поэтому, в управлении проектом целесообразно выделение ответственного за мониторинг внешней среды и разработку инструкций сообразно с новыми стандартами и требованиями. На практике существуют три основных модели реализации этого назначения: обязанности по мониторингу и анализу изменений принимает на себя действующий сотрудник управления, в управление принимается на работу сторонний специалист, обладающий необходимой квалификацией, или управление распределяет эту функцию по подфункциям на всех участников.

Наконец, комплекс изменений при достижении проектом следующей стадии жизненного цикла. Как правило, это происходит тогда, когда проект входит в ту фазу, на которой фактически реализуется автоматически, имея устоявшиеся формы и модели работы, очерченный круг партнёров и ощутимый социальный результат. До этого, как правило, идет экспериментальный или пробный этап. На всём его протяжении органы управления проектом, как показывает практика, имеют консультативный или не официальный характер, то есть без любых юридических обязательств или полномочий по принятию решения. Объясняется это тем, что они допускают больше гибкости, которая нужна проекту на начальном этапе. Далее целесообразно установить более формальные структуры управления.

Во время переходных стадий механизмы управления крайне важны, особенно когда бренд со-

циального проекта известен, окружающая среда сложна, и должны быть приняты важные решения. Когда бизнес-модель социального проекта зрела, управление может развиться в более активный элемент. Его позиция гарантирует, что известный проект остается в контакте с заинтересованными сторонами и будет верен своей социальной миссии и целям.

Список литературы

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI, 2010, p. 27-35.

6. Social Project Management: Engaging the Social Network to Deliver Project Success White Paper. Trilog Group, 1б April 2011. (13).

9. What is Project Management? / PMI Annual report. Philadelphia, 2012, p. б.

11. Иванов В.Н. Основы социального управления: учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; под ред. В.Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2001.

12. Куценко В.И. Социальное познание и социальное управление. Киев, 1979.

13. Социальное управление: Словарь-справочник / сост. И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин; под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенко-ва. М.: МГУ, 1994.

14. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления / Ин-т организационных систем. М., 2000. С. 14.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 50-55

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research) MODERNIZATION

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

THE BASES OF THE MANAGEMENT OF SOCIAL PROJECTS OF BUSINESS

O. B. Zilberstein, T. Y. Shahnes

In article on wide material the author opens basic approaches to formation of the theoretical base of management of social projects of business. The purpose of work is generalization of theoretical bases of project management of business which have social character. The logic of a statement of material is under construction as follows. In water part of article authors do the assumption that at the heart of an object of research three basic elements are put: project management, social management and management of social projects. Proceeding from this assumption in work further reasonings are under construction. The main part of article contains three subsections. In the first subsection of article definition of the concept «project management» is formulated and methodological approaches to project management (PRINCE2, PERT, the Model Agile, Lean Management, BRM) are generalized. In the second subsection the author"s understanding of entity of social management is presented and the main techniques of social management are considered, and also the characteristic of methodology of management of social projects is given. In the third subsection the author"s concept of entity of management of social projects of business is formulated. In final part of article authors draw a conclusion about the importance of management of social projects of business. This article, first of all, has theoretical and methodological value for formation of effective methods and instruments of management of social projects of business, and also for development of the theory and practice of corporate social responsibility.

Keywords: management, project management, business, social project, social project of business, corporate social responsibility. Correspondence: Zilberstein Oleg B., Moscow International higher business school MIRBIS, Russian Federation, [email protected]; Shahnes T. Y., Moscow International higher business school MIRBIS, Russian Federation, [email protected]

Reference: Zilberstein O. B., Shahnes T. Y. The bases of the management of social projects of business. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 50-55.

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI, 2010, p. 27-35

2. Chatfield, Carl A short course in project management. Microsoft Office Project, 2007, p. 4.

3. Drucker P. The Practice of Management. New York: Harper & Brothers, 1954.

4. Eliyahu M. Goldratt. Critical Chain. North River Press, 1997.

5. Murray A. Managing successful projects with PRINCE2. TSO Publishing, 2009.

6. Social Project Management: Engaging the Social Network to Deliver Project Success White Paper. Trilog Group, 16 April 2011. (13).

7. Taylor F.W. The Principles of Scientific Management. New York and London, Harper & brothers. 1911.

8. What is Agile Project Management? Montreal, Planbox, 2010.

9. What is Project Management? / PMI Annual report. Philadelphia, 2012, p. 6.

10. Wysocki, Robert K. Effective Project Management: Traditional, Adaptive, Extreme. 5th ed. Wiley Publishing, Inc., 2009, p. 22.

11. Ivanov V.N. Osnovy sotzialnogo upravleniya. Uchebnoe posobie / A.G. Gladyshev, V.N. Ivanov, V.I. Patrushev i dr. Pod red. V.N. Ivanova. M.: Vyssh. shK., 2001.

12. Kutzenko V.I. Sotzialnoe poznanie i sotzialnoe upravlenie. Kiev, 1979.

13. Sotzialnoe upravlenie: Slovar-spravochnik. Sost. I.M. Slepenkov, Yu.P. Averin; Pod red. V.I. Dobrenkova, I.M. Slepenkova. M.: MGU, 1994.

14. Franchuk V.I. Osnovy obschey teorii sotzialnogo upravleniya / In-t organizatzionnyh sistem. M., 2000. S.14.

error: Content is protected !!